Суббота 27 апреля 2024 г.
Фаджр
01:32
Восход
04:58
Зухр
12:39
Аср
17:43
Магриб
20:14
Иша
22:43
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Польза мольбы и побуждение к ней

Польза мольбы и побуждение к ней

Аллах, Свят Он, сказал:

" قلْ مَا يَعْبَأُ بِكُمْ رَبِّي لَوْلَا دُعَاؤُكُمْ"

«Скажи: «Не обратил бы на вас внимания Господь мой, если не ваша мольба». Сура «Аль-Фуркан» - «Различение», 77 аят. То есть «Как Он поступил бы с вами, каким был бы ваш статус, если бы не ваше единобожие и ваше поклонение Всевышнему Аллаху?!»

Анас (да будет доволен им Аллах), комментируя данный аят, сказал: «Что Господь сделал бы с вами, если бы не ваше поклонение и ваша покорность?! То есть Аллах сотворил вас для поклонения Ему. Сказано в Коране:

«وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ»

«И сотворил Я джиннов и людей лишь для того, чтобы они поклонялись мне». Сура «Аз-Зарият» - «Ветра», 56 аят.

Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал относительно смысла данного аята: «Аллах, Свят Он и Велик, говорит, что Он не нуждается в неверующих людях, поэтому Он сотворил их неверующими, если они были бы нужны Ему, то Он сделал бы для них веру желанной, каковой сделал её для уверовавших».

Сказано: «Если бы не ваши мольбы, обращённые к Аллаху в невзгодах…». Сказано в кораническом аяте:

«أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ»

«И кто ответит обездоленному, когда он взывает к Аллаху». Сура «Ан-Намль» - «Муравей», 62 аят.

Всевышний Аллах сказал:

«فَإِذَا رَكِبُوا فِي الْفُلْكِ دَعَوُا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ»

«И когда садятся они на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним веру». Сура «Аль-Анкабут» - «Паук», 65 аят. Сказано, что Он не обращает на вас внимания и не прощает вам, потому что вы наравне с Ним взываете к божествам и идолам.

Разъясняя это, Аллах, Свят Он, сказал:

«مَا يَفْعَلُ اللَّهُ بِعَذَابِكُمْ إِن شَكَرْتُمْ وَآمَنتُمْ»

«Аллах не накажет вас, если вы благодарны и уверовали». Сура «Ан-Ниса» - «Женщины», 147 аят.

Сказано в тафсире: «Я не нуждаюсь в вас, и сотворил вас лишь для того, чтобы вы просили у Меня и Я прощу вас и дам вам, что вы просите».

Сказано в тафсире: «Не обратил бы Он на вас внимания, если бы не ваш призыв, и Он сотворил вас, чтобы вы призывали людей к вере и поклонению Ему».

Слово «عبَأ» - «а’ба’» - означает подготовить что-то. Например: «عَبَأْتُ الْجَيْشَ» - «а’ба’ту аль-джайш» - «Я подготовил войско». «عبَأتُ الطِّيبَ» - «а’ба’ту ат-тыб» - «Я приготовил благовоние», то есть я изготовил его. Как сказал поэт:

كأنَّ بصدرِه وبمَنْكِبيه عبيراً باتَ تَعبؤه عروسُ

Как будто грудь его и плечи

Благовоние, приготовленное невестой.

Как говорят: «ما يَعْبَأُ فُلَانٌ بهذا الأَمر» - «Не заботится человек об этом деле», то есть он не нуждается в нём.

Аллах, Свят Он, сказал:

«ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ»

«Взывайте смиренно и со страхом к Господу вашему, воистину Он не любит преступивших». Сура «Аль-А’раф» - «Преграды», 55 аят.

Некоторые муфассиры говорят, что слово «преступившие» указывает на людей, переставших обращаться с мольбами к Аллаху. По их мнению, объявление Аллахом отсутствия со стороны человека обращений и просьб о спасении и даровании благ для обоих миров преступлением и проявлением враждебности является высочайшим проявлением щедрости и высшей степени божественной милости.

Один из них написал:

اللهُ يغضبُ إن تركتَ سؤاله

و بُنَيَّ آدم حينَ يُسألُ يغضبُ

Аллах негодует, если ты не просишь у Него,

А сынок Адама негодует, когда просят у него.

Какая пропасть между тем, кто злится, когда ты просишь у него, и между тем кто злится, когда ты не просишь у Него?!

Другой поэт сказал:

لو لم تُرِد نيل ما أرجو وأطلبُه

من جود كفك ما عَوَّدتني الطلبا

Если бы Ты не желал дать то, что ожидаю и прошу я

Из щедрот длани Твоей, то Ты не приучил бы меня просить.

Также он сказал:

سَأَكتُمُ حاجاتي عَنِ الناسِ كُلَّهُم

وَلَكِنَّها لِلَّهِ تَبدو وَتَظهَرُ

لِمَن لا يَرُدُّ السائِلينَ بِخَيبَةٍ

وَيَدنو مِنَ الداعي وَيُعطي فَيُكثِرُ

Сокрою я от всех людей беды свои,

Но для Аллаха они явны и открыты.

Он не отвергнет просящих, оставив в убытке,

А приблизится к просящему и одарит обильно.

Наши праведные предшественники так сказали об этом: «Каждый от тебя что-то желает: друг твой желает наслаждаться общением с тобой и получать пользу от тебя; отец желает устранения печали, постигшей его; твой устаз и учитель желает получить пользу от тебя в жизни грядущей посредством награды за обучение тебя и сладость, которую он обретает, выводя тебя из мрака невежества к свету познания». Это общее отношение творений друг к другу, но только Аллах, Свят Он, желает стараний от тебя, чтобы тебя же и простить. Аллах, Свят Он, сказал:

«يَدْعُوكُمْ لِيَغْفِرَ لَكُم»

«Он взывает к вам, чтобы простить вас». Сура «Ибрахим», 10 аят.

Аллах, Свят Он, сказал:

«فَلَوْلَا إِذْ جَاءَهُم بَأْسُنَا تَضَرَّعُوا وَلَٰكِن قَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَزَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ»

«И почему, когда приходит к ним наказание Наше не умоляют они, потому что очерствели их сердца, и украсил им Сатана то, что делали они». Сура «Аль-Ан’ам» - «Скот», 43 аят.

Побуждение людей к мольбе.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«الدُّعَاءُ مخ الْعِبَادَةِ» - «Мольба – костный мозг поклонения». Приводит Ат-Тирмизи, хадис №3371.

Этот хадис указывает на то, что степень просящего у Аллаха выше степени поклоняющегося, потому что в мольбе содержится смирение и выражение проблемы.

Основа поклонения – это смирение, поэтому каждый просящий – поклоняющийся, но не каждый поклоняющийся – просящий.

Ан-Ну’ман бин Башир (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إن الدعاء هو العبادة» - «Воистину мольба – это поклонение», и он прочёл: «وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ» - «И сказал Господь ваш: «Взывайте ко Мне и Я отвечу вам». Воистину те, кто горделиво отвергли поклонение Мне, войдут униженными в Ад». Сура «Гафир» - «Прощающий», 60 аят. Приводит Абу Дауд в своём сборнике «Сунан» хадис №1479, Ат-Тирмизи хадисы №3247 и №3372, Ахмад в «Муснад» 4/271 и Абу Нуайм в «Украшение угодников» 8/120.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"يَنْزِلُ رَبُّنا تَبارَكَ وتَعالَى كُلَّ لَيْلةٍ إلى السَّماءِ الدُّنْيا حِينَ يَبْقَى ثُلُثُ اللَّيْلِ الآخِرُ، يقولُ: مَن يَدْعُونِي، فأسْتَجِيبَ له. مَن يَسْأَلُنِي فأُعْطِيَهُ. مَن يَستَغْفِرُني فأغْفِرَ له" - «Когда остаётся последняя треть ночи, нисходит наш Господь, Велик Он и Всесилен, на ближайшее к этому миру небо и восклицает: «Кто взывает ко Мне, тому отвечу Я. Кто просит у Меня, тому Я дам. Кто просит прощения у Меня, того прощу Я». Приводит Аль-Бухари хадис №1145, Муслим хадис №758 и другие.

Это наивысшая степень побуждения к мольбе, наилучшее, что обращает сердца людей к ней и показывает неиссякаемость её запасов.

Умар бин Абдульазиз отправился в праздник разговления к месту исполнения праздничной молитвы и, завершив её, сказал: «О Аллах! Смилуйся надо мной, ведь воистину Ты сказал:

«إِنَّ رَحْمَتَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِّنَ الْمُحْسِنِينَ»

«Воистину милость Аллаха близка к добродетельным». Сура «Аль-А’раф» - «Преграды», 56 аят.

Если же я не добродетельный, то я уверовавший, а ведь Ты сказал:

«وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا»

«И к уверовавшим Он милосерден». Сура «Аль-Ахзаб» - «Союзные племена», 43 аят.

Если же я не заслужил этого, то я вещь, а ведь Ты сказал:

«وَرَحْمَتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ»

«И милость Моя объемлет всякую вещь». Сура Сура «Аль-А’раф» - «Преграды», 156 аят.

Если же я не достоин ничего из этого, то я несчастный, потому что отлучён от милости Твоей, день стал мраком для меня и я лишился сна, ибо Ты сказал:

"الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ. أُولَٰئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِّن رَّبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ ۖ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ"

«Те, кто говорят, когда постигает их несчастье: «Воистину принадлежим Мы Аллаху и к Нему возвращаемся». Над ними благословения их Господа и милость, и они - идущие праведным путём». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 156-157 аяты.

Мутарриф бин Абдулла – величайший из табиинов, ум которого стал легендой, сказал: «Я размышлял о вере, откуда она, и обнаружил, что она от Аллаха, Свят Он и Велик. Я размышлял, куда она ведёт и обнаружил, что она ведёт к Аллаху, Свят Он и Велик. Я размышлял о её сути и обнаружил её в мольбе. Я размышлял о сыне Адама и обнаружил, что он находится между своим Господом и Сатаной. Если Аллах желает ему блага притягивает его к Себе, оберегая его, если не желает, то оставляет его наедине с Сатаной».

Зияд бин Абу Зияд сказал: «Для меня страшнее остаться без ответа, чем лишиться мольбы».

Он говорил: «Возможность обратиться с мольбой лучше, чем получить желаемое».

Аль-Кинани сказал: «Аллах открывает языки уверовавших оправданиями, только открыв врата прощения».

Катада сказал: «Воззвал Юнус во мраке:

«أَن لَّا إِلَٰهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ»

«Нет бога, помимо Тебя, Свят Ты, воистину я был из числа несправедливых». Сура «Аль-Анбия» - «Пророки», 87 аят.

Услышав это, ангелы восклинули: «Этот голос знаком Небесам и более известен там, чем на Земле». Об этом Слово Всевышнего Аллаха:

Спасаясь от смерти в воде, Фараон воскликнул:

«آمَنتُ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا الَّذِي آمَنَتْ بِهِ بَنُو إِسْرَائِيلَ وَأَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ»

«Я уверовал в то, что нет бога, помимо того, в которого веруют сыны Израилевы, и я из числа покорившихся». Сура «Юнус», 90 аят.

Услышав это, ангелы воскликнули: «Этот голос незнаком обитателям Небес».

Сальман сказал: «Если раб Аллаха взывает и в радости, и когда его постигает беда, то ангелы говорят: «О Господь! Этот голос известен, мы знаем его», и они просят за него прощения. Если он не взывал в радости, но когда приходит горе, он взывает, ангелы говорят: «Неизвестный голос, мы его не слышали», и не просят за него прощения».

Суфьян бин Уяйна сказал: «Пусть не отталкивает никого из вас от мольбы то, что он знает о себе, ведь Аллах, Свят Он, ответил худшему из творений – Иблису, когда он сказал:

«قَالَ رَبِّ فَأَنظِرْنِي إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ. قَالَ فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنظَرِينَ. إِلَىٰ يَوْمِ الْوَقْتِ الْمَعْلُومِ»

«Обратился Иблис: «Господь мой! Дай отсрочку мне до дня, когда будут воскрешены они». Ответил ему Аллах: «Воистину ты из получивших отсрочку. До дня, чьё время предначертано». Сура «Аль-Хиджр», 36-38 аяты.

Проклятый просил отсрочки на определённый срок и надеялся получить ответ, страшась вкусить смерть преждевременно, и он получил отсрочку на определённый срок, то есть тот срок смерти, который был установлен прежде Аллахом, Велик Он и Всесилен.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме