Пятница 26 апреля 2024 г.
Фаджр
01:41
Восход
05:00
Зухр
12:39
Аср
17:42
Магриб
20:12
Иша
22:38
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Жертвоприношение- великий акт поклонения Всевышнему

Жертвоприношение- великий акт поклонения Всевышнему

Айша (да будет доволен ею Аллах) передает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«В первый день праздника Жертвоприношения нет перед Аллахом – Велик он и Славен – более любимого дела, чем пролитие крови (жертвенного животного). В Судный день она (жертва) явится со своими рогами, копытами и шкурой. Кровь жертвенного животного, еще не пролившаяся на землю, уже обретет благоволение (рида) Аллаха и будет принята Им. Так приносите же жертву с удовлетворенной душой!». (Ибн Маджа, Тирмизи).

Так же Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Кто, имея возможность, не совершит жертвоприношение, пусть не приближается к нашей мечети». (Ибн Маджа, Ахмад).

Жертвоприношение носит название «курбан», что означает «приближение». Т.е. курбан, таким образом, есть то, что призвано приблизить человека к Аллаху. Так как жертвоприношение означает искреннее самоотречение, оно является самым важным средством обретения близости к Аллаху.
В то же время Жертвоприношение – сунна досточтимого пророка Ибрахима.


Совершать жертвоприношение было приказано во 2-м году хиджры. Согласно мнению большинства ученых, жертвоприношение есть сунна муаккада.

Некоторые ученые придерживаются мнения, что следующие аяты служат

Обоснованием для обряда жертвоприношения:

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنسَكًا لِيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ عَلَى مَا رَزَقَهُم مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ

«Для каждой общины Мы определили обряды жертвоприношения [и велели ее последователям] поминать имя Аллаха над дарованными им в удел домашними животными [при заклании]…» (22:34)

«Так совершай обрядовую молитву и закалывай [жертвенное животное]»(108:2)


«И Мы заменили ему [сына] на большую жертву» (37:107).


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после того как снизошло повеление об этом, никогда не пропускал обряд жертвоприношения и совершал его, даже находясь в пути.

Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:


«О люди! Каждый год с каждого дома обязательно (ваджиб) принести в жертву (животное)». (Ибн Маджа, Тирмизи).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) так сказал о достоинствах дней Праздника Жертвоприношения:


«Перед Аллахом самый великий день – это день Праздника Жертвоприношения (Айд-уль-Адха). Следующим по достоинству за ним следует йауму’ль-карр (второй день Праздника Жертвоприношения)». (Абу Дауд).

Поэтому в эти благословенные дни надо приложить усердие для того, чтобы приблизиться к Аллаху. В первом хадисе, приведенном нами, сообщается, что самое богоугодное дело в эти дни – жертвоприношение. Потому что за каждую часть тела жертвенного животного в Судный день человек, совершивший жертвоприношение, получит воздаяние.


Т.к. жертвоприношение требует щедрости и жертвенности как в материальном, так и в духовном плане, нафс очень не любит его. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), размышляя о достоинствах этого обряда и вознаграждении за него, советовал мусульманам совершать его с успокоенной, довольной душой.


Выражения «пролить кровь» и «раньше, чем кровь прольется на землю» в данном хадисе показывают нам, что цель жертвоприношения – «пролить кровь». А цель пролития крови – это проявление правоверным (му’мином) повиновения Аллаху, покорности и устремленности к своему Господу. Ведь Аллах не нуждается в мясе или крови. В священном аяте сказано:

لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ


«Ни мясо их, ни кровь их (то есть жертвенных животных) не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность…» (22:37).


Когда совершенное не от чистого сердца жертвоприношение сына Адама Кабиля не было принято (Аллахом), он, позавидовав своему брату, сказал ему: «Клянусь, я убъютебя». Насколько же глубокий смысл заключен в ответе, который дал ему Хабиль:

قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ


«Воистину, Аллах приемлет [жертву] только от благочестивых мужей» (5:27).


Значит, между жертвоприношением и богобоязненностью (таква) существует тесная связь. Резать жертвенное животное с умиротворенным сердцем могут только благочестивые люди. Поэтому жертвоприношение, украшая совершившего его качествами благочестия, приближает его к Аллаху. А перед Аллахом самым благородным человеком является самый благочестивый.


Аллах принимает только ту жертву, которая принесена по Его повелению и только ради Его довольства (рида). Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:


«Да проклянет Аллах того, кто режет жертву во имя кого-то другого, кроме Аллаха». (Муслим, Насаи).


Во втором хадисе содержится строгое предупреждение для тех, кто, имея возможность, не совершают жертвоприношение. Здесь не имеется в виду, что у такого человека намаз будет не правильным. Но определяется наказание за этот поступок и сообщается, что такой человек будет отдален от благочестивых людей и, таким образом, нанесет себе непоправимый вред. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) таким образом призывает свою общину совершать жертвоприношение, желая, чтобы все мусульмане получили вознаграждение и обрели спасение.


В священном аяте говорится:

وَالْبُدْنَ جَعَلْنَاهَا لَكُم مِّن شَعَائِرِ اللَّهِ


«Мы сделали для вас этих тучных (животных, отобранных для жертвоприношения) знаком от Аллаха» (22:36).


По этой причине к жертвоприношению и жертвенным животным ради Аллаха надо проявлять почтение. Как и во всех других поклонениях (ибада), основу жертвоприношения составляют чувства почтительности и благочестия. Поэтому необходимо, чтобы животное было здоровым и упитанным.


«Есть четыре изъяна, при наличии которых животное не приносят в жертву:
1. Одноглазое, слепота которого очевидна.
2. Больное, болезнь которого очевидна.
3. Хромое, хромота которого очевидна.
4. Сильно ослабленное». (Абу Дауд, Тирмизи).


Урва (радыйаллаху анху) однажды так сказал своим домочадцам:


«Дети мои! Ни в коем случае не предлагайте в жертву Аллаху то, что бы не предложили в подарок какому-нибудь обладателю власти! Ибо – Аллах величайший из величайших, и Он достоин более всех самого избранного и самого дорогого из всего». (Муватта).


Когда режется животное, нужно совершать это действие с деликатностью, не резать двух животных в одном месте и на виду друг у друга. Тащить животное к месту жертвоприношения, толкая и пиная не допустимо. Животное следует обратить в сторону киблы. Человек, который будет резать его, должен произнести слова «Бисмллях, Аллаху акбар». По возможности, человек должен сам зарезать свое жертвенное животное. Если это невозможно, следует доверить это другому, но при этом нужно стараться находиться рядом с жертвенным животным.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:


«О Фатыма! Стой рядом с жертвой, которую приносишь. Знай, что вместе с первой каплей крови, упавшей на землю, будут прощены твои (малые) грехи». (Хаким, Байхаки).


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал заранее точить ножи и не держать их на глазах у животных. Он сказал:


«Когда вы режете животное, быстро совершайте свое дело!» (Ибн Маджа).


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, как однажды один человек режет барана. Он, уложив на землю животное, которое собирался зарезать, начал точить нож. Увидев такое жесткосердие, наш досточтимый Пророк сказал:


«Ты что, хочешь убить его несколько раз? Ты не мог наточить нож прежде, чем уложил его на землю?» (Хаким).


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил оставлять умирать животное, подрезав ему шкуру и горло. Нужно до конца разрезать главные артерии по обеим сторонам горла, а также пищевод и дыхательное горло. Зарезав животное, следует немного подождать, пока вытечет кровь. Как только животное умерщвлено, следует сразу освежевать его.

После того как жертва принесена в соответствии со всеми правилами и разделана, нужно есть жертвенное мясо и угощать им других. Всевышний Аллах говорит:

فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ


«Так ешьте их [жертвенных животных] мясо и кормите обездоленного бедняка»(22:28).


Поощряемо (мустахаб) разделить мясо на три части – одну оставить своей семье, одну раздать родственникам и знакомым, а одну раздать бедным. (Абу Дауд).


Хотя шкуру жертвенного животного и другие его части, которым можно найти применение, разрешено использовать самому, продавать их и получать за них деньги не дозволено. Если такие части проданы, вырученные за них деньги следует пожертвовать. Также не является правильным использовать молоко, шерсть животного, которого собираются принести в жертву. Если ими пользовались, то стоимость этого следует раздать неимущим.
Во время принесения в жертву и разделки жертвенного животного следует уделять самое пристальное внимание чистоте и соблюдению санитарных условий. Не следует загрязнять улицы и окрестности, не допускать появления неприятного запаха и неприглядных зрелищ.


Говоря о пользе и скрытом смысле жертвоприношения, можно кратко перечислить следующее: жертвоприношение заставляет нас вспоминать о покорности и самой высокой степени служения своему Господу досточтимых Ибрахима и Исмаила. Фактически, Всевышний Аллах показывая, что Он дал даровал нам все блага, учит нас, каким образом Он повелевает пользоваться ими и жертвовать часть из них. Ибо, как неправильно отказываться пользоваться благами, которые Он даровал нам, также ошибочно бездумно расточать их. Поэтому, с одной стороны, Ислам приказывает совершать жертвоприношение, но, с другой стороны запрещает расточительство (исраф) и причинение мучений животным и даже определяет, с какого возраста их можно приносить в жертву.


Жертвоприношение спасает человека от скупости и любви к имуществу. Способствует распространению в обществе чувств братства, взаимопомощи, учит делиться с другими и помогать бедным. Жертвоприношение связывает людей узами любви и милосердия друг к другу. Оно позволяет всем рабам Аллаха получить долю из Его благ. А также, способствует тому, что люди, все вместе выполняя и индивидуальные и коллективные поклонения, обретают благоволение (рида) Аллаха и приближаются к Нему.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме