Казань, 4 сентября 2017 г.
Я сердечно приветствую вас от имени Совета муфтиев России и Духовного
управления мусульман Российской Федерации, организаторов II Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь: Созидание. Интеграция» и молитвенно желаю вам мира, милости Всевышнего Аллаха и Его благословения — ас-саламу алейкум ва рахматуллахи тааля ва баракатуху!
Наша сегодняшняя встреча стала продолжением доброй традиции, заложенной по инициативе китайских коллег в прошлом году в городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая, где мы вместе с мусульманскими лидерами стран Центральной Азии, учеными-исламоведами и государственными деятелями плодотворно обсуждали вопросы серединного пути в Исламе.
И если Синьцзян-Уйгурский регион Китая есть перекресток двух великих культур — китайской и тюркской, то на земле российского Татарстана, который гостеприимно принимает нас сегодня, пересекаются не менее великие русско-славянская, финно-угорская и тюркская цивилизации, каждая из которых также внесла значительный вклад в развитие евразийских экономических и культурных связей по каналам Великого Шелкового пути.
На протяжении многих веков проживающие здесь татары и русские, марийцы и чуваши, удмурты и башкиры, а также многие другие коренные народы Поволжья и Приуралья вместе жили, работали, строили, помогали друг другу в добре, противостояли злу и вместе защищали свою землю от внешних агрессоров.
Интегрируясь в единое российское общество и совместно созидая новые достижения во благо своей общей Родины, они при этом сохраняли свои национальные традиции, язык, культуру и веру.
Несомненно, что этот феномен российской цивилизации в целом и российского мусульманства в частности заслуживает особого внимания исследователей. Однако хочу особо подчеркнуть, что мы ни в кой мере не должны говорить об особой форме или специфическом региональном течении ислама, так как, на самом деле, созидание и интеграция — это фундаментальные ценности ислама, предписанные заключительным Божьим посланием всем последователям.
В Священном Коране говорится:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوباً وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (49: 13).
لِكُلٍّ جَعَلْنَا مِنكُمْ شِرْعَةً وَمِنْهَاجاً وَلَوْ شَاء اللّهُ لَجَعَلَكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَـكِن لِّيَبْلُوَكُمْ فِي مَا آتَاكُم فَاسْتَبِقُوا الخَيْرَاتِ
«Воистину, каждой общине Мы установили свой Закон и путь. И, если бы Бог захотел, то сделал бы вас единой общиной. Но [Он не сделал этого], дабы испытать вас в дарованном вам. Так соревнуйтесь же меж собою в добрых деяниях» (5: 48).
وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5: 2).
وَقُلِ اعْمَلُوا فَسَيَرَى اللَّهُ عَمَلَكُمْ وَرَسُولُهُ وَالْمُؤْمِنُونَ
«Скажи: „Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие“» (9: 105).
وَلاَ تُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ بَعْدَ إِصْلاَحِهَا وَادْعُوهُ خَوْفاً وَطَمَعاً إِنَّ رَحْمَتَ اللّهِ قَرِيبٌ مِّنَ الْمُحْسِنِينَ
«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (7: 56).
Дорогие участники конференции!
На этом перекрестке культур и цивилизаций, месте встречи Европы и Азии, в конце ХIХ – начале ХХ вв. появились мусульманские мыслители, впитавшие в себя как богатейшее наследие Востока, так и достижения российской и европейской науки, которые предложили новые формы осмысления вышеупомянутых коранических императивов созидания и интеграции. Так, например, «отец российского мусульманства», как его называли современники, выдающийся крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский в своем фундаментальном труде «Русское мусульманство» писал об исламе: «Учение, которое имеет догматом любовь к земле, которая кормит, и верность повелителю, который охраняет, не оставляет места отчужденности, обособленности, неприязни…»
А почти полвека спустя другой наш прославленный соотечественник богослов Муса Джаруллах Бигиев в своей знаменитой «Азбуке ислама» писал: «Ислам — это религия действия. Это религия, провозглашающая веру в благотворность человеческой деятельности и ее необходимость... Основой ислама являются следующие одиннадцать пунктов: осуществление наместничества человека на земле, его господство, основанное на знании законов природы, использование им огромных природных богатств всеми возможными путями и способами, обеспечение всех потребностей человека, использование кладовых природы, богатство и благосостояние человека, его экономическая мощь, знания, промышленность, красота и искусство».
Эти мысли и идеи мусульманские просветители России пытались донести и до своих единоверцев в других регионах, воспользовавшись для этих целей древними каналами Великого Шелкового пути. В начале прошлого столетия они отправились в Бухару, Самарканд, Фергану, Шымкент, Ош, Кашгар, Урумчи, Кульджу, Шанхай, Харбин и другие города, где выступали с лекциями и открывали новометодные медресе, в которых вместе с религиозными дисциплинами преподавался русский и другие европейские языки, а также предметы естественно-гуманитарного цикла.
Именно в этих медресе, как известно, получила образование большая часть интеллектуальной элиты этих регионов.
Хотел бы еще раз напомнить, что многолетний глава правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района и Китайской исламской ассоциации Бурхан Шахиди также являлся выпускником основанного выдающимся российским богословом и будущим муфтием Внутренней России Галимджаном Баруди новометодного медресе «Мухаммадия» в Казани.
В связи с этим хотел бы особо отметить, что традиции, прославившие дореволюционную мусульманскую школу нашей страны, — это, в первую очередь, гармоничное сочетание исламского богословия с наукой, умение готовить не только высокообразованные кадры мусульманского духовенства, но и глубокомыслящих мусульманских интеллектуалов, готовых созидать на пользу обществу и в других сферах деятельности.
Надеюсь, что открывающаяся Болгарская исламская академия станет достойной продолжательницей этих славных отечественных традиций.
Отмечая повышенный интерес к нашей прошлой и настоящей конференциям со стороны религиозных и научных деятелей, органов государственной власти стран-участниц, а также ряда международных организаций, хотел бы обратиться к нашему высокому собранию с предложением расширить формат ее проведения и учредить международный форум «Духовный Шелковый путь», пригласив к участию в нем лидеров всех традиционных конфессий России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и других стран Евразии. Уверен, что такая широкая площадка станет еще одним большим шагом к усилению интеграционных и созидательных процессов как внутри наших стран, так и между ними.
Молитвенно желаю всем участникам конференции плодотворной работы и благодарю за внимание!
Аминь!
Источник: пресс-служба СМР