Суббота 27 апреля 2024 г.
Фаджр
01:32
Восход
04:58
Зухр
12:39
Аср
17:43
Магриб
20:14
Иша
22:43
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Статус мужчины в обществе. Норма и особенности его проявления.

Статус мужчины в обществе. Норма и особенности его проявления.

Мир твоему дому и благословение Всевышнего в твоих праведных делах, дорогой читатель.

Вознеся хвалу Всевышнему за его деяния, совершенные по милости, свидетельствуя, что все Его дары к нам по Его Божественной справедливости я раскрою тебе некоторые из возможных статусов мужчины в обществе, о которых упоминают Благородный Коран, пречистая Сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и предписывают обладателям этих статусов определенные нормы поведения.

Мужчина может обладать разными профессиями, социальными и политическими статусами, у него может сложиться определенный авторитет в обществе, он может быть описан многими хорошими эпитетами. Кем бы он не был среди нас- политиком, общественником, бизнесменом, учителем, врачом, духовником и т.д., прежде этих приобретенных статусов он природно, естественно обладает такими статусами, как раб Аллаха ( عبد الله), далее он является сыном кого-то, мужем, отцом, братом по вере и просто гражданином своей страны. Только когда все эти статусы человека проявляются в нем в купе и в должном балансе, учитывая ситуацию (место и время)- мужчина в плане обладания прав и несения ответственности образно будет похож на полноценную нашу ладонь или кулак. Ведь пальцы в нашей ладони- каждый на своем месте, у каждого своя форма, своя функция и они постоянно вместе. В нужный момент приоритет каждого пальца, как и состояния открытой ладони или кулака - определяет потребность и закон(принципы, мораль и право). Мы не можем отбросить остальные пальцы, когда пользуемся одним из них, так и в жизни- мужчина должен учитывать нормы и предписания приличествующие каждому своему статусу и не пренебрегать ответственностью и возможными последствиями.

Итак, основной, первоначальный статус мужчины, объемлющий все остальные – для наглядности представляемый нами как открытая ладонь с пальцами- это статус раба Божьего. И, прежде чем рассказать о его норме и особенностях, давайте вспомним в общем само изначальное отношение к человеку, на разных его стадиях бытия и предбытия. Это очень важно будет знать для тех, кто в этом мире кичится своей важностью. А это, в основном, присуще нам, мужчинам.

Первое- отношение Аллаха к человеку. Оно выражено в Его послании: «И сказал Господь ангелам: «Воистину, Я сделаю на земле наместника» (Св. Коран, 2:30). Бог почтил первого человека-Адама, дав ему почетную миссию еще до его рождения. Почтил быть управленцем, преемником, от которого пойдет род человеческий.

Второе- отношение Ангелов к человеку. Они, в свою очередь, воскликнули (в недоумении, имея некоторые сведения из Хранимой Скрижали о том, какого нрава будут люди: «Господь, позволь молвить. Ты хочешь поселить там тех, кто начнет портить устроенное, сеять раздор и проливать кровь? Мы же возвеличиваем тебя с благодарностью и связываем с тобой лишь Святость». (Св. Коран, 2:30) То-есть если есть мы, ангелы, покорные тебе и безупречные по природе своей, зачем нужен этот грешный человек? Видим, что отношение ангелов к человеку негативное- это недоверие, пренебрежение. «Я знаю то, что вы не знаете». (Св. Коран, 2:30)- заканчивает диалог Всевышний Аллах- защищая свое будущее творение.

Следующий актор этого первого дискурса- Иблис. Каково его отношение к уже сотворенному человеку? Такое же пренебрежение, неприятие да еще и зависть. В отношении этого создания Иблис первый раз ослушался воли своего Создателя. Не выполнил поклон человеку. «Что помешало тебе пасть ниц, когда я приказал тебе?» (Св.Коран,7:12) -спрашивает у него Создатель. Ведь Аллах Господь миров узаконил более высокий статус человека над ангелами велев последним уважительно поклониться ему, и они разом все подчинились. Иблис же сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его из глины» (Св.Коран, 7:12) Перед нами яркий, первый в своем роде пример суждения тварного против воли и приказа Творца. Порочность Иблиса в самооценке и порочность в оценке другого запустила процесс греха и вражды, который длится по сей день и будет идти до самого Судного Дня.

Кстати, насчет Земли и Огня, что из них лучше? Природа земли- смирение, спокойствие, основа для строительства на ней, пригодность для земледелия, сохранения… Природа огня- это необузданное и безрассудное создание, обжигает и этим вредит, не различает, что сжигает на своем пути.

В Благородном Коране есть упоминание о том, какой в Раю будет земля, но нет ничего про огонь. Зато весь ад состоит из огня. Он, по сути, весь там и будет.

Итак: Создатель, ангелы, Иблис- их отношение к человеку мы засвидетельствовали. Что Благородный Коран говорит о человеке? В нем человек описан такими качествами, как «Торопливый», «Слабый», «Неблагодарный», «Забывчивый», «Препирающийся», «Ничтожный», «Невежда» - если откланяется от Божественного руководства. «Разве он не был каплей из семени источаемого»? (Св.Коран, 75:37)- вопрошает Аллах в отношении препирающегося гордеца, кичащегося своим положением.

Хвалится же человек в Священном Коране исключительно благодаря своей покорности воле Господа и благодарности Ему Всевышнему.

Посмотрим на отношение людей (даже самих родителей) к человеку. Когда он был этим «семенем источаемым», отношению к нему было как к нечистотам. Семя стирали и смывали если оно на что-то попадало, делали это брезгливо и стесняясь.

И только состояние рабства- признание в Создателе Господства над собой, покорность его воле и благодарность возвышают человека после любви Аллаха к нему, которую человек получает через родителей. Ведь именно Бог соразмерил и украсил его в утробе матери, сделал желанным, любимым сначала для них, родителей, которым и дал право воспитать из ребенка праведного человека. Аллах дал человеку Сердце и Разум, и они вдвоем, как два хороших коня в упряжке, должны привести человека к Нему, Всевышнему- через размышление, любовь и принятие Его Закона. «Воистину, беззаконникам уготовано мучительное наказание» (Св.Коран, 42:21)- возвещает Аллах в Своем Послании

Далее человек растет, обладая правом выбора: либо он раб страстей, и его ожидает позор и убыток, либо он раб Божий, и это для него честь и спасение.

Ведь именно через состояние «Губудийя»- рабства, а именно через два его составляющих : через «покорность» и «благодарность» (не унижение и фатализм, как оценивают понятие рабства некоторые не сведущие люди), именно через эти благородные состояния он приобретает ЛЮБОВЬ и ПОКРОВИТЕЛЬСТВО Аллаха :«Тебе одному мы покланяемся и только тебя одного просим о помощи»(Св.Коран,1:5) Сначала -поклонение, а потом уже ожидание покровительства и поддержки.

Дорогой читатель, ведь только обретая такое качество, как «ат-таква»- богобоязненность, богопочитание- мы удерживаем себя от богоборчества.

Чтя Его- мы обретаем себя и сохраняем себя от рабства кому-либо помимо Него Всевышнего. Смирением перед Господом мы не попадаем под власть своей гордыни.

Какие же они: «гыбядуЛллах»(рабы Аллаха)? Ответ дан нам в самом Послании, в нашем путеводителе и нравственном кодексе. В суре «Аль-Фуркан» Всевышний описывает нам их словами: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно». (Св.Коран, 25:63). Заносчивость и надменность не совместимы с преданностью Милостивому. Это первое, что Бог противопоставляет здесь покорности и благодарности, ожидаемой со стороны человека. «Воистину, Он не любит высокомерных» (Св.Коран,16:23)- говорит о себе Всевышний.

Раб Аллаха почитаем Им за то, что занят делами поклонения во всех обстоятельствах, совершая все то, чем Аллах доволен и отстраняясь от всего, что вызывает Его недовольство и гнев. И это рабство заключает в себе 4 особенности:

1.Выполнение «Аманата»- завета, договоров, обещаний.

2.Соблюдение «Шариата» -установленных Аллахом законов и границ.

3.Нахождение в состоянии «ар-Рида»- довольства тем, чем Аллах облагодетельствовал.

4. Проявление «ас-Сабра»-терпения, смирения при какой-то нужде.

Признание себя рабом Божьим включает в себя так же следующие благородные качества: когда человека постигают испытания, он остерегается проявлять беспокойство и нетерпение; при бедности он умеет скрывать свою нужду, а при состоятельности свое богатство. Он не становится бременем для людей и не становится для них искушением. Человек понимает, что «рабство»- «аль-губудийя»- такое же неотъемлемое качество верующего во Всевышнего, как и «господство»- «ар-Рубубийя»- неотъемлемый и постоянный атрибут Пречистого Всевышнего Господа.

Подытожим: основной статус человека, как наместника Бога и раба Божьего- определяется «покорностью» и «благодарностью». И уже в нем проявляются другие его возможные статусы, как в ладони разветвлены наши пальцы.

Первое из них- статус дитя. Изначально он чей-то ребенок.

В этом статусе он должен соответствовать следующим присущим именно ему предписаниям. Аллах в Священном Коране говорит: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к нему сотоварищей. Делайте добро родителям» (Св.Коран, Сура Женщины, 4). «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха и относитесь достойно к родителям» (Св.Коран, Сура Ночной перенос, 23.). «Мы заповедовали человеку делать добро своим родителям» (Св.Коран, Сура Лукман, 14 аят.)

Мы с вами видим, что следующее, что идет за необходимым поклонением- это благодеяние сына (дочери) к своим родителям. Аллах даже учит детей молитве за своих родителей: «Господи, внуши мне благодарность за милость которой ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные дела, которыми ты доволен» (Св.Коран, Сура Барханы,15). А так же: «Господи, Помилуй их, как они миловали и воспитывали меня, когда я был маленьким» (Св.Коран, Сура Аль-Исра, 24); «О Господь! Прости мне и моим родителям и верующим грехи в день Расчета» (Св.Коран, Сура Ибрагим,41). «Гукуку аль-валидайн»- непослушание родителям- обозначено в Исламе, как смертный грех.

2. Статус Мужчины -когда подрастет. Или статус МУЖА- МУЖЧИНЫ УВАЖАЮЩЕГО ЖЕНЩИНУ. Мужчина становится МУЖЕМ, когда заключает Никах, который назван в Священном Коране СУРОВЫМ ДОГОВОРОМ.

Обращаясь к мужчинам, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хайрукум ман хайррукум лиахлихи»: « Лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей жене». Вот вам мерило Ислама- это то, чем он взвешивает Мужа.

3.Статус ОТЦА. Все его полномочия и ответственность связаны с заботой о потомстве. Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Куллюкум Рагий ва куллюкум масулюн ган рагыятихи»- «Каждый из вас пастырь и каждый ответственен за свою паству».

4.Статус БРАТА.

«Альмумину ахульмумини, яшудду багдуху багда» провозгласил Посланник Аллаха. Что означает: «Верующий является братом для верующего, усиливает один другого». Значит, Статус брата, когда к тебе обращаются за помощью- это усилить собой подобного себе, проявить о нем заботу.

5. Статус ГРАЖДАНИНА, жителя территориального политического сообщества. Основное появление этого статуса заключено в хадисе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Альмумину- ман салима аннасу мин ядихи ва лисанихи»: «Верующий тот, от чьих рук и языка люди( как верующие, так и неверующие) чувствуют себя в безопасности».

Итак, нареченный быть наместником Бога на земле человек, в первую очередь мужчина должен быть покорным и благодарным своему Господу, признавать себя его рабом и правильно выражать свой статус в семье и в обществе, будь он чьим-то а)дитя, б)мужем, в)отцом, г)братом, д) гражданином своей страны.

Разумный баланс полномочий и ответственности, присущих каждому из перечисленных статусов в одной личности- без игнорирования и неправомерного преувеличения значения чего-либо из них над другим, а также в критических ситуациях определение приоритетности в них

и опора на нужный статус- вот, что формирует верное представление о тебе, мужчина, кем бы ты ни был. Поскольку человек преемник Бога на земле, он не может выбирать в чем ему быть преемником, а в чем нет. Наши намерения и благие дела должны соответствовать каждому нашему статусу. В таком случае права и обязанности, возможности и потребности каждого члена общества будут служить причиной для гармоничного устроения межличностных отношений в семьях и, в целом, общественных отношений в рабочих коллективах, общинах, в нашем родном городе и любимой стране.

Автор: Дамир хазрат Хусаинов специально для информационно-просветительского портала Alhakk.ru 

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме