Воскресенье 28 апреля 2024 г.
Фаджр
01:22
Восход
04:55
Зухр
12:39
Аср
17:45
Магриб
20:16
Иша
22:47
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Что лучше: мольба или молчание и довольство?

Что лучше: мольба или молчание и довольство?

Что лучше: мольба или молчание и довольство? Среди учёных есть разные мнения относительно этого вопроса. Одни из них считали, что молчаливое недовольство течением судьбы - грех, а довольство предначертанием Абсолюта, Свят Он, это самое достойное проявление веры.

У Аль-Васитый попросили обратиться с мольбой к Аллаху, а он ответил: «Я боюсь, что, если я обращусь с мольбой, мне будет сказано: «Если ты просишь предопределённое, значит ты сомневаешься в Нас. Если ты просишь предопределённое не для себя, значит ты несправедлив к Нам. Но если ты доволен, то свершиться над тобой предначертанное Нами с начала времён».

Сказано: избрать то, что было предначертано тебе изначально лучше, чем противиться предначертанному. Абдулла бин Аль-Мубарак по этому поводу сказал: «Я не взывал к Аллаху уже пятьдесят лет, и я не хочу, чтобы за меня кто-то просил».

Другая группа учёных сказала: «Довольствующийся тем, что имеет, не просит, а если просит, значит желает нечто другое, отличное от того что желает Всевышний Аллах, тогда он не будет довольствующимся». Они аргументируют своё мнение тем, что одна женщина, страдавшая сумасшествием, попросила Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он обратился за неё к Аллаху, и он ответил:
«أَوْ تَصْبِرِبنَ وَ لَا حِسَابَ عَلَيْكِ» - «Если будешь терпеть, то над тобой не будет отчёта». Приводит Ахмад в «Муснад» 4/171, 172.

Ансары попросили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратиться к Аллаху, дабы Он избавил их от жара, и он ответил им:
«أَوْ تَصْبِرُونَ وَ تَكُونُ لَكُمْ طُهْراً» - «Если будете терпеть, то это будет очищением для вас».


Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Аллаха:
«مَنْ شَغَلَهُ ذِكْرِي عَنْ مَسْأَلَتِي أَعْطَيْتُهُ أَفْضَلَ مَا أُعْطِي السَّائِلِينَ» - «Кого отвлекает поминание Меня от просьб ко Мне, тому Я дам лучше, чем то, что Я дарую просящим». Приводит Ат-Тирмизи, хадис №2926.


Эти учёные сказали:
وَ يَمْنَعُنِي الشَّكْوًى إِلَى النَّاسِ أَنَّنِي عَلِيلٌ وَ مَنْ أَشْكُو إِلَيْهِ عَلِيلٌ
وَ يَمْنَعُنِي الشَّكْوَى إِلَى اللَّهِ أَنَّهُ عَلِيمٌ بِمَا أَلْقَاهُ قَبْلَ أَقُولُ
И не даёт мне жаловаться людям то, что я
Слаб и тот, кому жалуюсь я, тоже слаб.
Аллаху не даёт мне жаловаться знание Его обо мне
Прежде, чем скажу я, что станет со мной.
Ещё они сказали:
رَضِيتُ وَ قَدْ أَرْضَى إِذَا كَانَ مَسْخَطِي مِنَ الْأَمْرِ مَا فِيهِ رِضَى مَنْ لَهُ الْأَمْرُ
Я уже доволен и буду доволен всегда, если будет негодование моё
в деле, в котором нет довольства того, кто правит всеми делами.


Другие сказали: «Человек не должен просить ничего, кроме поклонения, которое он желает достичь, или спасения от негодования Аллаха, а если он просит чего-то, кроме этого, то он выходит за рамки довольства».

Другая группа сказала: «Человек может просить избавления от любого состояния, будь то для поклонения или хорошего итога, и во всех этих состояниях он остаётся покорным Аллаху, но всё же мольба о поклонении лучше, чем мольба за хороший итог, и эта мольба не выводит человека за рамки довольства и не уменьшает его».


Другая группа сказала: «Мольба человека о чём-то, кроме поклонения, убавляет степень довольства». Они аргументируют своё мнение случаем, когда один человек сказал: «О Посланник Аллаха! Научи меня мольбе, чтобы мне вернулось зрение». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Если ты будешь терпеть - это лучше для тебя». Человек отказался, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил его этой мольбе, и ему вернулось зрение.

Другая группа сказала: «Мольба сама по себе поклонение, как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«الدُّعَاءُ مُخُّ الْعِبَادَةِ» - «Мольба – это костный мозг поклонения».
Приводит Ат-Тирмизи хадис №3371.

Совершить то, что является поклонением лучше, чем не совершать этого, и если не будет отвечено ему, то он всё равно отдал долг перед Господом своим, ведь мольба - это проявление смирения и нужды перед Ним, ибо довольствующийся не просит ничего, кроме благого».

Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила: «О Посланник Аллаха! Если я обнаружу Ночь могущества, о чём мне просить?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
«سَلِي اللَّهَ الْعَفْوَ وَ الْعَافِيَةَ» - «Проси у Аллаха прощения и здравия».
Такой же вопрос задал Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) его дядя Аль-Аббас бин Абдульмутталиб, и он ответил:
«سل الله العفو و العافية في الدنيا والآخرة» - «Проси у Аллаха прощения и здравия в мирской жизни и грядущей». Приводит Ахмад в «Муснад» 1/209.

Приводит Аль-Аля бин Зияд, от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَا مِنْ دَعْوَةٍ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ أن يَدْعُوَ بِها عبدٌ من أنْ يقولَ : اللهمَّ إنِّي أسألُكَ الْعَفْوَ وَ العافيةَ في الدنياوالآخرةِ
«Нет мольбы любимее для Аллаха, с которой раб Аллаха взывает к Нему, чем слова его: «О Аллах! Воистину я прошу у Тебя прощения и здравия в мирской жизни и грядущей». Приводит Ибн Маджа хадис №3851.

Приводит Анас (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как-то пришёл к больному человеку, который от болезни стал как птенец, и спросил его: «بِمَ كُنْتَ تَدْعُو؟» - «С какой мольбой ты обращался?» Больной ответил: «Я говорил: «О Аллах, пошли мне сейчас наказание моё жизни грядущей». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «لَا تُطيقُ ذَلِكَ فَاسْأَلِ اللَّهَ الْعَافِيَةَ» - «Ты не вынесешь этого, проси у Аллаха здравия».


Другие учёные сказали: «Исходя из этих хадисов, лучше просить избавления от бед и несчастий, потому что в этом заключается смирение, показ слабости и нужды в отношении Абсолюта, Свят Он, искренняя вера и надежда на благополучие, ведь Всевышний Аллах в силах свершить это, и все пророки (мир им) просили здравия, избавления от бед, просили пропитание и детей.
Муса (мир ему) сказал:
رَبِّ إنّـي لِـمَا أنْزَلْتَ إلـيَّ مِنْ خَيْرٍ فَقِـيرٌ
«Господь мой! Воистину я нуждаюсь в любой милости, которую Ты направишь мне». Сура «Аль-Касас» - «Истории», 24 аят.
Муса (мир ему), покинув Египет, просил любой вид милости, будь то пища, питьё или кров, потому что он был на тот момент очень нуждающимся в Божьей помощи.


Закария (мир ему) сказал:
رَبِّ لاَ تَذَرْنِي فَرْداً وَأَنتَ خَيْرُ ٱلْوَارِثِينَ
«Господь мой! Не оставь меня одиноким, и Ты воистину лучший из наследников». Сура «Аль-Анбия» - «Пророки», 89 аят.

Айюб (мир ему) сказал:
أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ
«Воистину постигла меня болезнь, и Ты милостивейший из милостивых». Сура «Аль-Анбия» - «Пророки», 83 аят.

Юнус (мир ему) сказал:
لاَ إِلَـٰهَ إِلاَّ أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ ٱلظَّالِمِينَ
«Нет никакого бога, помимо Тебя, Свят Ты, воистину я был из несправедливых». Сура «Аль-Анбия» - «Пророки», 87 аят.
Аллах ответил каждому из них, сказав: «فَاسْتَجَبْنَا لَهُ» - «И Мы ответили ему».


Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призвал ансаров к терпению, когда они просили об избавлении от жара, потому что Аллах сообщил ему, что он не избавит их от него сейчас, поэтому он отложил эту мольбу. Возможно, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел в них беспокойство и отсутствие или уменьшение терпения, поэтому велел им терпеть, но потом всё же помолился за них и сказал:
«اللَّهُمَّ انْقُلْ حَمَاهَا فَاجْعَلْهَا بِالْجُحْفَةِ» - «О Аллах! Перенеси жар Медины и пошли его в Аль-Джухфа».
В другом риваяте, который приводит Ибн Асакир в книге «История Дамаска» сказано: «اللَّهُمَّ انْقُلْ وَبَاءَهَا إِلَى مَهْيَعَةَ» - «О Аллах! Перенеси болезнь Медины на Махяа’ (другое название Аль-Джухфа)».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам обращался с мольбой и никому не запрещал обращаться с мольбой, но при этом велел терпеть, ибо нужно проявлять терпение и нужно обращаться с мольбой. В случае с ансарами, возможно, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал, что если он помолится, то сподвижники избавятся от этого жара, но за это испытание их ожидает награда – Рай, поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «الْحُمَّى حَظُّ كُلِّ مُؤْمِنٍ مِنَ النَّارِ» - «Жар – доля Ада каждого верующего». Приводит Аль-Хайсами в книге «Собрание дополнений» 2/306.

В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«مَنْ ذَهَبَ حَبِيبَتَاهُ فِي الدُّنْيَا لَمْ يَكُنْ لَهُ جَزَاءً إِلَّا الْجَنَّةُ» - «Кто потеряет двух любимцев в мирской жизни, тому не будет никакой награды, кроме Рая». Приводит Аль-Бухари в книге «Больные» глава 7, Ат-Тирмизи в книге «Аскетизм» глава 58, Ад-Дарими в книге «Тонкости» глава 76 и Ахмад в «Муснад» 2/265, 3/144.

Здесь под «двумя любимцами» подразумеваются глаза, и тем, кто лишается зрения, будет дарована райская награда за пройденное испытание, поэтому Пророк, мир ему, призывал людей, находящихся в трудной ситуации проявлять терпение и совершать дуа.

Пророки (мир им всем) отличаются от людей, потому что Аллах, Свят Он, наделил их и возвысил. Они знают, в чём есть благо для них и для других, поэтому они иной раз просят и обращаются с мольбой, а в другой раз нет, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просил исцеления для своего сподвижника Са’да, а ансарам повелел терпеть не помолившись за них, потому что знал, что в данном случае для них лучше проявить терпение.

Другая группа сказала: «Лучше для не сильного духом человека просить об избавлении от беды прежде, чем он рассердится и будет роптать, что лишит его награды. А для людей сильных духом, телом и разумом лучше то, что уготовил для них Аллах из испытаний или благодеяний. Как сказал Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах):
«اللهم كبرت سني وضعفت قوتي وانتشرت رعيتي فاقبضني إليك غير مضيع ولا مفرط»
«О Аллах! Уже преклонны годы мои, и оставили меня силы мои, и распространились по земле подданные мои, так забери меня к себе не утратившим ничего и не добавившим ничего (в религии)».
Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) - сильнейший из сильнейших, но выпавшее на долю его под силу было перенести только пророкам (мир им всем) и их ближайшим последователям.


Придерживающиеся данного мнения доказывают правильность своей точки зрения словами Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах): «إِنَّكُمْ لَسْتُمْ مِنْ أَهْلِ الْبَلَاءِ فَاسْأَلُوا اللَّهَ الْعَافِيَةَ» - «Вы не из тех, кто способен выдержать испытание, поэтому просите у Аллаха благополучия». Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал, что у Аллаха есть рабы, на которых Он насылает беды, а они с достоинством переносят эти беды, и это приближает их к Господу.


Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«وَ إِنَّ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ لَيُؤْتَى بِأَمْشَاطٍ فَيُمَشَّطُ بِهَا مِنْ قَرْنِهِ إِلَى قَرْنِهِ وَ يُؤْتَى بِالْمِنْشَارِ فَيُنْشَرُ مِنْ قَرْنِهِ إِلَى قَدَمِهِ»
«И воистину одному человеку до вас сдирали кожу с головы от уха до уха железными расчёсками, и распиливали его пилой от макушки до ног». Приводит Аль-Бухари в книге «Принуждение» 1 глава и Ахмад в «Муснад» 5/109.
В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أَشَدُّ النَّاسِ بَلَاءً الْأَنْبِيَاءُ ثُمَّ الْأَمْثَلُ فَالْأَمْثَلُ
«Самые сильные испытания у людей из числа пророков, затем у достойнейших из достойных». Приводит Ат-Тирмизи в книге «Аскетизм» 57 глава, Ибн Маджа в книге «Смуты» глава 23, Ад-Дарими в книге «Тонкости» глава 67 и Ахмад в «Муснад» 1/172, 174, 180, 185, и 6/369.
В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِنِّي أَحَمُّ حُمَىً رَجُلَيْنِ مِنْكُمْ»
«Воистину у меня жар больше, чем у двух ваших мужчин». Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) спросил: «Потому что у тебя двойная награда?», и он ответил: «Да».

От Са’да бин Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
يُبتلى الرجلُ على حسبِ دِينِه ، فإن كان في دِينِه صلابةٌ ، زِيدَ في بلائِه ، وإن كان في دِينِه رِقَّةٌ ، خُفِّفَ عنه
«Человек испытывается в соответствии с верой своей и у того, чья вера прочная, испытание усиливается, а у того, чья вера слабая, уменьшается и испытание его». Приводит Ибн Маджа в книге «Смуты» 23 глава, Ад-Дарими в книге «Тонкости» 67 глава и Ахмад в «Муснад» 1/172, 174, 180, 185.


Эта группа учёных говорит: «Как может быть мольба об избавлении от бед лучше терпения, ведь это степень, которой наделяет Аллах сильнейших из рабов своих и лучших из посланников Своих и пророков?!»


Когда Убай бин Ка’б (да будет доволен им Аллах) услышал, что говорит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) о жаре, то он попросил, чтобы его постигла эта болезнь, и он не переставал ею болеть.


Абу Ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал:
ثلاثة أحبهن ، ويكرههن الناس: الفقر ، والمرض ، والموت. أحب الفقر تواضعا لربي ، والموت اشتياقا لربي ، والمرض تكفيرا لخطيئتي
«Я люблю три вещи, которые ненавистны людям: бедность, болезнь и смерть. Я люблю бедность по причине стеснения перед моим Господом, люблю смерть, желая встретиться с моим Господом и болезнь, как искупление от своих грехов».


Марван зашёл навестить Абу Хурейру (да будет доволен им Аллах) во время его болезни и сказал: «اللَّهُمَّ خَفِّفْ عَنْهُ» - «О Аллах! Облегчи ему», на что Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сказал: «اللَّهُمَّ اشْدُدْ» - «О Аллах, усиль!»
В другом риваяте приводится:
«خَنِّقْنِي بِتَخْنِيقِكَ فَإِنَّكَ تَعْلَمُ أَنِّي أُحِبُّكَ» - «Сдави горло мне в объятиях Твоих, ведь воистину Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Другая группа учёных сказала: «Не просите избавления и ни испытания, и ни продолжения испытания, а просите у Аллаха то, что лучше и более приближает к Нему: либо уменьшение испытания, или его продолжение, или усиление, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
اللَّهُمَّ أَحْيِنِي مَا كَانَتِ الْحَيَاةُ خَيْراً لِي وَ تَوَفَّنِي إِذَا كَانَتِ الْوَفَاةُ خَيْراً لِي
«О Аллах! Одари меня жизнью, если в ней благо для меня и одари меня смертью, если в ней благо для меня». Приводит Аль-Бухари в книге «Больные» 19 глава и в книге «Мольбы» 29 глава, Муслим в книге «Поминание» хадис №10, Абу Дауд в книге «Похороны» 9 глава, Ат-Тирмизи в книге «Похороны» 3 глава и в книге «Аскетизм» 31 и 37 главы, Ан-Насаи в книге «Оплошность» 62 глава и в книге «Похороны» 1 глава, Ибн Маджа в книге «Аскетизм» 7 глава и Ахмад в «Муснад» 3/101, 104, 171, 195, 208, 247, 281, 4/264.


Умар бин Абдульазиз сказал: «У меня не было пристрастий, кроме предопределения Аллаха, Свят Он».

Осознавший это обращается с мольбой за сохранение целостности веры и просит приближения к Аллаху, Свят Он, вне зависимости, кроется ли это в избавлении от беды или в её продолжении.

Если обдумывать все вышеизложенные сведения, то в них обнаруживается некое противоречие относительно момента своевременности мольбы: мольбы, когда беда уже пришла и мольбы до прихода беды, исходя из прочитанного нами в главе о побуждении к мольбе, мольба до прихода беды лучше.

Другая группа учёных сказала: «Человек должен обращаться с мольбой языком своим и быть довольным сердцем своим, дабы объединить два дела».
Некоторые из поздних учёных сказали: «Время отличается одно от другого, в некоторых случаях мольба лучше и рекомендуема, а если человек чувствует сердцем, что надо молчать, то молчание лучше».

Устаз Абу Аль-Касим Аль-Кушайри сказал: «Если человек обнаружит в мольбе умножение открытости и чистоты, то мольба лучше и рекомендуема, а если человек чувствует в сердце своём во время мольбы сомнение, то лучше оставить мольбу. Если человек не чувствует ни того ни другого, то мольба и молчание равны. Если человек чувствует умножение познания и искренности, то молчание лучше». Помимо этого, он сказал: «Правильнее будет сказать: «Если в мольбе есть доля для всех мусульман, а для Абсолюта соблюдение Его права, то мольба лучше, но если же в мольбе только твоя доля, то молчание лучше».

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме