Вторник 24 мая 2022 г.
Фаджр
02:02
Восход
04:02
Зухр
12:38
Аср
18:14
Магриб
21:07
Иша
22:37
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Статьи

Правила исполнения молитв «таравих» и «витр»

Правила исполнения молитв «таравих» и «витр»

Хвала Аллаху, сказавшему:

وتزودوا فإ َّن خير الزاِد التقوى

«И заготавливай припасы, и воистину, наилучший запас — это богобоязненность». Сура «Аль-Бакара» — «Корова», 197-й аят.

Благословения и приветствия господину нашему богоизбранному Мухаммаду, семейству его, сподвижникам и последователям, обладающим разумом.

А затем ...

Воистину, молитва «таравих» является одной из особенностей месяца Рамадан, месяца поклонения, милости, прощения и освобождения от Ада. Желательно, чтобы каждый мусульманин и мусульманка изучали правила исполнения этой молитвы и исполняли её. Воистину, познавать законы веры это один из видов поиска знаний, что тоже является поклонением, а Аллах возвышает степени обладающих знаниями.

1. Термин «таравих»

(التراويح) — «ат-таравих» в арабском языке это множественное число отглагольного имени (ترويحة) — «тарвиха», сформированного от слова (الراحة) — отдых.

Молитва «таравих» названа так, потому что исполняющие её отдыхают после каждого четвёртого ракаата. Согласно фикху, молитва «таравих» это дополнительная молитва с определённым количеством ракаатов, которая исполняется коллективно и персонально во все ночи Рамадана после ночной молитвы до рассвета, так же её называют молитвой «аль-кыям» — молитва выстаивания.

2. Статус молитвы «таравих» в шариате

Молитва «таравих» — это сунна муаккада (усиленная сунна). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) регулярно её исполнял. В достоверном хадисе приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал:

مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ. و مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ. مَنْ قَامَ ليلة القدر إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

«Постившемуся Рамадан с верой и надеждой будут прощены его предыдущие грехи. Выстоявшему Рамадан с верой и надеждой будут прощены его предыдущие грехи. Выстоявшему Ночь могущества с верой и надеждой будут прощены его предыдущие грехи». В сборнике «Сунан» Ан-Насаи добавлено: «… и будущие».

Молитва «таравих» — сунна для мужчин и женщин. Сунной является её совершение коллективно, допустимо и по одиночке. Для мужчин предпочтительнее исполнять эту молитву в мечети, нежели в других местах, а женщина может исполнять как в своём доме, так и в мечети. Для тех, кому по силам, рекомендуется прочитывать весь Кур’ан в молитве «таравих», прочитывая каждый день один джуз из Кур’ана.

3. Количество ракаатов молитвы «таравих»

Молитва "таравих" состоит из двадцати ракаатов, которые исполняются коллективно в каждую ночь месяца Рамадан. Во время таравиха совершается десять приветствий, т.е. молящийся делает приветствие после каждых двух ракаатов.

Приводит Аль-Бухари от матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) молился в одну из ночей в мечети, и люди молились за ним. На следующую ночь людей стало ещё больше. На третью или четвёртую ночь люди собрались в мечети, но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не вышел к ним, а утром он сказал:

قد رأيت الذي صنعتم فلم يمنعني من الخروج إليكم إلا أني خشيت أن تفرض عليكم

«Я видел, что вы сделали, и ничего не препятствовало мне выйти, кроме боязни того, что это молитва станет для вас обязательной». Это было в Рамадан.

Аль-Бухари приводит, что Абдуррахман бин Абдулькари сказал:

خرجت مع عمر بن الخطاب رضي الله عنه ليلة من رمضان إلى المسجد فإذا الناس أوزاع متفرقون يصلي الرجل لنفسه و يصلي الرجل فيصلي بصلاته الرهط فقال عمر: إني أرى لو جمعت هؤلاء على قارئ واحد لكان أمثل. ثم عزم فجمعهم على أبي بن كعب ثم خرجت معه ليلة أخرى و الناس يصلون بصلاة قارئهم قال عمر: «نعمة البدعة هذه و التي ينامون عنها أفضل من التي يقومون», يريد آخر الليل و كان الناس يقومون أوله

«В одну из ночей Рамадана я отправился с Умаром бин Альхаттабом в мечеть, и войдя мы увидели, что люди молятся вразброд, кто-то молился один, за другим молилось несколько человек. Умар сказал: «Я считаю, что будет лучше, если их собрать за одним чтецом». Затем он так и решил, и собрал их за Убайем бин Кагбом. На следующую ночь мы с ним отправились в мечеть и, увидев, что люди молятся за одним чтецом, Умар сказал: «Какое прекрасное новшество! И те, кто сейчас спят, лучше тех, кто сейчас молится» (то есть, молиться лучше в последнюю часть ночи).

Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Какое прекрасное новшество!», то есть «Воистину, это деяние хорошее». Слово «البدعة» — «аль-бид’а» означает что-то новое, чего не было раньше, и новшество бывает хорошим и законным. Если оно соответствует шариату, тогда оно обретает статус одобряемого. Если новшество не соответствует шариату, то оно считается порицаемым и обретает статус скверного. Если новшество не противоречит шариату и не подходит одной из основ шариата, то оно считается дозволенным.

Аль-Байхаки приводит хадис с достоверной цепочкой как во времена Умара (да будет доволен им Аллах) люди в месяц Рамадан исполняли двадцать ракаатов. Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) приводит в сборнике «Аль-Муватта» следующее: «Люди во времена Умара исполняли в Рамадан двадцать три ракаата». Три ракаата — это витр.

Аль-Бухари приводит, что Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) передал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

صلاة الليل مثنى مثنى فإذا خشي أحدكم الصبح صلى ركعة واحدة توتر له ما قد صلى

«Ночная (дополнительная) молитва по два ракаата, и если один из вас боится наступления рассвета, то пусть исполнит один ракаат, который сделает нечётным то, что он исполнил до этого».

Умар (да будет доволен им Аллах) применил ещё одно новшество — освещение мечетей светильниками. Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) вошёл в мечеть и, увидев светильники, сказал:

رحم الله عمر و نور قبره كما نور مسجدنا

«Да смилуется Аллах над Умаром и осветит могилу его, как он осветил мечеть нашу». Приводится в сборнике «Кладезь добро творящих».

Исходя из сказанного, становятся понятным, что именно совершение двадцати ракаатов являются пророческой сунной, и это является единогласным мнение сподвижников (да будет доволен ими Аллах), потому что действие Умара — это тоже сунна Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует).

Приводится в длинном хадисе, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал:

عليكم بسنتي و سنة الخلفاء الراشدين المهديين تمسكوا بها و عضوا عليها بالنواجذ

«Соблюдайте Мою сунну и сунну праведных халифов после Меня, держитесь за неё крепко и вцепитесь в неё зубами».

Есть много других риваятов, где сказано, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял «таравих» в первую ночь Рамадана двадцать ракаатов.

Большинство факихов, такие как Абу Ханифа, Аш-Шафии и Ахмад говорят, что «таравих» сотоит из двадцати ракаатов.

Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал:
و رأيتهم في المدينة يقومون بتسع و ثلاثين ركعة و بمكة بثلاث و عشرين ركعة و هو أحب إلي

«Я видел, как люди в Медине исполняли (таравих) по тридцать ракаатов, а в Мекке по двадцать три ракаата, и это любимее для меня». То есть, двадцать три ракаата вместе с молитвой «витр». Жители Мекки после каждых четырёх ракаатов совершали таваф (ритуальный обход) вокруг Каабы, то есть они разделяли две тарвихи тавафом, поэтому жители Медины взамен четырёх тавафов добавляли шестнадцать ракаатов.

4. Молитва «витр» в месяц Рамадан.

Молитва «витр» в месяц Рамадан исполняется коллективно. Исполняющему молитву «тахаджуд» можно откладывать «витр» и исполнять его после «тахаджуда». У ханафитов молитва «витр» исполняется в три ракаата с одним приветствием, например, как вечерняя молитва. Мольба «кунут» читается в этой молитве про себя во время Рамадана и в другое время перед поясным поклоном третьего ракаата. У шафиитов «витр» исполняется с двумя приветствиями: первое приветствие после двух ракаатов и второе приветствие после третьего ракаата. Мольба «кунут» читается после поясного поклона третьего ракаата.

5. Важное обращение к тем, кто исполняет восемь ракатов «таравиха»
Некоторые молящиеся считают, что «таравих» состоит из восьми ракаатов, и они утверждают, что большее количество ракаатов является скверным нововведением. Мы ответим, да наставит их Аллах: «Совершать «таравих» меньше двадцати ракаатов является правом верующего, потому что «таравих» дополнительная молитва и его не обязательно исполнять целиком. «Таравих» можно исполнять по восемь, десять или больше, или меньше ракаатов, но нельзя утверждать, что это принято на законном основании, ибо это основано на получении наград за богобоязненность или отсутствии оного в месяц Рамадан, ведь в этот месяц Аллах, Велик Он и Всесилен, преумножает награду.

Как было приведено ранее, совершение «таравиха» по двадцать ракаатов установлено сунной, единогласно принято и подтверждено действиями праведных халифов. ​​​​​​​​​​​​​​Мнение, что исполнение «таравиха» более восьми ракаатов — скверное новшество, отвергается, так как исходя из утверждения таких людей, исполняющий более восьми ракаатов попадёт в Ад, потому что каждое скверное нововведение — заблуждение, а каждое заблуждение и совершающий его — в Аду. «Таравих» в двадцать ракаатов не только не является скверным нововведением, а напротив, усиленная, установленная сунна. Ибн Таймия (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал:​​​​​​​

و أنه لا يتوقف في قيام رمضان عدد فإن النبي صلى الله عليه و سلم لم يوقت فيها عددا
«И воистину, для выстаивания Рамадана не установлено определённое количество (ракаатов), потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не установил для этого определённого числа (ракаатов)». ​​​​​​​


Утверждение, что «таравих» совершается по восемь ракаатов аргументируется хадисом, приведённым Аль-Бухари от Абу Саляма бин Абдуррахмана, когда он спросил Аишу (да будет доволен её Аллах):
كيفَ كَانَتْ صَلَاةُ رَسولِ اللَّهِ صلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ في رَمَضَانَ؟ فَقالَتْ: ما كانَ رَسولُ اللَّهِ صلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ يَزِيدُ في رَمَضَانَ ولَا في غيرِهِ علَى إحْدَى عَشْرَةَ رَكْعَةً
«Как молился Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Рамадан?» Она ответила:
«Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) ни в Рамадан, ни в другой месяц не молился более одиннадцати ракаатов».

В данном случае под выстаиваинием ночи в Рамадан и в другие месяцы имеется в виду молитва «тахаджуд», которая исполняется на протяжении всего года. Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял восемь ракаатов молитвы «тахаджуд», и исполнял три ракаата «витра», что в общем составляет одиннадцать ракаатов, и здесь речь идёт не о «таравихе». Сам ответ матери правоверных разъясняет это, когда она сказала: «… ни в Рамадан, ни в другой месяц не молился более одиннадцати ракаатов», а ведь в другие месяцы, помимо Рамадана нет «таравиха», так как же мог Умар (да будет доволен им Аллах) установить двадцать ракаатов, а все сподвижники (да будет доволен ими Аллах) единогласно с этим согласились?! Разве можно сказать, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) могут поступать в разрез с поступками Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)? Мать правоверных Аиша (да будет доволен её Аллах) не порицала, что совершил Умар (да будет доволен им Аллах) и не порицала согласие с ним сподвижников (да будет доволен ими Аллах), но если бы пророком было бы установлено восемь ракаатов «таравиха», то она отвергала бы действие Умара и других спожвижников.

6. Добрый совет обладателям достоинства — досточтимым имамам
Пророческой сунной предписано следить за состоянием молящихся, совершающих молитву за имамом, ведь среди них могут быть люди преклонного возраста, слабые или больные, возможно на молитве будут присутствовать люди с личными неурядицами и проблемами, а имам должен следовать пророческим путём и исполнять молитву самого слабого из людей с соблюдением всех столпов, сунн и обрядов молитвы. Имам не должен затягивать чтение Кур’ана, поясной и земной поклоны. Исполняющий молитву самостоятельно — сам себе хозяин и, если хочет, может растягивать или укорачивать молитву.


О Аллах! Покажи нам истину истиной и надели нас следованием ей, и покажи нам ложь ложью и сохрани нас от неё. Да благословит нас Аллах и всех мусульман и мусульманок в месяц Рамадан, и сделает нас из тех, кто постится в этот месяц и выстаивает его с верой и надеждой. О Аллах! Верни в земли мусульман безопасность и стабильность, и вверь дела их лучшим из них, и не давай власти над ними худшим из них.


Труд пера шейха, профессора Абдурраззака Абдуррахмана Ас-Са’ди.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме