Суббота 27 апреля 2024 г.
Фаджр
01:32
Восход
04:58
Зухр
12:39
Аср
17:43
Магриб
20:14
Иша
22:43
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Пророческие чудеса (Му‘джиза)

Пророческие чудеса (Му‘джиза)

С Именем Аллаhа Милостивого для всех в этой жизни и только для верующих в последующей. Хвала Аллаhу Господу миров! Больше почета и величия нашему Пророку ﷺ, безопасности и мира его общине!

Средством для познания Пророка является му‘джиза. Это необыкновенное (сверхъестественное) явление, происходящее в подтверждение слов того, кто утверждает о своем пророчестве, и сохраненное от противостояния чем-то подобным.

Необычные, но не сверхъестественные явления не являются пророческими чудесами. Также, сверхъестественные явления, которые не сочетаются с притязанием на пророчество, подобно сверхъестественным явлениям, происходящим у праведников (аулия), не являются пророческими чудесами, но называются караматами.

Также не является пророческим чудом то, чему можно противостоять подобным, как магия, потому что магии можно противостоять другой магией.

Два вида пророческих чудес:

Некоторые пророческие чудеса происходят по требованию людей, а другие без требования.

Пример первого вида – верблюдица Салиха, которая вышла из скалы. Его народ просил у него это словами: «Если ты являешься Пророком, посланным к нам, чтобы мы уверовали в тебя, то выведи для нас из этой скалы верблюдицу с верблюжонком», и он вывел для них верблюдицу и с ней был верблюжонок, тогда они удивились и уверовали в него. Потому что если бы он солгал о том, что Аллаh послал его, то он не явил бы это необычное сверхъестественное событие, которому никто из людей не способен противостоять чем-то подобным, и таким образом, довод был утвержден в отношении них и не осталось для них оправдания не уверовать. И им не остается ничего, кроме как подтвердить пророчество, ведь разум обязывает подтвердить миссию пророчества того, с кем произошло подобное неодолимое явление. А тот, кто не уверовал и упрямствовал, такой считается отвергающим ценность разумного довода.

Ко второму виду относится произнесение едой прославления Аллаhа (тасбиха) в руках Пророка ﷺ.

Пророческие чудеса, произошедшие до Пророка Мухаммада

Из примеров пророческих чудес, произошедших до Мухаммада ﷺ – отсутствие влияния большого огня на Пророка Ибраhима, который не сжег его и даже его одежду. Также превращение посоха Мусы в настоящую змею, а затем ее возвращение в прежнее состояние, после того как колдуны, которых привел фараон для противостояния ему, признали и уверовали в Аллаhа и отказались от фараона, признав правдивость Мусы в том, что он передал.

Также, события, произошедшие с ‘Исой, как например, оживление мертвых. Когда произошло это чудо, то те, кто считал его лжецом и желал навести на него клевету, не смог противостоять ему ничем подобным.

Также с ним произошло другое великое и удивительное событие – исцеление слепого с рождения, и никто из его современников не был в состоянии противостоять ему ничем подобным, несмотря на развитость медицины в том веке.

Все это указывает на их правдивость в том, что они передали, как например, обязанность поклонения одному Создателю, не придавая Ему соучастника и обязанность соблюдения деяний, к которым они призывали.

Чудеса Пророка Мухаммада

Что касается Пророка Мухаммада ﷺ, то к его чудесам относятся следующие необычные события:

Тоска ствола пальмы. Во время проповеди в своей мечети Пророк ﷺ опирался на ствол пальмы до того, как ему сделали минбар. А когда ему сделали его, он поднялся и начал проповедь с минбара, и в это время ствол начал издавать жалобные звуки так, что его стон услышали те, кто находились в мечети, тогда Посланник Аллаhа ﷺ спустился, протер его рукой и тот замолчал[1].

Разговор с животным. Передал имам Ахмад[2] и аль-Байhакый[3] с достоверным иснадом из хадиса Йа‘ля ибн Мурра ас-Сакафи, он сказал: «Когда мы с Пророком шли, мимо нас проходил верблюд, на котором несли воду, и когда верблюд увидел его, то издал звуки из горла и опустил переднюю часть своей шеи. Пророк остановился рядом с ним и спросил: «Где хозяин этого верблюда?» Когда хозяин пришел к нему, Пророк ﷺ сказал: «Продай мне его» и тот ответил: «Мы подарим тебе его, о Посланник Аллаhа, но поистине, он принадлежит семье, у которых нет заработка, кроме него». Тогда Пророк ﷺ сказал: «То, что ты упомянул это одно, однако он пожаловался мне на множество работы и малое количество корма, обращайтесь к нему лучшим образом».

Передал Ибн Шахин в «Даляиль ан-нубувва»[4] от ‘Абдуллаhа ибн Джа‘фара, что он сказал: «Однажды Посланник Аллаhа посадил меня сзади себя и вошел в сад одного человека из ансаров, и вдруг перед нами оказался верблюд. Когда он увидел Пророка, то стал издавать жалобные звуки и пролил слезы, тогда к нему подошел Пророк и потер за его ухом и тот успокоился. Затем спросил: «Кто хозяин этого верблюда?». Пришел юноша из ансаров и сказал: «Он мой». Пророк ﷺ сказал ему: «Побойся Аллаhа в отношении этого животного, которым Аллаh наделил тебя, поистине, он пожаловался мне, что ты моришь его голодом и заставляешь его напряженно трудиться». Этот хадис достоверный, как сказал мухаддис Муртада аз-Забиди в разъяснении «Ихйа ‘Улюм ад-дин»[5].

Биение воды ключом между пальцев. Данное чудо наблюдалось в нескольких местах и передавалось многими путями, совокупность которых ведет к категорическому знанию, которое берется из смыслового таватура[6]. Этого му‘джиза не было ни у кого, кроме нашего Пророка ﷺ. Вода била ключом из его плоти, и это более значительно, чем биение воды ключом из камня, по которому ударил Муса, так как появление воды из камня известно и случается, в отличии от ее появления из плоти и крови. Передал Джабир, Анас, Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Аббас, Абу Ляйля аль-Ансари и Абу Рафи‘.

Передали аль-Бухарий[7] и Муслим[8] от Анаса слова:

رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ وَقَدْ حَانَتْ صَلاةُ الْعَصْرِ وَالْتَمَسَ الْوَضُوءَ فَلَمْ يَجِدُوهُ فَأُتِيَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ بِوَضُوءٍ فَوَضَعَ يَدَهُ فِي ذَلِكَ الإِنَاءِ فَأَمَرَ النَّاسَ أَنْ يَتَوَضَّؤُوا فَرَأَيْتُ الْمَاءَ يَنْبُعُ مِنْ بَيْنِ أَصَابِعِهِ فَتَوَضَّأَ النَّاسُ حَتَّى تَوَضَّؤُوا مِنْ عِنْدِ ءَاخِرِهِمْ. وَفِي رِوَايَةٍ لِلْبُخَارِيِّ قَالَ الرَّاوِي لِأَنَسٍ كَمْ كُنْتُمْ قَالَ ثَلاثَمِائَةٍ

«Я видел Посланника Аллаhа, и уже наступило время намаза аль-‘Асра, он попросил воду для омовения. Они не нашли ее, потом Посланнику Аллаhа принесли воду для омовения, он положил свою руку в тот сосуд и велел людям совершить омовение. Я видел, как вода била ключом между его пальцами. Люди все до последнего совершили омовение». В риваяте аль-Бухарий передатчик сказал Анасу: «Сколько вас было?», на что он ответил: «Триста».

Также передали аль-Бухарий[9] и Муслим[10] от Джабира:

عَطِشَ النَّاسُ يَوْمَ الْحُدَيْبِيَةِ وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ بَيْنَ يَدَيْهِ رَكْوَةٌ يَتَوَضَّأُ مِنْهَا فَجَهَشَ النَّاسُ [أَيْ أَقْبَلُوا إِلَيْهِ] فَقَالَ مَا لَكُمْ فَقَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ لَيْسَ عِنْدَنَا مَا نَتَوَضَّأُ بِهِ وَلا مَا نَشْرَبُهُ إِلَّا مَا بَيْنَ يَدَيْكَ، فَوَضَعَ يَدَهُ فِي الرَّكْوَةِ فَجَعَلَ الْمَاءُ يَفُورُ مِنْ بَيْنِ أَصَابِعِهِ كَأَمْثَالِ الْعُيُونِ، فَشَرِبْنَا وَتَوَضَّأْنَا، فَقِيلَ كَمْ كُنْتُمْ قَالَ لَوْ كُنَّا مِائَةَ أَلْفٍ لَكَفَانَا كُنَّا خَمْسَ عَشْرَةَ مِائَةً

«В день аль-Худайбийи люди испытывали жажду, и у Посланника Аллаhа был сосуд, из которого он совершал омовение, люди подошли к нему, и он сказал: «Что с вами?» Они сказали: «О Посланник Аллаhа, у нас нет воды, которой мы совершили бы омовение и нет воды для питья, кроме той, которая у тебя». Тогда он положил свою руку в сосуд, и вода стала бить ключом между его пальцев подобно родникам. Мы испили и совершили омовение. Было сказано: «Сколько вас было?», и он сказал: «Если бы нас было сто тысяч, то нам бы хватило, нас же было полторы тысячи».

Вода, бившая ключом, выходила из самой плоти, как об этом высказался ан-Нававий[11] в комментариях к сборнику Муслима, и подтверждают это слова Джабира: «Я видел, как вода выходит», а в другом риваяте: «Бьет ключом» между его пальцами».

Возвращение глаза Катады после того, как он был вырван. Передает аль-Байhакый в «ад-Даляиль»[12] от Катады ибн Ну‘мана, что в битве при Бадре был поражен его глаз и вытек зрачок по щеке. Те, кто был рядом, хотели отрезать его и спросили Посланника Аллаhа ﷺ, но он сказал: «Нет», после чего позвал Катаду и вернул зрачок своей ладонью на место, после чего он не знал какой из его глаз был поражен.

Об этих двух му‘джиза высказались стихами некоторые восхваляющие:

إِنْ كَانَ مُوسَى سَقَى الأَسْبَاطَ مِنْ حَجَرٍ فَإِنَّ فِي الْكَفِّ مَعْنًى لَيْسَ فِي الْحَجَرِ

إِنْ كَانَ عِيسَى بَرَا الأَعْمَى بِدَعْوَتِهِ فَكَمْ بِرَاحَتِهِ قَدْ رَدَّ مِنْ بَصَرِ

«Если Муса напоил родовые колена (водой, вышедшей) из камня,

То в ладони содержится смысл, которого нет в камне.

Если ‘Иса излечил слепого своей мольбой,

То как велико, что своей ладонью он [Пророк Мухаммад] вернул зрение».

Произнесение едой прославления Аллаhа в руке Посланника Аллаhа. Передал аль-Бухарий[13] из хадиса Ибн Мас‘уда, что он сказал: «Мы ели еду вместе с Пророком и слышали, как еда совершала тасбих»[14]. Это му‘джиза более удивительное, чем оживление мертвых, которое было одним из чудес ‘Исы.

Ночное путешествие (Исра`) и Вознесение (Ми‘радж). Ночное путешествие (аль-Исра`) установлено ясным текстом Кур`ана и достоверной Сунны, в связи с этим, необходимо верить в то, что Аллаh дал Пророку совершить путешествие из Мекки в мечеть аль-Акса ночью.

О Ми‘радже говорится ясным текстом в пророческих хадисах, в Кур`ане же нет ясного текста, однако есть текст близкий к ясному (не имеющему вероятности толкования чем-то другим).

По поводу Исра` сказано в Кур`ане:

﴿ سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلًا مِنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الْأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آَيَاتِنَا ﴾

«Пречист Тот, кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые Наши знамения, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (аль-Исра`: 1).

Ночное путешествие и вознесение были совершены телом и душой и наяву[15].

Передал Муслим[16] от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллаh, что Посланник Аллаhа сказал:

أُتِيتُ بِالْبُرَاقِ وَهُوَ دَابَّةٌ أَبْيَضُ طَوِيلٌ فَوْقَ الْحِمَارِ وَدُونَ الْبَغْلِ يَضَعُ حَافِرَهُ عِنْدَ مُنْتَهَى طَرْفِهِ، قَالَ فَرَكِبْتُهُ حَتَّى أَتَيْتُ بَيْتَ الْمَقْدِسِ فَرَبَطْتُهُ بِالْحَلَقَةِ الَّتِي يَرْبِطُ بِهَا الأَنْبِيَاءُ، قَالَ ثُمَّ دَخَلْتُ الْمَسْجِدَ فَصَلَّيْتُ فِيهِ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ خَرَجْتُ فَجَاءَنِي جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلامُ بِإِنَاءٍ مِنْ خَمْرٍ [أَيْ مِنْ خَمْرِ الْجَنَّةِ اللَّذِيذِ الَّذِي لا يُسْكِرُ وَلا يُصْدِعُ الرَّأْسَ] وَإِنَاءٍ مِنْ لَبَنٍ فَاخْتَرْتُ اللَّبَنَ، فَقَالَ جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلامُ اخْتَرْتَ الْفِطْرَةَ قَالَ ثُمَّ عَرَجَ بِنَا إِلَى السَّمَاءِ...

«Ко мне был приведен Бурак – белое высокое животное, выше осла и ниже мула, которое ставит свое копыто туда, куда падает его взор. Я сел на него верхом, доехал до Иерусалима и привязал его к кольцу, к которому привязывали Пророки. Затем я вошел в мечеть и совершил два ракаата, затем вышел, после чего ко мне пришел Джабраиль с сосудом вина[17] и сосудом молока, и я выбрал молоко. Тогда Джабраиль сказал: "Ты выбрал «Фитру» (легкий, не обременяющий шариат)", затем мы поднялись к небесам…».

В хадисе содержится доказательство того, что Исра` и Ми‘радж были совершены в одну ночь душой и телом и наяву, так как никто из передающих не сказал, что Пророк ﷺ, достигнув Иерусалима, уснул.



[1] «Сахих аль-Бухарий», 4/195, № 3585.

[2] «Муснад», 35/444, № 16907.

[3] «Даляиль ан-нубувва», 6/150, № 2272.

[4] «Даляиль ан-нубувва», аль-Байхакый, 152/26, №2274.

[5] «Итхаф ас-садат аль-муттакын», 2/206.

[6] То есть множество передач говорят о том, что данное чудо произошло у Пророка.

[7] «Сахих аль-Бухарий», 1/45, № 169.

[8] «Сахих Муслим», 7/59, № 6080.

[9] «Сахих аль-Бухарий», 4/193, № 3576.

[10] «Сахих Муслим», 6/26, № 4920.

[11] «Шарх Муслим», ан-Нававий, 7/38.

[12] «Даляиль ан-нубувва», 3/109, № 968.

[13] «Сахих аль-Бухарий», 4/194, № 3579.

[14] «Сахих аль-Бухарий», 3/1312, № 3386.

[15] Утверждение, что аят (وَلَقَدْ رَآَهُ نَزْلَةً أُخْرَى) имеет вероятность того, что это было сновидением недействительно, т.к. это отведение текста от внешнего смысла (тавиль), в то время, как толкование религиозных текстов недопустимо без категоричного довода разума или установленного переданного довода, как об этом сказал ар-Разий (250-311х) в книге «аль-Махсуль» (4/427-428) и другие из основоведов. Однако, здесь нет никакого довода.

[16] «Сахих Муслим», 1/385, № 234.

[17] Приятное райское вино, которое не пьянит и не приносит головные боли

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме