Понедельник 29 апреля 2024 г.
Фаджр
01:09
Восход
04:53
Зухр
12:39
Аср
17:46
Магриб
20:18
Иша
22:52
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Об особенностях совершения обряда истиска через призму мнений исламских правоведов

Об особенностях совершения обряда истиска через призму мнений исламских правоведов

Вода является основой жизни, одной из великих милостей Всевышнего Аллаха. За каждую милость раб Божий должен благодарить Творца миров. Если же Всевышний приостанавливает ниспослание дождей на землю, то это указывает на то, что Аллах даёт трудности людям, дабы они отказались от ослушания Всевышнего, покаялись перед Ним в своих грехах, попросили прощения за свои ошибки, вспомнили о том, что каждый из них нуждается в милости Божьей. Аллах также даровал людям всевозможные методы для обращения к нему с просьбами. В случае отсутствия дождей божественная религия ислам предусматривает совершение мусульманами молитвы о ниспослании дождя – салятуль-истиска.

Арабское слово اِسْتِسْقَاءٌ означает «давать воду», «напоить водой», «высказывать просьбу о поении». В качестве шариатского термина это слово означает обращение к Господу с просьбой о ниспослании дождя. Данное слово несколько раз упоминается в Коране. В частности, в 160 аяте суры «Ограды» говорится:

“Мы разделили их на двенадцать колен — родов. Когда же его народ попросил его напоить их (استسقاه), Мы внушили Мусе (Моисею): «Ударь своим посохом по камню». Из него забило двенадцать ключей, и все люди узнали, где им надлежит пить. Мы осенили их облаками и ниспослали им манну и перепелов: «Вкушайте блага, которыми Мынаделили вас». Они не были несправедливы по отношению к Нам — они поступали несправедливо лишь по отношению к себе” (Сура «Ограды, 160 аят).

В другом аяте говорится:

"Вот Муса (Моисей) попросил питья (استسقى) для своего народа, и Мы сказали: «Ударь своим посохом по камню». Из него забили двенадцать ключей, и все люди узнали, где им надлежит пить. Ешьте и пейте из того, чем наделил Аллах, и не творите на земле зла, распространяя нечестие!"(Сура «Корова», 60 аят).

Стоит отметить, что обряды, связанные с прошением о ниспослании дождя свойственны многим религиозным культам. На протяжении веков, люди, желая спастись от засухи совершали жертвоприношения, проливали кровь жертвенного животного на землю, совершали ритуалы, сопровождавшиеся громкими молитвами. Последователи авраамических религий, в глубокой древности в основном проживавшие на территории Ближнего Востока, где преобладает жаркий климат также на постоянной основе практиковали религиозные ритуалы, при помощи которых они обращались к Богу, прося прекращения засухи. Так, мусульманский историк Ибн Саад сообщает, что пророк Ибрахим, мир ему, обучил своих детей одному из имён Всевышнего посредством которого они могли обращаться к Создателю с просьбой о ниспослании дождя (Ибн Саад, I, 48). Свои древние ритуалы, связанные с просьбами, обращёнными к Богу о ниспослании дождя, даровании блага посевам и сохранении от засухи имеет и иудейская религиозная традиция.

Племена Аравийского полуострова в период джахилии тоже совершали ритуалы, связанные с просьбой о ниспослании дождя. Ибн Саад сообщает, что Пророк Мухаммад, мир ему, в детстве вместе со своим дедом Абдуль-мутталибом принимал участие в подобных обрядах (Ибн Саад, I, 90). После того как Мухаммад, мир ему, стал пророком, он неоднократно совершал обряды, прося Всевышнего о дожде. Относительно этого есть множество сообщений, согласно которым, Пророк, мир ему, ограничивался только совершением дуа, не совершая намаз, в некоторых сообщается о совершении им намаза истиска в мечети или за пределами города вместе с общиной.

О совершении дуа пророком, мир ему, о ниспослании дождя без совершения намаза приводится хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Всевышний Аллах, в котором говорится: «В одну из пятниц, когда Пророк, мир ему, стоял перед людьми и произносил проповедь, в мечеть вошел мужчина. Он вошел через дверь, расположенную напротив кафедры, встал лицом к Посланнику Аллаха, мир ему, и сказал: „О Посланник Аллаха! Наше имущество погибло, а по дорогам стало невозможно передвигаться! Помолись же Аллаху, дабы Он ниспослал нам спасительный ливень!“Посланник Аллаха, мир ему, воздел руки и сказал: „О Аллах, ниспошли нам дождь! О Аллах, ниспошли нам дождь! О Аллах, ниспошли нам дождь!“(Аллаахумма агыснаа! Аллаахумма агыснаа! Аллаахумма агыснаа! в другой версии: „Аллахумма скына“) Клянусь Аллахом, в это время мы не видели на небе ни облаков, ни туч, а между нами и горой Са‘ль не было ни домов, ни иных строений и вдруг из-за горы появилось облако по форме похожее на щит, а когда оно заняло середину неба, то стало распространяться, а потом полил дождь. Клянусь Аллахом, после этого мы не видели солнца целых шесть дней! В следующую же пятницу, когда Посланник Аллаха, мир ему, произносил проповедь, некий муж вновь вошел в мечеть через ту же дверь. Он встал напротив Посланника Аллаха, мир ему, и сказал: „О Посланник Аллаха! Наше имущество погибло, а по дорогам стало невозможно передвигаться! Помолись же Аллаху, дабы Он остановил дождь!“ Посланник Аллаха, мир ему, вновь воздел руки и сказал: „О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, пусть дождь падает на холмы, пригорки, русла и растения на пастбищах“. После этого дождь прекратился, а когда мы вышли наружу, уже выглянуло солнце». Один из рассказчиков хадиса по имени Шарик спросил Анаса: «Это был тот же мужчина?» Анас ответил: «Я не знаю» (Сборник хадисов аль-Бухари (1013, 1014) и Муслима (2075)).

Относительно совершения пророком, мир ему, коллективной молитвы истиска сообщается хадис от Абдуллы ибн Зейда, который сказал: «Я видел Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в тот день, когда он вышел за пределы Медины, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя. При этом он повернулся спиной к людям и лицом к кибле (т.е. Заповедной мечети в Мекке), перевернул свой плащ, а потом совершил два ракаата». Приводят аль-Бухари и Муслим.

Представители большинства мазхабов фикха на основании данных доказательств сошлись во мнении, что молитва истиска является сунной. При этом стоит отметить, что имам Абу Ханифа считал основой молитвы истискадуа, а не намаз, поэтому он высказывал мнение о том, что намаз истиска не является сунной, подчёркивая, что совершение данного намаза в индивидуальном порядке является мубахом, то есть дозволенным действием (Татарханиййа, том 1, с. 579). Учёные ханафитского мазхаба позднего периода такие как шейх Ибн Абидин пришли к выводу, что совершение намаза истиска с коллективом является мандубом, рекомендуемым действием, то есть действием, которое можно совершать и можно оставлять (Хашия Ибн Абидин, том 2, с. 184).

Есть множество мнений относительно порядка совершения обряда истиска. В частности, имеются разногласия по поводу проповеди, которой сопровождается намаз. Часть маликитов и шафиитов, а также ученики имама Абу Ханифы Мухаммад и Абу Юсуф считают, что сначала должен быть совершён намаз, а потом произнесена проповедь (Хашия Ибн Абидин, том 2, с. 184). Часть ханбалитов и шафиитов склоняются к мнению, что сначала следует произнести проповедь, а потом совершить намаз. Некоторые из ханбалитов высказывали мнение о том, что нет особой разницы, когда произносить проповедь, перед или после молитвы и считали, что имам может сам выбрать с чего начать обряд испрашивания дождя.

Помимо этого, есть нюансы, связанные с самой проповедью. Так, шафииты и маликиты, а также ученик имама Абу Ханифы имам Мухаммад считают, что проповедь этого намаза должна состоять из двух частей, как и проповеди праздничных намазов. Ханбалиты и ученик имама Абу Ханифы Абу Юсуф считают, что проповедь намаза истиска состоит из одной части (См. там же). Эта группа учёных основывает своё мнение на хадисе Хишама ибн Исхакаибн ‘Абдуллаха ибн Кинана, который передал: «Мой отец рассказал мне: “Аль-Валид ибн ‘Утба, наместник Медины, послал меня к Ибн ‘Аббасу, чтобы я спросил его о молитве Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, при испрашивании дождя, и он сказал: ‹Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скромно одетый и с печатью смирения на лице, вышел вместе с людьми, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя. При этом он поднялся на минбар, но не произносил проповедей, подобных тем, которые произносите вы, а всё время посвятил мольбам, воззваниям к Аллаху и возвеличиванию Аллаха. Он совершил с ними молитву в два рак‘ата, подобную той, которую совершал в день праздника›”» (Сунан Абу Дауд). Комментаторы данного хадиса говорят, что проповедь в тот день всё-таки была, но в отличие от проповедей праздничных дней и пятницы она состояла из одной части.

Маликиты и шафииты в отличие от ханафитов и ханбалитов считают, что вместо такбиров в первой проповеди девять, а во второй семь раз следует произнести

”أستغفر الله الذي لا إله إلا هو الحي القيوم وأتوب إليه“ (Прошу прощения у Аллаха, кроме которого нет никакого бога. Он живой, вечный и я раскаиваюсь перед ним).

Проповедь следует произносить, не восходя на минбар (кафедру). Маликитысчитают произнесение проповеди по случаю намаза истиска с минбаранежелательным действием, её произнесение без восхождения на минбармандубом, то есть рекомендуемым действием. Мнение о том, что имаму не следует произносить проповедь во время обряда истиска с минбара также приводится в книге Татарханиййа.

Ханафиты, шафииты и маликиты считают, что во время проповеди имам должен лицом повернуться к присутствующим, а по её завершению обратиться лицом к кибле и совершить дуа (Татарханиййа, том 1, с. 579). Ханбалиты напротив считают желательным для имама произносить проповедь, направившись в сторону киблы.

Несмотря на то, что имам Абу Ханифа не считал совершение коллективного намаза истиска и произнесение в ходе него проповеди сунной, в книге Татарханййа на основе фундаментальных трудов говорится о желательности произнесения проповеди в случае, если люди собрались для совершения данного обряда. «Людям следует слушать проповедь истиска, потому что польза от проповеди возникает при её прослушивании» (Татарханиййа, том, с. 580). В ходе обряда имаму следует обратиться к присутствующим с наставлениями о необходимости исправления своих ошибок, совершении покаяния, отказа от грехов. Проповеднику следует сделать акцент на том, что грехи ведут общество к различным катаклизмам и катастрофам, а поклонение и покорность к милости Аллаха.

Что касается времени совершения намаза истиска, то учёные подчёркивают, что не следует совершать данный намаз в период времени, который является нежелательным для совершения молитв (восход солнца, время зенита, закат). Маликиты считают предпочтительным для совершения намаза истискапериод между временем, когда солнце поднимается на высоту копья и наступлением времени зенита, то есть то же самое время, в которое совершаются праздничные намазы. Представители других мазхабов на этом внимание не заостряют. Для тех же, кто совершает истиска без намаза, ограничиваясь совершением дуа и просьбами о прощении грехов какие-либо ограничения, связанные с разными периодами времени не установлены.

Намаз истиска совершается без произнесения азана и камата, состоит из двух ракаатов. Согласно мнению шафиитов и ханбалитов этот намаз совершается также, как и праздничные намазы, то есть с произнесением такбиров в первом и втором ракаатах. Их мнение основано на вышеприведённом хадисе, в котором говорится: «Он (Пророк) совершил с ними молитву в два рак‘ата, подобную той, которую совершал в день праздника›”» (Сунан Абу Дауд). Маликиты считают, что намаз истиска следует совершать как обычные двухракаатные намазы. Этого же мнения придерживаются имам Аузаый, Абу Саур и Исхак. То, что касается ханафитов, то согласно одним данным, ученик Абу Ханифы имам Мухаммад считал, что этот намаз совершается с несколькими такбирами как и праздничные намазы, согласно другим данным, он придерживался мнения, что этот намаз совершается как обычный двухракаатный намаз. Такого же мнения придерживался другой ученик Абу Ханифы имам Абу Юсуф. В обоих ракаатах суры Корана читаются вслух (Мухтасар аль-Кудури, с. 44; Хашия Ибн Абидин, том 2, с. 184).

Доказательством тому, что намаз истиска должен совершаться как обычный намаз служит хадис Ибн Хиббана в котором говорится:

رواه عنه عبد الله بن زيد، حين قال: (أنَّ النَّبيَّ صلَّى اللهُ عليه وسلَّم استسقى فصلَّى ركعتينِ)

Сообщил Абдулла бин Зайд, что Посланник Аллаха, мир ему, обратился к Аллаху о ниспослании дождя и совершил два ракаата молитвы (Сборник хадисов Ибн Хиббана, 2864). Как видно из текста хадиса, Пророк, мир ему, в ходе этого намаза не произносил по несколько такбиров как во время праздничных молитв.

Что касается места совершения намаза истиска, то в данном случае ханафиты, шафииты и маликиты сходятся во мнении, что этот намаз следует совершать за пределами населённого пункта. Маликиты же считают, что выход для намаза истиска за пределы поселения возможен только в крайних случаях. Ханафиты также считают, что жителям Мекки достаточно совершить намаз истиска в Заповедной мечети, не выходя за пределы города. Эта фетва распространяется и на жителей Иерусалима, которые могут совершить намаз истиска в мечети аль-Акса. Часть учёных считает, что это постановление касается и жителей Медины, хотя другая часть учёных утверждала, что мединцам стоит совершать намаз истиска за пределами города по причине тесноты в мечети пророка, мир ему (здесь говорится о временах, когда мечеть была намного меньше по масштабу, чем в наше время – прим. авт.) (Хашияту Ибн Абидин, том 2, с. 185).

Участвующим в совершении намаза истиска советуется очиститься от телесной скверны, совершив полное омовение, одеть максимально простую одежду. Не рекомендуется надевать на себя украшения и применять парфюм, так как это отвлекает участника обряда от смирения во время молитвы(Татарханиййа, том 1, с. 580).

Помимо этого, согласно всем мазхабам фикха, перед совершением обряда истиска следует соблюдать трёхдневный пост и по возможности раздавать садака. Об этом сказал в своей книге ханафитский учёный Хисамуддин ас-Сагнакый: «Если высохли реки и прекратились дожди, является желательным, чтобы имам повелел людям соблюдать трёхдневный пост, раздавать садака, отстраниться от правонарушений, совершать покаяние за свои прегрешения, и на четвёртый день после трёхдневного поста выйти для совершения обряда истиска» (Татарханиййа, том 1, с. 580). О раздаче садакаперед выходом для совершения обряда истсика упоминает и «Солнце имамов» имам аль-Хальвани (См. там же).

При совершении дуа можно поднимать руки в направлении неба, можно поднять только указательный палец (См. там же).

При обряде истиска можно обращаться к Богу с разными мольбами, но желательно произносить мольбы, которые использовал Пророк, мир ему. Например, такое дуа которое приводится в книгах по фикху:

للَّهُمَّ اسْقِنَا غَيْثًا مُغِيثًا هَنِيئًا مَرِيئًا مُرِيعًا غَدَقًا مُجَلَّلًا سَحًّا طَبَقًا دَائِمًا (Аллахумма-скына гайсан ханиан мариан гадакан муджаллялян саххан табакан даиман).

Согласно мнению шафиитов, ханбалитов и маликитов, желательным является для имама и молящихся перевернуть свою верхнюю одежду. Имам Мухаммад и часть учёных из числа табиинов считают, что это действие желательно только для имама. Желательность данного действия подтверждается хадисом, передаваемом Аббадом ибн Тамимом аль-Мазини. Он передал со слов своего дяди, который был сподвижником Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел, чтобы молить о ниспослании дождя, и при этом он повернулся спиной к людям и стал обращаться к Всемогущему и Великому Аллаху с мольбой. [Передатчик] Сулейман ибн Давудсказал: «Обратившись в сторону киблы, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, перевернул перед этим свой плащ обратной стороной, а потом совершил молитву в два рак‘ата». В версии Ибн Абу Зибаговорится: «…и в них он читал аяты». В версии Ибн ас-Сарха: «То есть вслух» (Сунан Абу Дауд, 1162).

Мухаммад ибн Муслим передал этот хадис, не упоминая о молитве: «…и он перевернул свою накидку, положив правый конец на левое плечо, а левый — на правое, а потом обратился к Всемогущему и Великому Аллаху с мольбой»(Сунан Абу Дауд,1163).

Переворачивание верхней одежды при совершении обряда истиска, практиковавшееся пророком, мир ему, символизирует желание молящихся, чтобы зной и жара сменились прохладой и дождями. Стоит отметить, что Абу Ханифа, опираясь на другие хадисы, не считал это действие желательным. Этого же мнения придерживался его ученик Абу Юсуф (Татарханиййа, том, с. 580).

Учитывая множество нюансов при совершении данного обряда, стоитотметить, что вопросы организации проведения обряда испрашивания дождя находятся в компетенции мусульманского духовенства региона, как и порядок его проведения. Руководство мусульман, беря во внимание обстановку в регионе, отдельном районе или населённом пункте (режим самоизоляции, лесные пожары и т. д.) принимает решение относительно организации данного обряда в коллективном или индивидуальном формате. Верующим в данных и иных вопросах, связанных с религиозной практикой следуетприслушиваться к решениям своих духовных лидеров, как того требует шариат.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме