Вторник 20 апреля 2021 г.
Фаджр
02:22
Восход
05:16
Зухр
12:40
Аср
17:34
Магриб
19:58
Иша
22:13
Вконтакте Одноклассники Facebook Instagram Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

13 апреля – первый день поста

Статьи

Секреты аятов о дуа. 2 часть

Секреты аятов о дуа. 2 часть

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Сура «Аль-Бакара» - «Корова».

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ ۖ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ

«И когда рабы Мои спрашивают тебя обо Мне, воистину Я близок. Отвечаю Я на мольбу просящего, когда он взывает ко Мне. Так пусть же и они ответят Мне и уверуют в Меня, может быть, они будут на верном пути». 186 аят. Что касается ответа, то это основная мысль аята, потому что речь идёт в связке между вопросом и ответом.

Если кто-то скажет: «Аллах, Свят Он, сказал:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ ۖ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ

«И когда рабы Мои спрашивают тебя обо Мне, то, воистину, Я близок. Отвечаю Я на мольбу просящего, когда он взывает ко Мне. Так пусть же и они ответят Мне, и уверуют в Меня, может быть они будут на верном пути» (Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 186 аят), но бывает так, что человек обращается и не получает ответа на свою мольбу. Разъясняя данное обстоятельство, скажем, что лексическое значение слова «джаваб» (ответ) указывает на получение того, что просит человек. Например, говорят: «أَجَابَتْ السَّمَاءُ بِالْمَطَرِ وَ أَجَابَتْ الْأَرْضُ بِالنَّبَاتِ» - «Небо ответило дождём, а Земля ответила растением». Так говорят, потому что Земля просит у Неба дождь, а Небо просит у Земли растение и каждый получил что просил. Зухейр сказал:

وغيثٍ، من الوسميِّ، حوٍّ تلاعهُ

أجابتْ روابيهِ، النجاءَ، هواطلهْ

И тёмно-зелёная трава от первого дождя и следы ручьёв,

И ответили дожди горам и холмам. То есть холмы и горы попросили дождя и получили его. Слова «أَجَابَ» - «аджаба» и «اسْتَجَابَ» - «истаджаба» (ответил) одинаковы по смыслу. Ка’б бин Са’д Аль-Ганави сказал:

وداع دعا يا من يجيب إلى الندى

فلم يستجبه عند ذاك مجيب

И молящий взывал: «Кто же ответит на призыв?!»

И не ответил на это ни один отвечающий.

Сам Абсолют, Свят Он, гарантировал ответить просящим безо всякого посредника, сказав им: «فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ» - «… воистину, Я близок. Отвечаю Я …». Из этого следует, что Он милостив к ним, Он почитает их степени и наделяет их благами. Не видишь ли ты, что Он отвечал противникам через посредников. Как сказал Он:

يَسْأَلُونَكَ عَنِ ٱلسَّاعَةِ أَيَّانَ مُرْسَٰهَا قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِنْدَ رَبِّي

«Спрашивают тебя они о Часе (конце Света) когда же он произойдёт? Скажи им: «Знание о нём только у Господа моего». Сура «Аль-А’раф» - «Преграды», 187 аят. Ранее мы уже разъяснили и другие примеры.

Из рассматриваемого аята следует вопрос: «Значит Аллах ответит каждому, кто просит у Него?» Ответ на это такой: Этот аят общий, а ответ Аллах на просьбу связан с Его волей. Всевышний Аллах сказал:

فَيَكْشِفُ مَا تَدْعُونَ إِلَيْهِ إِنْ شَآءَ

«И удалит то, что вы просите у Него, если пожелает». Сура «Аль-Ан’ам» - «Скот», 41 аят. В аяте подразумевается: «Я отвечу на мольбу взывающего, если пожелаю». На это похож другой аят:

مَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ ٱلآخِرَةِ نَزِدْ لَهُ فِي حَرْثِهِ وَمَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ ٱلدُّنْيَا نُؤْتِهِ مِنْهَا وَمَا لَهُ فِي ٱلآخِرَةِ مِن نَّصِيبٍ

«Тому, кто желает посева жизни грядущей, умножим Мы его посев, а тому, кто желает посева жизни мирской, Мы одарим в ней, но в жизни грядущей не будет у него никакого удела». Сура «Аш-Шура» - «Совет», 20 аят. Но многие из тех, кто желает посева мирской жизни, ничего не получают из неё, потому что здесь общий смысл, а в другом месте это связано с волей:

مَّن كَانَ يُرِيدُ ٱلْعَاجِلَةَ عَجَّلْنَا لَهُ فِيهَا مَا نَشَآءُ لِمَن نُّرِيدُ

«Тому, кто желает скорой жизни, Мы ускорим, что пожелаем и кому Мы пожелаем». Сура «Аль-Исра» - «Ночное путешествие», 18 аят. Это основной, достоверный ответ.

Сказано, что смысл слова «أُجِيبُ» - «Отвечаю Я» разъясняется хадисом:

إِذَا قَالَ الْعَبْدُ: يَا رَبِّي, قَالَ اللهُ: لَبَّيْكَ عَبْدِي - «Когда говорит раб: «О мой Господь!», Аллах отвечает: «Да, раб Мой!» Господин может ответить рабу своему и отец ребёнку своему, но не дать ему того, что он просит, потому что в этом погибель его. В этом случае отказ является даром, и более того, это ценнейший из даров. Аллах всезнающ и Ему известно лучше, может то что просит у Него человек навредит ему и по этой причине Аллах не дарует ему этого. Если же в том что просит человек есть благо для него, тогда Аллах дарует ему то что он просит. Шейхи сказали об этом: «Дар Аллаха, в том, что Он не дал». На это указывает сказанное Пророком (да благословит его Аллах и приветствует):
مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَدْعُو بِدَعْوَةٍ لَيْسَ فِيهَا إِثْمٌ ، وَلَا قَطِيعَةُ رَحِمٍ ، إِلَّا أَعْطَاهُ اللهُ بِهَا إِحْدَى ثَلَاثٍ : إِمَّا أَنْ تُعَجَّلَ لَهُ دَعْوَتُهُ ، وَإِمَّا أَنْ يَدَّخِرَهَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ ، وَإِمَّا أَنْ يَصْرِفَ عَنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا . قَالُوا : إِذًا نُكْثِرُ . قَالَ : اللهُ أَكْثَرُ

رواه أحمد في " المسند " (17/ 213)

«Любому мусульманину, обратившемуся с мольбой, в коей нет греха, и нет разрыва родственных уз, Аллах даст одно из трёх: либо сразу воздаст то, что тот просит, либо испрашиваемое станет запасом для грядущей жизни, или Аллах отведёт от него зло равное этой мольбе». Люди сказали: «Тогда мы будем больше просить!» Он ответил: «Аллах ещё больше!» Приводит Ахмад в сборнике «Муснад», (17/ 213). То есть в аяте о просьбе Алах словно говорит: «Я отвечу на мольбу взывающего тем, что лучше и более подходящее для него».

Не видишь ли ты, что Всевышний Аллах сказал:

وَلَوْ يُعَجِّلُ ٱللَّهُ لِلنَّاسِ ٱلشَّرَّ ٱسْتِعْجَالَهُمْ بِٱلْخَيْرِ لَقُضِيَ إِلَيْهِمْ أَجَلُهُمْ

«Если ускорит Аллах зло людям, как они желают ускорить благо, то быстро все они погибнут». Сура «Юнус», 11 аят. Возможно этот аят имеет значение: «Я отвечу на мольбу взывающего если его мольба совпадёт со временем ответа». Не видишь ли ты, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
فيهِ ساعةُ لا يُوافقها عبدٌ مسلمٌ وهو قائمٌ يصلّي يسألُ الله شيئا إلا أعطاهُ إياهُ - «В пятницу есть час, и если попадёт на него раб Божий мусульманин, когда он молится и попросит что-то у Аллаха, то Он даст ему это». Приводит Аль-Бухари и Муслим. У Умара (да будет доволен им Аллах) спросили: «А если в это время обратиться лицемер?». Он ответил: «Воистину лицемеру не будет дано такого шанса». В разъяснении Умара (да будет доволен им Аллах) имеется указание на то, что, если кто-то просил что-то у Аллаха, и Он ему этого не дал, значит он не попал на время ответа, о котором сказано в аяте и хадисе.

Может быть аят о просьбе имеет значение: «Я отвечу на мольбу взывающего если он не переступает пределы Мои и не чинит несправедливости к рабам Моим, и не пропускает молитву, не оставляет выплату закята, соблюдение поста и совершение хаджа, и не обсуждает за спиной мусульманина и не поедает запретного». На это указывает хадис, где сказано, что Аллах, Свят Он, велел Дауду (мир ему): «Скажи несправедливым из сынов Израилевых: «Пусть никто из них не взывает ко мне, потому что Я дал клятву Себе, что кто бы не обратился ко Мне, Я отвечу ему, но, если они обратятся ко Мне, отвечу Я им проклятием».

Об этом сказано так: «Оставление грехов - это мольба». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Са’ду (да будет доволен им Аллах):
يا سعد ، أطب مطعمك، تكن مستجاب الدعوة

صحيح مسلم الزكاة (1015) ، سنن الترمذي تفسير القرآن (2989) ، مسند أحمد بن حنبل (2/328) ، سنن الدارمي الرقاق (2717).

«О Са’д! Сделай благой пищу свою и будет отвечено на мольбу твою». «Сахих» Муслима книга «Закят» (1015), «Сунан» Ат-Тирмизи книга «Тафсир Кур’ана» (2989), «Муснад» Ахмада бин Ханбал (2/328) и «Сунан» Ад-Дарими (2717).

Приводится, что у Са’да бин Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) спросили: «Почему среди других сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) твоя мольба принимается?» Он ответил: «Воистину я не поднесу кусочек пищи ко рту своему, пока не узнаю откуда он получен».

Вольноотпущенник Са’да бин Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) Абу Абдуррахман сказал: «Мы вместе с Са’дом бин Абу Ваккасом (да будет доволен им Аллах) добрались до сада с пальмами и у нас не было еды. Мы не нашли хозяина сада и Са’д бин Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если ты желаешь быть истинным мусульманином, не бери из него ничего!» Мы привязали верблюда и спали голодными. Утром пришёл хозяин сада и мы купили у него за один дирхам финики и корм для верблюда».

Приводится в иудейской традиции, что один из деспотов на Земле притеснял людей и при этом боялся мольбы богобоязненных и праведников. Он пригласил их в гости, дабы они поели его угощений, но после этого их мольбы не принимались. Тогда они отказались от пищи на сорок дней и взмолились против него, и он провалился сквозь землю.

Приводится, что Абдульазиз бин Марван – отец халифа Умара, отказался от всего, чем он питался из дозволенного и запретного, пока он не исхудал настолько, что у него остались только кости. После этого он стал питаться лишь дозволенным и вскоре имел близость со своей супругой, в результате чего появился такой человек, как халиф Умар бин Абдульазиз.

Суфьян Ас-Саури сказал: «Дошло до меня, что у сынов Израилевых была засуха семь лет и им пришлось есть мертвечину из помоек, и есть детей. Они поднимались в горы и просили у Аллаха дождя. Всевышний Аллах велел их пророкам: «Скажите сынам Израилевым: «Даже если вы будете идти ко Мне, пока не сотрёте ноги свои, а руки ваши дотянутся в мольбе до облаков, языки устанут вторить мольбы, то не отвечу Я ни одному просящему из вас, и не смилуюсь ни над одним плачущим из вас, пока не вернёте вы отнятое их хозяевам». Они так и сделали, и в тот же день пошёл дождь».

Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Когда Иса (мир ему) вместе с людьми молил о дожде, Всевышний Аллах велел ему: «Не проси дождя, когда с тобой грешники, и сообщи им об этом». Иса (мир ему) сказал: «Пусть уйдут совершившие грех!» Все люди ушли и остался только один человек, у которого не было правого глаза. Иса (мир ему) спросил его: «Почему ты не ушёл?» Тот ответил: «О дух Аллаха! Я ни на миг не ослушался Аллаха! Когда я не преднамеренно взглянул на стопу одной женщины этим глазом, то я выколол его». Иса (мир ему) зарыдал, и от его слёз намокла его борода и Иса (мир ему) сказал ему: «Обратись ты с мольбой, ты более меня достоин обратиться с мольбой, ведь я безгрешен от Откровения, а ты не защищён от греха». Этот человек вышел вперёд и сказал: «О Аллах! Ты сотворил нас и знал, что мы будем творить прежде, чем сотворил нас, и это не остановило Тебя от нашего сотворения, и Ты обеспечиваешь нас пропитанием, так пошли же нам с Неба обильный дождь». Клянусь тем, в чьей длани душа Исы (мир ему), не успели последние слова слететь с уст его, как полил дождь словно из ведра. Напились и кочевники, и оседлые».

Вахб бин Мунаббих сказал: «Аллах велел одному из пророков сынов Израилевых сказать им: «Воистину Я прикажу облакам стать подобными слиткам меди. Если и пойдёт дождь и произрастут травы после него, то это по милости Моей к животным, потом Я прекращу его на время посева и пошлю его во время сбора. Если они посеют что-то в это время, то я пошлю на этот урожай беду, если они соберут его, то Я лишу этот урожай благословения. Если они будут взывать ко Мне, то Я не отвечу им, если они будут просить у Меня, то Я не дам им, если они будут рыдать, то Я не смилуюсь над ними, и если они будут умолять, то Я отверну лик Свой от них».

Приводится, что Муса (мир ему) просил о дожде для сынов Израилевых и их накрыло облако, с которого капал немного дождь, но Аллах отвёл её от них, куда Он пожелал. Муса (мир ему) спросил: «О Боже! Мы просили у Тебя дождя, а Ты наоборот отвёл его от нас, куда Ты пожелал». Аллах ответил ему: «О Муса! Твой народ пришёл ко мне с сердцами, не имеющими страха предо Мной, поэтому Я пришёл к ним с облаками пустыми от милости Моей».

Вероятно, аят о просьбе имеет значение: «Я отвечу на мольбу взывающего, если вы будете совершать благие деяния, и не ослушаетесь приказа Моего». Это подтверждает Слово Всевышнего Аллаха:

إِلَيْهِ يَصْعَدُ ٱلْكَلِمُ ٱلطَّيِّبُ وَٱلْعَمَلُ ٱلصَّالِحُ يَرْفَعُهُ

«К Нему поднимается доброе слово и праведное дело, которое он возвышает». Сура «Фатыр» - «Творец», 10 аят. Буквально аят указывает, что, если мольба не связана с добрым деянием, то на неё не будет ответа. На это указывает Слово Всевышнего Аллаха:
وَهُوَ ٱلَّذِي يَقْبَلُ ٱلتَّوْبَةَ عَنْ عِبَادِهِ وَيَعْفُواْ عَنِ ٱلسَّيِّئَاتِ وَيَعْلَمُ مَا تَفْعَلُونَ. وَيَسْتَجِيبُ ٱلَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّالِحَاتِ وَيَزِيدُهُم مِّن فَضْلِهِ وَٱلْكَافِرُونَ لَهُمْ عَذَابٌ شَدِيدٌ

«И Он принимает покаяние от рабов Своих и прощает прегрешения и знает, что вы делаете. И отвечает Он уверовавшим и совершавшим благие деяния, и добавляет им из милости Своей, а неверующим - страшное наказание». Сура «Аш-Шура» - «Совет», 25 и 26 аяты. Здесь ответ верующим связан с совершением благих деяний.

По шариату, если Небо не даёт дождя, а Земля не даёт урожай, и страдают её жители, то Аллах разрешил людям просить о дожде и просить прощения у их Господа. Они собираются смиренно и со страхом, и в скромных одеяниях, предварительно совершив благое деяние, такое, например, как покаяние, пост, милостыня, молитва и другое возможное для них деяние.

Или, может быть, аят имеет значение: «Я отвечу на мольбу взывающего при условии, что они ответят Мне». Аллах, Свят Он, сказал: «فَلْيَسْتَجِيبُواْ لِي» - «Так пусть же и они ответят Мне, …». Суть твоего ответа в том, что должно ответить всё твоё естество, и ты весь должен обращаться в мольбе, потому что ты взываешь, лицезрея величие и почёт, ведь божественность и любовь к Аллаху подразумевает всё это.

Наилучшее толкование аята основано на мнении, что он низведён о неверующих, как это мы уже приводили от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), если конечно это достоверно от него. Разве ты не видишь, что Он сначала говорит об ответе, а потом о вере, что означает: «Пусть они ответят мне верой».

Предпочтительным мнением для нас является принятие слова по его общему смыслу, из чего следует, что Аллах, Свят Он, связал Свой ответ рабам Своим на то, что они просят у Него, с их ответом на то, что Он возложил на них. Как будто Он сказал: «Раб Мой! Отвечу я на мольбу твою и удовлетворю Я просьбу твою при условии, что ты ответишь Мне выполнением повелений Моих и оставлением запрещённого Мной».

Некоторые учёные сказали: «Он не сказал: «Я отвечу сразу», и если Он ответит спустя месяцы и годы, то Он всё же ответил». Как в Слове Аллаха Свят Он:
لَتَدْخُلُنَّ ٱلْمَسْجِدَ ٱلْحَرَامَ إِن شَآءَ ٱللَّهُ

«Воистину войдёте вы в Запретную мечеть, если пожелает Аллах». Сура «Аль-Фатх» - «Завоевание», 27 аят. В год, когда был ниспослан этот аят мусульмане отправились в Мекку, но многобожники не пропустили их в город. Умар (да будет доволен им Аллах) спросил у Абу Бакра (да будет доволен им Аллах): «Разве Аллах не обещал, что мы войдём в Мекку?» Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) ответил ему: «Разве Он сказал, что в этом году? Ведь Господь сказал: «Вы неизбежно войдёте в Мекку, если пожелает Аллах». Сказано, что Аллах сразу отвечает на мольбу верующего человека, но откладывает решение его вопроса, чтобы человек продолжал просить, и Аллах слышал его голос.

Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину человек будет взывать к Аллаху, и если Аллах любит его, то прикажет Джибрилю: «Реши проблему этого раба Моего, но с отсрочкой, ведь воистину Я желаю продолжать слушать голос его».

Яхья бин Саид сказал: «Увидел я во сне Обладателя величия и обратился: «О Господи! Сколько бы я не взывал к Тебе, но Ты не отвечаешь мне». Он ответил: «О Яхья! Воистину Я люблю слушать голос твой».

Вполне возможно, аят имеет значение: «Я отвечу на мольбу просящего, когда он искренне взывает ко Мне». Как сказал Аллах:

فَإِذَا رَكِبُواْ فِي ٱلْفُلْكِ دَعَوُاْ ٱللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ ٱلدِّينَ فَلَمَّا نَجَّاهُمْ إِلَى ٱلْبَرِّ إِذَا هُمْ يُشْرِكُونَ

«И взойдя на корабль, взывали они к Аллаху, искренне веруя в Него, а когда Он спасает их, выведя на сушу, они придают Ему сотоварища». Сура «Аль-Анкабут» - «Паук», 65 аят.

Однажды Муса (мир ему) проходил рядом с человеком, который обращался с мольбой, и Муса (мир ему) сказал: «Боже мой! Если было бы решение проблемы его в моих руках, то я решил бы её». Аллах сказал Мусе (мир ему): «Я милосерднее тебя! Он взывает ко Мне, но сердце его с овцами, ибо у него есть овцы. Я не отвечу рабу Своему, когда он обращается ко Мне, а сердце его не со Мной». Муса (мир ему) передал эти слова человеку и тот обратился к Аллаху сердцем своим, и была разрешена проблема его.

Один человек обратился к Зуннуну: «Вспомни меня в молитве своей». Зуннун ответил ему: «Присутствуй при этом сам». То есть обратившись всецело сердцем своим.

Абу Бакр Аш-Шибли сказал: «Одно из необычных свойств (карамат) угодника (вали) заключается в том, что нет ответа на его мольбу, и он не получает желаемого». Его спросили: «Почему это так?» Он ответил: «Потому что он покинул свой сон, полюбив бессонницу, и показал свою бедность и нужду, облачился в одеяние поклонения и занял место смирения и унижения, если он получит желаемое, то он станет тем, о ком сказано:

مَرَّ كَأَن لَّمْ يَدْعُنَآ إِلَىٰ ضُرٍّ مَّسَّهُ

«Он проходит, как будто и не просил Нас спасти его от коснувшейся его болезни». Сура «Юнус», 12 аят.

Сказано, что для мольбы требуется сосредоточение, а для решения потребности требуется искренность. Стоять неотступно у двери для того, чтобы войти лучше, чем просто уйти, ибо кто стучит - тому откроют.

Поэтому некоторые учёные сказали: «Если раб Аллаха будет получать всё, о чём он просит, то он выйдет за границы рабства и, воистину, ему велено взывать с мольбой, чтобы он был рабом Аллаха, и Аллах вершит, что Он пожелает».

Один человек обратился к Абу Язиду Аль-Бистами: «Пожалуйста, попроси Аллаха, Свят Он, чтобы не было в сердце моём мыслей не угодных Аллаху». Абу Язид Аль-Бистами ответил ему: «Послушай! Я уже тридцать лет прошу этого для себя, и Он не дал мне этого».

Одно из условий доверия к Аллаху, Свят Он, это сильная надежда на Него. Приводится, что одна старуха из сынов Израилевых жила по соседству с царём. Она вышла из своего дома, а царь разрушил её дом и присоединил её землю к своему дворцу. Вернувшись, старуха увидела это и взмолилась: «О Господи! Если меня не было на месте, то где же был Ты?!» После этой мольбы Аллах уничтожил царя внутри его дворца.

У Джа’фара Ас-Садика спросили: «Что такое с нами? Мы обращаемся к Аллаху, но не получаем ответа?!» Джа’фар Ас-Садик ответил: «Потому что вы призываете того кого вы не знаете».

У Ибрахима бин Адхама спросили: «Что такое с нами? Мы обращаемся к Аллаху, но не получаем ответа?!» Ибрахим бин Адхам ответил: «Потому что вы, познав Аллаха, не подчиняетесь ему. Вы узнали Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но не следуете за ним. Вы узнали Кур’ан, но не соблюдаете его. Вы потребляете милости Аллаха, но не благодарите за это. Вы узнали о Рае, но не ищете его, и вы узнали об Аде, но не убегаете от него. Вы узнали Сатану, но не сражаетесь с ним, а напротив, соглашаетесь с ним. Вы узнали смерть, но не готовитесь к ней, вы хороните ваших усопших, но не поучаетесь этим, и вы забыли о своих недостатках и заняты недостатками других людей».

Аллах, Свят Он и Велик, обратился к Дауду (мир ему): «О Дауд! Того, кто предался Мне всецело, Я обеспечу, кто молит Меня, тому Я воздам, кто взывает ко Мне, тому Я отвечу. Если не наступило ещё предопределение Моё, и человек взывает ко Мне, то мольба его в подвешенном состоянии, но Я уже ответил на неё и когда наступит срок предопределения Моего, Я дам ему то, что он просил».

У Хузейфа (да будет доволен им Аллах) спросили: «Если бы адиты и самудиты обращались с мольбой так, как обращается эта умма, то они получили бы ответ?» Хузейфа (да будет доволен им Аллах) ответил: «Воистину у Аллаха есть рабы, молитва которых зажигает светильники в тёмную ночь, и Аллах не отвечает им сразу, а отвечает, когда придёт срок, установленный волей Его для Своих рабов».

Если кто-то спросит: «Если вам подходит смысл слова «аль-истиджаба» - «ответ» в Слове Аллаха Свят Он: «أُجِيبُ» - «Я отвечу», то как объяснить смысл этого слова в аяте:

وَقَالَ رَبُّكُـمُ ٱدْعُونِيۤ أَسْتَجِبْ لَكُمْ

«Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Сура «Гафир» - «Прощающий», 60 аят)? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) относительно этого сказал:

ينزل ربنا تبارك وتعالى إلى السماء الدنيا كل ليلة حين يبقى ثلث الليل الآخر فيقول: من يدعوني فأستجيب له، من يسألني فأعطيه، من يستغفرني فأغفر له، حتى ينفجر الفجر

«Нисходит наш Господь, Свят Он и Велик, каждую ночь, когда остаётся последняя треть её на небо этого мира и говорит: «Тому, кто взывает ко Мне, Я отвечу (فأستجيب له), кто молит Меня, тому Я воздам, кто просит прощения у Меня, тому Я прощу», и так до наступления рассвета». Приводит Аль-Бухари хадис №1145 и Муслим хадис №758. В некоторых риваятах приводится: «فأعطيه سؤاله» - «Я дам ему то, что он просит».

Некоторые филологи арабского языка говорят: «Аль-Иджаба» - ответ, может быть желаемым, то есть получить что просишь, а может ответа и не быть. А «аль-истиджаба» означает только получение желаемого. Учёные сказали, что буква «سين» - «син» в этом слове для усиления, а усиление является клятвой, а Аллах не меняет обещания, а тем более клятвы!» Ответ на это мы уже ранее приводили и суть его в том, что «أَجَابَ» - «аджаба» и «اسْتَجَابَ» - «истаджаба» имеют один смысл и это известно в арабском языкознании. Тем более, что всё сказанное нами о первом аяте в целом без особенностей, подходит и для этого аята, и для хадиса о нисхождении. Возможно, имеется в виду, что это происходит в определённое время и не даётся никому шанса для мольбы, кроме того, кому предначертано в знании Аллаха, что его проблема будет разрешена через мольбу. Не известно ли тебе, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

اليمينُ الكاذبةُ مُنفِّقَةٌ للسلعةِ مُمحِقةٌ للبركةِ

أخرجه البخاري (2087)، ومسلم (1606)، وأبو داود (3335)، والنسائي (4461) بنحوه، وأحمد (7206) واللفظ له

«Лживая клятва помогает распродаже товара, но лишает благословения». Приводит Аль-Бухари (2087), Муслим (1606), Абу Дауд (3335), и Ан-Насаи (4461) похожее на это, и Ахмад (7206), и это его риваят. Но сколько тех, кто лживо клялся и его товар не распродался. Потому что смысл хадиса таков: «Помогает распродаже товара, если совпадёт со временем, предопределённым для распродажи».

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме