Пятница 26 апреля 2024 г.
Фаджр
01:41
Восход
05:00
Зухр
12:39
Аср
17:42
Магриб
20:12
Иша
22:38
Вконтакте Одноклассники Youtube

Имамы Тюменской области узнали о богословском наследии татарского народа

Имамы Тюменской области узнали о богословском наследии татарского народа
25 Апреля 2018 года

22 апреля на базе отдыха «Дружба-Ямал» стартовали учебные курсы для имамов Тюменской области, организованные Исламским просветительским Центром ДУМ ТО. В первый день курсов перед имамами выступил член Совета улемов ДУМ РТ Нияз хазрат Сабиров.

В ходе своих выступлений религиозный деятель рассказал о великих татарских богословах.

- Наш народ имеет огромный потенциал в сфере исламского богословия. Мы выпустили серию документальных фильмов, рассказывающих о наших богословах, проживавших в XIX веке и в советское время. Через эти фильмы, которые мы продемонстрируем вам, мы показали все богатство нашего духовного наследия. К сожалению, сегодня многие молодые люди хорошо знают зарубежных ученых, слушают их проповеди, читают их книги. Некоторые из них уходят в экстремистские организации и течения. Это происходит из-за незнания своей истории и духовных традиций. Но наши предшественники успешно воспитывали наше общество, несмотря на то, что они также жили в очень непростое время. В период, когда была уничтожена независимость Казанского ханства, мечети и медресе были разрушены, долгое время мусульмане не могли получать качественное религиозное образование, но благодаря стараниям ученых того времени наша религия и наше богословие было сохранены и Духовное управление мусульман Республики Татарстан занимается возрождением богословской традиции нашего славного народа. Благодаря их стараниям и мудрым наставлениям в сердцах людей не угас свет веры во Всевышнего Аллаха. Наши предки обучали как татар, так и другие народы.

В татарском обществе был широко развит институт ишанов. Кто такие ишаны и какова их функция? Ответом на этот вопрос стали слова татарстанского богослова, объяснившего данное явление в жизни татар-мусульман.

- Ишаны – это духовные наставники, которые занимались воспитанием сердец людей. Они обладают не только знаниями, но и прекрасной нравственностью. Их сердца украшены такими качествами как доброта, милосердие, щедрость, кротость. Они являются друзьями Всевышнего Аллаха. По этой причине они сильно отличаются от обычных людей. Каждое их действие и слово напоминает о Всевышнем. Их роль была велика в духовно-нравственном совершенствовании общества. Когда был период атеизма, мечети и медресе были закрыты, они благодаря своей мудрости и знаниям смогли передать людям духовные ценности. Благодаря их искреннему служению сохранились духовно-нравственные скрепы, традиции религии.

Нияз хазрат обратил внимание слушателей на самых знаменитых из них.

- Среди таких людей можно назвать Зайнуллу Расулева. Он родился в праздник жертвоприношения Курбан-байрам в 1833 году в деревне Шариф в Троицком уезде Оренбургской губернии (ныне – Учалинский район Республики Башкортостан). Зайнулла Расулев изучал шариатские науки у признанных ученых своего времени. Его духовным наставником в тарикате накшбандийа был шейх Ахмад Зыяэтдин бин Мустафа Гумушханеви. От него Зайнулла ишан получил разрешение на обучение и воспитание учеников. Количество последователей Зайнуллы хазрата насчитывало тысячи человек, среди которых были представители таких братских друг другу народов, как татары, башкиры и казахи. В 1884 году он обосновался в городе Троицке в качестве имама мечети на улице Амурская. Благодаря Зайнулле Расулеву Троицк превратился в основной центр обучения мусульман Российской империи. Рядом с мечетью Зайнулла ишан основал медресе «Расулия», в котором наряду с шариатскими науками обучали и светским дисциплинам. В нем обучались не только татары, но и соседние народы – из Средней Азии и Дагестана. Поэтому этого ишана знают не только в России, но и в других уголках мусульманского мира. Проявляя почет нашему богослову, мусульмане Дагестана открыли в столице своей республики мечеть имени Зайнуллы Расули. Этот их шаг обоснован тем, что личность Зайнуллы ишана сыграла большую роль в воспитании мусульман Кавказа.

Известный татарский педагог и журналист Ахмадхади Максуди писал: «Величайшая заслуга Зайнуллы хазрата перед нацией состоит в том, что он давал на любой из вопросов современности ответ, соответствующий шариату».

Шейх Зайнулла Расули умер в феврале 1917 года в возрасте 84 лет.

Его известным учеником был Баязид хазрат Хайруллин. Он жил в Махачкале, умер в 1950 году. Что интересно, он занимался духовным воспитанием не только махачкалинских татар, но и других народов, которых в Дагестане насчитывается более 30. Про него мы собрали интересную информацию, сейчас в Махачкале живет его внучка. Она рассказала, как Баязид хазрат давал наставления, как он обучал. Она говорит, что двери его дома всегда были открыты, мог прийти любой человек и получить наставления, духовную пищу. Даже приходили больные люди, которые излечивались благодаря молитвам Баязид хазрата. Она рассказывала, что его хотели репрессировать, забирали, он прощался с семьей, но всегда возвращался. Благодаря милости Всевышнего он остался в Махачкале. Также он внес вклад в расширение центральной мечети в Махачкале. В Дагестанском селе Тарки открылась мечеть, названная его именем – как и Зайнуллы Расули. Для нас очень приятно, что в Дагестане действуют две мечети, носящие имена татарских духовных наставников.

Нияз хазрат также остановился на личности еще одного яркого представителя татарского богословия - Мухаммадзакире ишане Чистави.

- Он жил в XIX веке: родился в 1804 году, умер в 1893 году. Он родом из деревни Сасна Малмыжского уезда Казанской губернии (ныне Балтасинского района Республики Татарстан). Мухаммадзакир хазрат окончил знаменитое Маскаринское медресе (ныне Кукморский район). Затем был назначен имам-хатыйбом Чистопольской мечети. Его наставником, от которого он получил разрешение на воспитание муридов (учеников), был шейх Махмуд афанди ад-Дагистани. Кроме того, он занимался торговлей, был очень богатым человеком, купцом второй гильдии. Часто приходится слышать, что ишаны – суфии, они занимаются только поклонением, они отшельники и полностью отреклись от мира, но это мнение ошибочно. Если мы будем внимательно изучать жизнь наших ишанов, то увидим, что они занимались и мирскими делами, но при этом никогда не забывали о Всевышнем. Их сердца всегда были вместе с Аллахом, поэтому они были далеки от лжи, обмана и показухи. Они этому обучали других людей. Они призывали никогда не забывать о Создателе, а также к труду и знанию. Мухаммадзакир ишан Чистави – яркий пример такой личности, который трудился ради нации и достиг высот и в материальном, и в духовном планах.

Мухаммадзакир ишан имел широкую известность мецената. На свои личные средства построил медресе «Камалия». Он сам содержал преподавателей и шакирдов этого медресе. В медресе «Камалия» в конце 80-х годов XIX века обучались одновременно около 400 шакирдов из разных уголков Российской империи. Из его стен вышли известные крупные общественные деятели и просветители – Ризаэтдин Фахретдин, Фатих Карими, Гаяз Исхаки и др. В 1882 году на средства Мухаммадзакира Чистави была построена мечеть второго прихода. Одним из известных муридов Мухаммадзакира ишана был общественный и религиозный деятель, муфтий Дагестана и Северного Кавказа Сайфулла-кады Башларов.

В одном из архивных документов 1893 года есть такие строки о Мухаммадзакире Камалове: «Он был хорошо известен в мусульманском мире, и не только в Казанской губернии, но и далеко за ее пределами… Такую широкую известность мулла Мухаммадзакир приобрел своей обширной ученостью в мусульманских науках и безупречным, с точки зрения магометанского шариата, образом жизни. Он был в глазах татарского общества и ученый, и святой ишан как носитель учености, и мударрис (учитель)».

Двери дома ишана были открыты для всех. К нему приходили и за духовными советами-наставлениями, и за милостыней.

Ишаны призывали к религии и нравственности не только проповедями, но и образом жизни. Они действительно являются примером. У Мухаммадзакира ишана была большая семья. От первой жены у него было 4 ребенка, от второй жены – 14 детей. У него было богатырское здоровье. Он был и физически, и духовно сильным человеком.

Выдающийся богослов Мухаммадзакир хазрат умер в 1893 году. Похоронен на мусульманском кладбище в г. Чистополе.

Одну из своих лекций Нияз хазрат посвятил советскому периоду татарского богословия, также подробно описав жизненный путь великих деятелей того периода.

Особый интерес у слушателей вызвали лекции о распространении суфизма среди татар.

- На наши земли суфийская традиция пришла из Центральной Азии. Корни суфизма восходят к периоду пророка Мухаммада, мир ему. Потом, как мы знаем, ислам распространился на многие территории, и там уже развивались разные науки. Одна из наук, получивших развитие, – это тасаввуф. Нужно понимать, ислам имеет три основные части – это вера, поклонение и нравственность. Вопросы веры изучает наука «акыда», правила поклонения – «фикх», духовно-нравственного воспитания, ощущения сердца – тасаввуф. Суфизм – это неотъемлемая часть ислама, его духовно-нравственная сторона. Суфизм распространился на наших землях примерно в XI-XII веках.

Говоря о наследии предков, Нияз хазрат поделился с участниками курсов своими впечатлениями о своих научных экспедициях на Кавказ и Среднюю Азию.

- В ходе посещения Дагестана и Узбекистана, я обнаружил, что местные мусульмане до сих пор пользуются трудами наших ученых. Наследие татарских богословов очень богатое, их книги получили распространение во многих регионах, и не только России. Например, в Дагестане нам рассказали, что Коран, изданный в Казани, читали до 1990-х годов. Других изданий Корана в Дагестане не знали. Коран «Казан басмасы» читают как на Кавказе, так и в других регионах мусульманского мира.

Имамам мусульманских приходов было очень приятно узнать о столь великом наследии своего народа. Лекции Нияза хазрата получили широкий резонанс среди имамов Тюменской области в большинстве своем представителей татарской нации.


Фотогалерея


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме