Суббота 20 апреля 2024 г.
Фаджр
02:20
Восход
05:15
Зухр
12:40
Аср
17:34
Магриб
19:59
Иша
22:14
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Секреты аятов о дуа. 1 часть

Секреты аятов о дуа. 1 часть

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Сура «Аль-Бакара» - «Корова».

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ ۖ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ

«И когда рабы Мои спрашивают тебя обо Мне, воистину Я близок. Отвечаю Я на мольбу просящего, когда он взывает ко Мне. Так пусть же и они ответят Мне и уверуют в Меня, может быть, они будут на верном пути». 186 аят.

Среди муфассиров есть разные мнения относительно причины ниспослания этого аята. Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Этот аят был низведён после того, как Умар бин Аль-Хаттаб и несколько других сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) имели близость со своими жёнами в ночи месяца Рамадан. Они сожалели о содеянном и спросили: «О Посланник Аллаха! Есть ли покаяние для нас и каково наше покаяние?»

В другом риваяте приводится, что данный аят был низведён после того как иудеи спросили у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Как наш Господь услышит мольбу нашу если ты говоришь, что от нас до Неба пятьсот лет пути, а толщина каждого неба такая же?». По другому мнению, сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) спросили у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Где наш Господь?».

Аль-Хасан, разъясняя причину ниспослания, рассматриваемого аята сказал: «Некоторые сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) спросили у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О Посланник Аллаха! Близок ли наш Господь, ибо мы будем беседовать с Ним, а если Он далёк, то будем мы взывать к Нему громогласно?».

Познавшие истину, трактуя данный аят сказали: «Эти рабы Божьи избранные не спрашивают о законе и не спрашивают о творении, и не спрашивают о мирской и вечной жизнях, вопрос их исключительно об их Владыке. Разве не видишь ты, что Он сказал: «وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ» - «И когда рабы Мои спрашивают тебя обо Мне, воистину Я близок». Они не похожи на тех, кто спросил: «وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْجِبَالِ» - «И спрашивают они тебя о горах». Сура «ТаХа», 105 аят. В другом аяте: « يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْأَهِلَّةِ» - «Спрашивают они тебя о месяцах». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 189 аят. В другом аяте: «وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْيَتَامَىٰ» - «И спрашивают они тебя о сиротах». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 220 аят. В другом аяте: «يَسْأَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ» - «И спрашивают они тебя о запретном месяце». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 217 аят. В другом аяте: «وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ» - «И спрашивают они тебя о месячных». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 222 аят. В другом аяте: «يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ» - «И спрашивают они тебя о вине и об азартных играх». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 219 аят. В другом аяте: «وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ» - «И спрашивают они тебя о душе». Сура «Аль-Исра» - «Ночное путешествие», 85 аят. Поэтому ответ Аллаха данный рабам, вопрошающим об их Господе отличается от ответа данного тем кто спрашивает о других вещах. Во всех случаях Аллах, отвечая на вопросы использует глагол «قُلْ» - «куль» - «скажи», повелевая своему посланнику довести до вопрошающих ответ. А тем же кто спрашивает о Боге, от Всеславного Творца поступает ответ не предполагающий какого-либо посредничества: «فَإِنِّي قَرِيبٌ» - «… воистину, Я близок».

Вопрос сподвижников и иудеев имеет один смысл. Их вопрос и ответ Аллаха не подразумевают под словом «близость» нахождение Бога на близком расстоянии в физическом плане, вопрос и ответ подразумевают исключительно духовную близость к Богу, при которой Достохвальный Творец всего сущего отвечает на мольбы своих рабов. Поистине, великий Аллах пречист от того, чтобы быть ограниченным пространством и направлением. Из аята становится понятно какой смысл Господь вложил в слово «близость». «فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ» - «… воистину, Я близок. Отвечаю Я на мольбу просящего, …», то есть близок в плане удовлетворения просьб своих рабов.

Посредством этого аята Аллах полностью отвергает все домыслы, связанные с неверным пониманием и ошибочной трактовкой слова «близость», когда люди начинают полагать, что Господь близок к ним в плане расстояния или местонахождения. Аллах сам второй частью аята разъясняет недопустимость подобного понимания. Аллах разъяснил, что близость Его к рабу - это дар, которым Он одаривает, и милость, которую Он даёт. Аллах даёт рабу возможность обратиться к Нему и быстро ему отвечает, то есть Он слышит мольбу рабов Своих так, будто Он на близком расстоянии от них. Сказано также, что слово «قَرِيبٌ» - «кариб» - «близкий» несёт в себе смысл слов «скор в ответе». Это слово толкуется так по причине его близости по смыслу к слову «سَرِيعٌ» - «сари’» - «скорый, быстрый».

Знай, что Абсолют, Свят Он и Велик, обладает качеством близости к Своему рабу, и раб обладает качеством близости к Абсолюту, Свят Он и Велик.

Что касается близости сущности Абсолюта к Своему рабу, то Он Истинный Владыка и превыше этого, ведь Он не имеет границ, места и величины, ибо таковыми качествами обладает только сотворённое. От Него не отделялось ничего из сотворённого, ибо Его величие не приемлет отделения и воссоединения. Его покровительство – это Его близость, а Его презрение – это Его отдалённость. Близость Его к рабу Своему в мирской жизни заключается в том, что Он наделяет его знанием о Себе, ведёт его различными путями милости и покровительства и дарует ему возможность исполнять повеления и воздерживаться от запретов.

Аллах Свят Он сказал:

وَاعْلَمُوا أَنَّ فِيكُمْ رَسُولَ اللَّهِ ۚ لَوْ يُطِيعُكُمْ فِي كَثِيرٍ مِّنَ الْأَمْرِ لَعَنِتُّمْ وَلَٰكِنَّ اللَّهَ حَبَّبَ إِلَيْكُمُ الْإِيمَانَ وَزَيَّنَهُ فِي قُلُوبِكُمْ وَكَرَّهَ إِلَيْكُمُ الْكُفْرَ وَالْفُسُوقَ وَالْعِصْيَانَ ۚ أُولَٰئِكَ هُمُ الرَّاشِدُونَ

«И знайте, что среди вас Посланник Аллаха, если он будет подчиняться вам во многих делах, то погибнете вы, но Аллах сделал любимым для вас веру и украсил её в сердцах ваших и сделал ненавистными для вас неверие, нечестие и грех, и эти люди следуют праведным путём». Сура «Аль-Худжурат» - «Комнаты», 7 аят.

Близость Его в вечной жизни заключается в том, что Он одарит раба Своего прощением грехов и упущений.

Видеть и присутствовать - это один из атрибутов Абсолюта и это Его близость. Он близок ко всем благодаря Его безграничному знанию и могуществу. Всевышний Аллах сказал:

وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ

«И Мы ближе к нему чем ярёмная вена». Сура «Каф», 16 аят.

В другом аяте:

وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ

«И Он с вами, где бы вы ни были». Сура «Аль-Хадид» - «Железо», 4 аят.

В другом аяте:

مَا يَكُونُ مِن نَّجْوَىٰ ثَلَاثَةٍ إِلَّا هُوَ رَابِعُهُمْ

«В тайной беседе троих Он всегда четвёртый». Сура «Аль-Муджадиля» - «Препирающаяся», 7 аят.

Он близок, но не единением, далёк, но не разделением, эта близость –особенность Аллаха. Эта близость - милость, которой Он наделяет кого пожелает из рабов Своих. Близость относительно понятия расстояния не допустимо для Абсолюта, ведь Он сам приближает творения.

Близость же раба к Абсолюту имеет три значения.

1. Приближение к Нему поклонением. Это доказывает Слово Аллаха, Свят Он:

كَلَّا لَا تُطِعْهُ وَاسْجُدْ وَاقْتَرِب

«Но нет! Не подчиняйся ему, а соверши земной поклон и приблизься». Сура «Аль-Аляк» - «Сгусток крови», 19 аят.

В этом аяте Аллах, Свят Он, разъяснил, что приблизиться к Нему можно через поклонение, а не через расстояние. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أقربُ مَا يَكونُ العبْدُ مِن ربِّهِ وَهَو ساجدٌ، فَأَكثِرُوا الدُّعاءَ

«Ближе всего раб к Господу своему, когда он в земном поклоне, и в это время больше обращайтесь с мольбой». Приводит Муслим.

В другом риваяте сообщается:

وأَمَّا السُّجُودُ فَاجْتَهِدُوا في الدُّعَاءِ، فَقَمِنٌ أنْ يُسْتَجَابَ لَكُمْ

«А в земном поклоне усердствуйте в мольбе и, несомненно, будет отвечено вам». «Сахих» Муслима хадис №479.

Сообщил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) от Аллаха, Свят Он:

وما تَقَرَّبَ إلَيَّ عَبْدِي بشيءٍ أحَبَّ إلَيَّ ممَّا افْتَرَضْتُ عليه، وما يَزالُ عَبْدِي يَتَقَرَّبُ إلَيَّ بالنَّوافِلِ حتَّى أُحِبَّهُ، فإذا أحْبَبْتُهُ: كُنْتُ سَمْعَهُ الذي يَسْمَعُ به، وبَصَرَهُ الذي يُبْصِرُ به

«И нет ничего любимее для Меня из того посредством чего приближается раб Мой ко Мне, чем предписанное ему. Не перестанет раб Мой приближаться ко Мне дополнительными поклонениями, пока Я не полюблю его, и если Я полюблю его, то стану слухом его, которым он слышит и зрением его, которым он видит». «Сахих» Аль-Бухари хадис №6502.

Хадисы указывают, что приблизиться к Аллаху можно посредством благих деяний, и наилучшее из всех поклонений - это молитва, наилучшее действие в молитве - земной поклон, ведь в нём взгляд не рассеянный, душа не ликует, человек унижает своё эго, он находится в волнении, а не в спокойствии.

Это также указывает на то, что Аллах, Свят Он, не находится на Престоле, потому что стоящий ближе к Престолу, чем находящийся в земном поклоне.

2. Приближение к Аллаху, Свят Он, также кроется в избавлении от пороков, в обладании прекрасным нравом, потому что, если ты оставляешь человеческие пороки и украшаешься пророческими качествами и ангельским нравом, то таким образом ты приближаешься к Абсолюту, Свят Он.

Кротость, знания, прощение, милость, утаивание недостатков других, обильное благо к обратившемуся и отвернувшемуся, верующему и неверующему, богоугоднику и врагу - всё это качества Абсолюта, Свят Он.

Если ты стараешься обладать такими же качествами, то тем самым ты приближаешься к Аллаху, но Аллах превыше того, чтобы приближаться, отдаляться или быть подобным чему-то.

3. Приближение к Аллаху достигается через крепкую веру в существование Абсолюта, Свят Он, в Его величие, возвышенность, могущество, и в то что Он несокрушимый сокрушитель, непобедимый победитель, Он не похож ни на кого, и никто не похож на Него. После ты познаёшь чем обладает и может обладать суть Абсолюта и что не может быть у Него, и это основа познания и величайшее приближение, и высшая его цель. Как сказал поэт:
Я достиг всего что желал, как только достиг Его близости,

И не осталось ничего, что желал бы я для себя.

Эта близость разрывает все связи познавших, ведь уже сказал лучший из творений Его и имам всех познавших Его:

وَمَا أَدْرِي مَا يُفْعَلُ بِي وَلَا بِكُمْ

«И не знаю я, что будет со мной и с вами». Сура «Аль-Ахкаф» - «Песчаные холмы», 9 аят.

Что касается близости сути и приближения тел или сторон, то превыше этого господство Его, и пречиста от этого Его божественная сущность.

Аллах применяет слово «близость», потому что это ближе и привычнее для сердец, влюблённых в Него и служащих на Его пути и даже, если было бы допустимо в отношении Абсолюта говорить о близости в понятии расстояния, то от этого не было бы сильного эффекта.

Такой же смысл передаётся в слове Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал:

لا تفضلوني على يونس بن متّى

من الجامع لأحكام القرءان للإمام أَبي عَبْدِ اللَّه مُحَمَّد القرطبي المتوفى 671هـ

«Не превозносите меня над Юнусом бин Матта». Из книги «Сборник законов Кур’ана» имама Абу Абдулла Мухаммад Аль-Куртуби ум. 671 х.

То есть: «Когда я (Мухаммад) был вознесён на Небо, я поднимался всё выше с одного неба на другое и достиг Лотоса крайнего предела. После я подошёл к завесе из золота, но Джибриль (мир ему) покинул меня, и я спросил его: «Куда ты?» Он ответил: «О Мухаммад! «وَمَا مِنَّا إِلَّا لَهُ مَقَامٌ مَّعْلُومٌ» - «У каждого из нас есть своё место» (Сура «Ас-Саффат» - «Ангелы, стоящие в ряд», 164 аят). Это предел всех творений, и мне было дозволено приблизиться к этой завесе только из уважения и почёта к тебе». Я продолжил свой путь от одной завесы к другой, так я прошёл семьдесят завес, толщина каждой завесы была равна расстоянию равному пятьсот лет пути. После этого меня вознесли к Престолу. Не думайте, что я в этом состоянии ближе к Аллаху, Свят Он, чем Юнус бин Матта, которого заглотил кит и опускался с ним всё глубже, пока не достиг самого дна океана. Потому что высший или низший равны по отношению к величию Абсолюта, Свят Он, и нет ничего подобного Ему.

Об этом сказано:

О если бы я умер и наконец отдохнул,

И, воистину, всякий раз, когда я говорю: «Я приблизился»,

То на самом деле я отдалился.

Другой поэт сказал:

Достаточно горести в том, что я громогласно зову Тебя

Как будто далёк я или Тебя нет со мной.

Некоторые огорчённые люди восклицали:

Ваше уважение – оставление, ваша любовь – прощание,

Ваша близость – даль и ваш мир – война.

Абу Бакр Аш-Шибли продекламировал:

О исцеление моё от недомогания, хотя ты и есть мой недуг.

Испытание моё хоть до тебя не было у меня испытания.

Близость ваша подобна дальности и когда же наступит время отдыха для меня?!

Когда Абу Аль-Хусейн Ан-Нури встретил одного из учеников Абу Хамзы он спросил его: «Ты из учеников Абу Хамзы, который говорит о близости? Если ты встретишь его, то скажи ему: «Абу Аль-Хусейн Ан-Нури приветствует тебя и говорит: «Близость для нас - это дальность».

Знай, что близость - это качество сердец и здесь не причём буквальное понимание. Близость раба к Абсолюту, Свят Он, только в его отдалённости от творений.

Что касается дальности, то, как сказано, близость - это Его почёт, а отдалённость - Его презрение. Отдалённость - это ослушание Его заветов, пренебрежение и оставление поклонения Ему. Первое отдаление - это отдаление от тауфика, затем отдаление от тахкика, хотя на самом деле отдаление от тауфика это и есть отдаление от тахкика.

Сколько было таких, кто отправлялся в поисках дозволенного или даже поклонения и его покидала милость, он впадал в грех, или его настигал тауфик и он совершал благодеяние. Проклятый Иблис тысячи лет на Земле поклонялся Аллаху и настигло его несчастье и случилось с ним то, что случилось. Или Адам (мир ему) ослушался Аллаха, Свят Он, но покрыла его божья забота. Как сказал Всевышний Аллах:

ثُمَّ اجْتَبَاهُ رَبُّهُ فَتَابَ عَلَيْهِ وَهَدَىٰ

«Затем Он избрал его и простил его и повёл». Сура «ТаХа», 122 аят.

Шейхи сказали: «Божья забота была прежде воды и земли».

Тот, кто убедился в близости Абсолюта, Свят Он, должен знать, что самая малая её степень - это неотступное наблюдение за ним, потому что над ним есть смотритель за богобоязненностью, а над ним смотритель за исполнением и вслед за ним смотритель за кротостью. Сказали учёные:

Как будто смотритель Твой над моими думами,

И другой следит за взором моим и языком.

И если очи мои смотрели на что-то после тебя,

То я говорил, что они видят меня.

А если в душе у меня была после тебя хоть мысль одна не о тебе,

То они хватали меня за мою узду,

И слышал я речи честных друзей,

Но удерживал от них свой взор и язык,

И не будет время утешением после этого,

Ведь вижу я присутствие Твоё в любом месте.

Абу Бакр Аль-Васиты сказал: «Отвергает Он, кого пожелает, по причине ревности Своей и приближает, кого пожелает, из-за ревности Своей, ведь Аллах, Свят Он, сказал:

وَاللَّهُ يَخْتَصُّ بِرَحْمَتِهِ مَن يَشَاءُ

«И наделяет Аллах, кого пожелает, милостью Своей». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 105 аят.

В другом аяте говорится:

وَمَن لَّمْ يَجْعَلِ اللَّهُ لَهُ نُورًا فَمَا لَهُ مِن نُّورٍ

«И кому Аллах не дал сияние, у того не будет никакого сияния». Сура «Ан-Нур» - «Сияние», 40 аят.

Спросили у Абу Сулеймана Ад-Дарани: «Как ты приближаешься к своему Господу?» Он зарыдал и сказал: «Разве у такого как я об этом спрашивают?! Аллах сам смотрит в сердце твоё и видит, что ты не желаешь никого в обоих мирах, кроме Него». Величайшее слово об этом - это мольба Ибрахима бин Адхама: «О Аллах! Если знаешь Ты, что Рай ценнее для меня хотя бы на одну пылинку больше дара познания Тебя, коим Ты наградил меня, то лиши меня Рая».

У одного учёного спросили: «Каков признак близости ко Всевышнему Аллаху?», и он ответил: «Полное посвящение себя Аллаху». Абу Бакр Аль-Варрак сказал: «Кто смотрит на Аллаха сердцем своим, тот отдаляется от всего, кроме Аллаха». У имама Аль-Мухасиби спросили о близости, и он ответил: «Близость - это приближение раба к своему Господу поклонением».

Приводится в тафсире Аль-Кальби: «Слово Всевышнего Аллаха: «فَأَمَّآ إِن كَانَ مِنَ ٱلْمُقَرَّبِينَ» - «А кто был из приближенных» (сура «Аль-ваки’а» - «Судный день», 88 аят), то есть к садам Эдема. Сказано, что это устремляющиеся, о которых Аллах сказал: «وَٱلسَّابِقُونَ ٱلسَّابِقُونَ. أُوْلَـٰئِكَ ٱلْمُقَرَّبُونَ» - «И устремляющиеся, устремляющиеся! Они приближенные» (Сура «Аль-ваки’а» - «Судный день», 10 и 11 аяты). Есть разные риваяты относительно устремляющихся. Всевышний Аллах разъясняет это слово в следующих аятах: «ثُلَّةٌ مِّنَ ٱلأَوَّلِينَ * وَقَلِيلٌ مِّنَ ٱلآخِرِينَ» - «Сулля из первых и мало из последних». (Сура «Аль-ваки’а» - «Судный день», 13 и 14 аяты). «الثُلَّةُ» - «ас-сулля» - часть, то есть группа из первых. Некоторые учёные говорили: «الثُلَّةُ» - «ас-сулля» - это множество людей из предыдущих народов, и малое количество из последних - это умма Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), потому что устремившихся к ответу на призыв Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) меньше, чем ответивших остальным пророкам.

Аль-Хасан сказал: «Устремившихся из предыдущих народов больше, чем устремившихся из нас, поэтому Всевышний Аллах сказал: «وَقَلِيلٌ مِّنَ ٱلآخِرِينَ» - «И мало из последних». (Сура «Аль-ваки’а» - «Судный день», 14 аят).

Ибн Сирин сказал: «Муфассиры сказали, что они все из этой уммы».

Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Устремляющиеся к переселению устремляются к вечной жизни». Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Они устремляются к пятикратной молитве». Сказано, что этот аят общий для всех устремившихся из предыдущих народов и этой общины, которые устремились к следованию за пророками (мир им) и стали имамами праведного пути. Саид бин Джубейр сказал: «Устремившиеся к раскаянию и всем благим деяниям, как сказал Аллах:

سَابِقُوا إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا كَعَرْضِ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ

«Устремляйтесь к прощению от Господа вашего и Раю, ширина которого равна ширине Небес и Земли». Сура «аль-Хадид» - «Железо», 21 аят.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме