Суббота 27 апреля 2024 г.
Фаджр
01:32
Восход
04:58
Зухр
12:39
Аср
17:43
Магриб
20:14
Иша
22:43
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Братство в исламе

Братство в исламе

Религия ислам духовное братство ставит выше кровного родства, так как между кровными родственниками может существовать неприязнь и открытая вражда, порой, связанная с вопросами обретения и раздела материальных ценностей. Духовное родство ислама в свою очередь во главу угла ставит духовность, как основу для достижения довольства Аллаха. Стоит отметить, что братство между мусульманами – это один из главных принципов исламской религии, которая систематизировала взаимоотношения между братьями в плане религиозных, этических, правовых и житейских вопросов.

Самым ярким примером духовного братства мусульман является община, созданная Пророком Мухаммадом, мир ему. Умма Пророка, мир ему, представляла собой общество, принципы которого зиждились не на стремлении приобрести больше материальных ценностей, а на осознании временности этого мира и вечности будущего мира. Это понимание направляло общину мусульман на путь созидания, подразумевавшего достижение довольства Аллаха путём религиозного, миссионерского и пастырского служения, а также обустройства жизни общины в рамках божественного закона.

Сподвижники Пророка, мир ему, представляли собой сообщество, члены которого во всём поддерживали друг друга. Более того они использовали любую представившуюся им возможность для оказания помощи своим братьям. Вместе с тем они следовали завету Пророка, мир ему, сказавшего: «Религия – это наставление». Каждый из них помнил об этих словах своего духовного лидера и практически при любой ситуации они напоминали друг другу об этом своими действиями и благородными поступками. Духовное руководство Посланника Аллаха помогало им в самой благородной форме исправлять ошибки и недостатки друг друга. Никто из них не таил обиду на своего брата, когда тот призывал кого-либо из них отказаться от непристойностей, неприсущих благочестивым мусульманам и которые продолжали совершаться людьми, недавно принявшими ислам. Помимо этого, сподвижники Пророка, мир ему, помогали друг другу преодолевать кризис, который наступал у новообращённых мусульман и подталкивал их к крайним формам фанатизма и аскетизма. Примечательно, что сподвижники при этом прибегали к самым наилучшим методам, избегая всяческого проявления агрессии и злобы.

Так, после переселения в Медину Пророк Мухаммад, мир ему, связал узами братства жителя Медины Абу ад-Дарду и мусульманина персидского происхождения Салмана аль-Фариси. Салман, придя в дом своего брата, увидел его супругу в поношенной одежде, он решил сделать своему брату по вере благое наставление. Так об этом сообщается в хадисе, приведённом в сборнике «Бухари»: «Когда Салман пришёл навестить Абу-ад-Дарду и увидел Умм ад-Дарду (жену Абу а-Дарды) в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-ад-Дарда не нуждается в (благах) мира этого”. (Тем временем) пришёл и сам Абу ад-Дарда, который приготовил для (Салмана) еду. (Салман) сказал: “Поешь”. (Абу-ад-Дарда) сказал: “Поистине, я пощусь”. (Салман) сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!” И он поел, а когда настала ночь, Абу-ад-Дарда встал на молитву. (Салман) сказал (ему): “Спи”, - он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Салман снова) сказал: “Спи”, - а в конце ночи Салман сказал: “Теперь вставай”, — и они совершили молитву, а потом Салман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!” А потом (Абу-ад-Дарда) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Салман сказал правду”».

Из этого примера мы видим, что Салман сделал наставление очень мудрым способом. Он не накинулся на своего брата, обвиняя его в том, что он недостаточно уделяет внимание своей семье. Наставление Салмана не ввергло Абу ад-Дарду в печаль, не затронуло его честь, не нанесло ему обиду. Совет был дан таким образом, что Абу- ад-Дарда, убедившись в правдивости слов Салмана, подтверждённой самим Пророком, мир ему, ещё больше стал уважать своего брата по вере, прислушиваться к его советам.

Причиной из-за которой Салман аль-Фариси наставлял своего брата стало то, что Абу ад-Дарда, будучи самым последним, кто принял ислам из числа жителей Медины дошёл до крайности в проявлении аскетизма. Салман аль-Фариси, будучи его побратимом, решил исправить его образ жизни и приблизить к умеренности, которой обучал сам Пророк, мир ему. Но Салман сделал это очень деликатно, не набрасываясь на Абу ад-Дарду с обвинениями, наоборот, он добился изменения в поведении Абу ад-Дарды через практические примеры, показывая его ошибки и пути их устранения.

Абу ад-Дарда практически все дни проводил, соблюдая пост. Таким образом, он не ел с гостями и путниками, которые посещали его. Салман аль-Фариси показал ему, что дополнительный пост можно оставить для того, чтобы оказать почёт своим братьям, которые посещают его.

Абу ад-Дарда все ночи проводил в молитвах. Салман аль-Фариси показал ему, что чрезмерное усердие в ночных молитвах приводит к нарушению прав домочадцев. Салман на практическом примере показал, что достаточно совершить дополнительную ночную молитву перед наступлением рассвета.

После всего этого Салман наставил своего брата, рассказав о принципах, которые проповедует сам Пророк Мухаммад, мир ему, относительно поклонения и жизнедеятельности. Салман объяснил Абу ад-Дарде, что поклонение Аллаху не должно нарушать права других людей. Мусульманину нужно соблюдать ислам так, чтобы окружающие люди испытывали от его поклонения только благо и не испытывали какого-либо дискомфорта. Абу ад-Дарда решил удостовериться в наставлениях Салмана аль-Фариси, обратившись к Пророку, мир ему. Получив от Пророка, мир ему, подтверждение правдивости слов Салмана, Абу ад-Дарда начал всегда прислушиваться к словам своего брата по вере. В одной версии данного хадиса также сообщается, что Пророк, мир ему, обратился к Абу ад-Дарде по его основному имени, сказав: «О Умейр! Салман более знающий, чем ты!»

В приведённом примере есть множество назиданий для сегодняшней мусульманской молодёжи, которая, становясь на путь религии, не всегда соблюдает принципы исламского братства, обвиняя своих единоверцев в совершении каких-либо ошибок в вопросах исповедания ислама. Таким людям нужно больше обращать внимание на изучение биографии Пророка, мир ему, и его сподвижников, которые очень серьёзно относились к вопросу духовного братства. Они очень ценили то, что рядом с ними есть братья, которые не только помогут им в рудной жизненной ситуации, но и вовремя остановят от совершения греха, помогут исправить, а главное избежать совершения ошибок.

Приведённый хадис в очередной раз нам доказывает важность и пользу исламского братства. Помимо этого, на примере этих двух сподвижников мы можем увидеть форму взаимоотношения в среде первых мусульман. Они посещали своих братьев, оставляя свои личные дела. Обучали друг друга, передавали знания, делали наставления. Помогали друг другу найти правильное понимание ислама и уберегали от впадения в крайности. Призывали к умеренности и к оказанию почтения своим братьям по вере.

Данные примеры должны заставить современных мусульман задуматься о своём отношении к братьям по вере. Верующие должны взять жизнь сахабов как мерило для своих действий, соответствуют ли они истинным идеалам ислама, которые исповедовались сподвижниками в чистом виде, или же имеются какие-либо отклонения? Если в сердце верующего есть неприязнь по отношению к своему брату, то это может привести к гневу Всевышнего, сказавшего: إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ

«Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы» (Сура «Комнаты», 10 аят).

Верующему мусульманину стоит прислушаться к завету Господу миров, оставить злобу в отношении братьев мусульман, и подобно сподвижникам Посланника Аллаха проявлять в отношении них свои самые благие качества, что, несомненно, приведёт его к успеху в обоих мирах.

آمين يا رب العالمين

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме