Понедельник 29 апреля 2024 г.
Фаджр
01:09
Восход
04:53
Зухр
12:39
Аср
17:46
Магриб
20:18
Иша
22:52
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Деятельность Тюменского государственного университета в сфере профилактики экстремизма и обеспечения идеологической безопасности образовательного пространства

Деятельность Тюменского государственного университета в сфере профилактики экстремизма и обеспечения идеологической безопасности образовательного пространства

Нафиков Динар Амирович[1]

Аннотация. В статье охарактеризованы основные методы комплексной работы по обеспечению идеологической безопасности образовательного пространства Тюменского государственного университета и профилактики идей экстремизма в студенческой среде. Показан опыт ТюмГУ, вобравший в себя уникальные методики, технологии и формы организации данной деятельности.

Ключевые слова: идеология, экстремизм, ксенофобия, идеологическая безопасность, профилактика, просветительская деятельность, студенческая среда, воспитательный процесс, комплексный подход.

Идеологическая безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от идеологических угроз. Под идеологическими угрозами подразумевается попытка внедрения в сознание человека или общества идеологии насилия, основанная на идеях исключительности какого-либо сообщества, политического движения или иных сил и направленная против мира и стабильности общества, государства, а также на уничтожение или ослабление конституционного строя (Рафикова Г. В. Понятие об идеологических угрозах и их[2].

Существует большое количество приемов и методов психологического и идеологического воздействия на человека или группу людей. Данные подходы постоянно совершенствуются и используются разными силами для достижений определенных целей. Влияние на массы подразумевает под собой доведение какой-либо информации, оформленной в виде идеи с использованием инструментов, способствующих их более широкому распространению.

В древности лидерам общественного мнения, например руководителям народных восстаний или религиозным проповедникам необходимо было приложить массу усилий для того, чтобы объединить людей на основе единой идеологии. С другой стороны отсутствие соответствующих коммуникаций становилось преградой для полного утверждения официальной, государственной идеологии на всей обширной территории какого-либо средневекового государства.

В современном мире глобальная сеть Интернет решила многие вопросы, связанные с воздействием на сознание людей. Интернет, по сути, открыл новую эру «информационных войн», при которой идет жестокая борьба за умы, прежде всего, целеустремленных, молодых людей. Вооруженный конфликт в Сирийской Арабской Республике показал все возможности глобальной сети по уровню влияния на сознание граждан разных стран мира. Пропаганда ненависти и насилия завлекла большое количество, в том числе граждан России в структуры международного терроризма. Террористические организации, действовавшие на территории Сирии, остро нуждались в человеческих ресурсах, а также в профессиональных кадрах. Особый упор в своей вербовочной деятельности они делали именно на студентов и выпускников вузов.

Идеологи терроризма поделили объекты вербовки на две категории. В первую входили люди, имеющие высшее образование, владеющие на должном уровне несколькими языками. В случае успешной вербовки такого типа людей, их потенциал, в основном использовался для организации идеологической работы среди приверженцев террористической организации, а также для ведения активной вербовочной и пропагандистской деятельности. В данной сфере террористами особо ценились психологи, историки, религиоведы, лингвисты, программисты, журналисты и т.д.

Вторая категория – «бойцы» - рядовые воины. В случае, когда воин не очень успешно справлялся с поставленными боевыми задачами, он использовался террористами в качестве живой бомбы, направленной против мирного населения или подразделений регулярной армии.

Успех вербовщиков террористических организаций заставляет пересмотреть систему противодействия экстремизму и идеологическим угрозам в образовательном пространстве российских вузов.

По мнению экспертов, при разработке программ и иных документов, регламентирующих деятельность антиэкстремистской направленности в вузах, необходимо учесть все возможные причины роста экстремизма и развития антисоциальных явлений среди студентов.

Возможные причины роста экстремизма в студенческой среде:

- снижение уровня морального сознания молодых людей;

- ухудшение качества образования;

- снижение политической и правовой свободы;

- отсутствие духовно-нравственного и патриотического воспитания в учебных заведениях[3].

Стоит отметить, что распространение экстремистских идей в многонациональной студенческой среде российских вузов тенденция весьма опасная. Необходимо учитывать и то, что вузы в переломные моменты истории России являлись сферой формирования идей, противостоящих действующему политическому и социальному строю[4].

Для успешной профилактики идей экстремизма и обеспечения идеологической безопасности учебного заведения необходима организация комплексной работы, которая будет включать в себя профилактику всех видов экстремизма. Необходимость разработки новых комплексных подходов связана с увеличением числа иностранных студентов в российских вузах, вошедших в программу Проекта конкурентноспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров – 5-100.

Данный проект реализуется согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Среди задач проекта - привлечение в штат вуза не менее 10 % иностранных преподавателей и привлечение на обучение не менее 15 % иностранных студентов.

В 2015 году ТюмГУ вошел в число участников Проекта 5-100. В связи с этим, университет начал принимать на учебу большое количество обучающихся из стран ближнего и дальнего зарубежья[5]. Так, в 2016-2017 учебном году в ТюмГУ на первый курс бакалавриата – специалитета было зачислено 3445 студентов. Из них 125 (4% от общего количества обучающихся) – граждане республики Казахстан, 104 граждане республики Узбекистан (3%), 78 – представители других стран (2%). Таким образом, 9% поступивших в 2016-2017 году являлись иностранными студентами.

В 2018-2019 учебном году количество иностранных студентов, поступивших в ТюмГУ, многократно увеличилось. 13% поступивших – граждане из стран Азии, 9% - студенты из стран Ближнего Востока, 9% - студенты из стран Африки, 3% - студенты из стран Латинской Америки. Итого, 43% поступивших на первый курс бакалавриата–специалитета, а также магистратуры и аспирантуры составляют иностранные студенты[6].

Увеличение в учебном пространстве университета количества обучающихся из иностранных государств приводит к мультикультуризации студенческой среды. В данном случае перед вузом ставится задача разработать комплексную программу, регламентирующую работу по обеспечению идеологической безопасности и профилактике идей экстремизма и способной обеспечить установление благоприятного психологического климата в многонациональных студенческих коллективах университета.

Одним из важных шагов по организации многоуровневой воспитательной работы, охватывающей все группы обучающихся стала разработка специалистами ТюмГУ «Программы воспитательной работы по профилактике
экстремизма и формированию активной гражданской позиции обучающихся университета на 2017-2020 годы». Программа разработана с учетом всех культурных особенностей многонациональной студенческой среды вуза[7].

Согласно данной Программе противодействие и профилактика идеологии экстремизма в университете осуществляются на двух уровнях:

- общая антиэкстремистская профилактика (стратегия) - система мероприятий, направленных на предупреждение ксенофобной активности в поведении субъектов образовательного процесса, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих формированию подобной активности: противодействие развитию конфликтности в сообществе вуза, смягчение социальной напряженности, информирование научно-педагогических работников, обучающихся и родителей о деятельности экстремистских организаций и о мерах противодействия, предпринимаемых государственными органами, администрацией вуза, постоянный мониторинг общественного мнения;

- специальная профилактика (тактика) - система мероприятий, направленных на предупреждение перехода отдельных случаев конфликтных, интолерантных, агрессивных проявлений в систематические, а также на предупреждение присоединения религиозного/национального/ политического и т.п. компонента к мотивации агрессивного поведения. Выявление и пресечение интолерантной деятельности, противодействие процессам, создающим условия для подготовки и совершения противозаконных деяний в пространстве вуза[8].

В Программе также приводится модельный план мероприятий по профилактике экстремизма и формированию активной гражданской позиции обучающихся университета. Ежегодно проводится актуализация данного плана [9](7. Стр. 20-24).

Среди указанных мероприятий особое место занимает совместный проект ТюмГУ и Комитета по делам национальностей Тюменской области «Верим в мир», которым предусмотрено проведение цикла встреч студентов и преподавателей вузов Тюменской области с ведущими преподавателями Российских исламских университетов, учеными, духовными лидерами региона, России и мира. Благодаря реализации данного и иных мероприятий, включенных в Программу, университету удается достичь максимального уровня психологической и социальной адаптации иностранных студентов. Одним из вдохновителей данного проекта выступил председатель правления Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Тюменской области», Муфтий Зиннат хазрат Садыков, непосредственно принимающий участие в реализации проекта «Верим в мир» и иных совместных, просветительских проектов.

Стоит также отметить, что большая заслуга в организации профилактической работы в Тюменском государственном университете в общем принадлежит Ректору ТюмГУ, председателю Совета ректоров вузов Тюменской области, депутату Тюменской областной Думы Фалькову Валерию Николаевичу.

На данный момент, в рамках обеспечения идеологической безопасности образовательного пространства вуза и профилактики идей экстремизма, специалистами госуниверситета продолжается разработка новых методов и форм работы с обучающимися, включающие в себя проведение вебинаров, веб-курсов, скайп-лекций, с участием специалистов в области права, истории, культуры, педагогики, психологии и др. Студенты активно привлекаются к участию в организации данных мероприятий. Они имеют возможность свободно высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.

Специалисты университета ежегодно проводят профилактические встречи, лекции, беседы с обучающимися первого курса бакалавриата-специалитета. Данные мероприятия организуются во всех учебных корпусах ТюмГУ, а также в общежитиях университета. На регулярной основе проводятся профилактические мероприятия по профилактике правонарушений паспортного режима с участием представителей правоохранительных органов. С апреля текущего года на площадку университета приглашаются сотрудники прокуратуры и МВД, которые проводят пятнадцатиминутные беседы с обучающимися. Данные встречи направлены на профилактику асоциальных явлений в студенческой среде, в том числе идей экстремизма. Указанные выше мероприятия способствуют увеличению уровня знаний о социальной опасности экстремистской и террористической деятельности, а также способствует снижению уровня конфликтогенности среди студентов и формированию у обучающихся социально-полезных ориентиров.

Увеличение количества иностранных студентов в образовательном пространстве университета, а также сохранение угроз информационно-идеологического влияния экстремистских и террористических групп на молодежь требует наличия соответствующей компетенции у преподавателей и кураторов академических групп. Отсутствие соответствующих знаний о культурных особенностях, историческом развитии стран и народов, представители которых поступают в ТюмГУ, а также отсутствие у сотрудников университета информации о скрытых формах использования информационного пространства экстремистскими и террористическими организациями для продвижения идеологии радикализма препятствует достижению желаемого результата в области обеспечения идеологической безопасности вуза. В связи с этим, Программа воспитательной работы по профилактике
экстремизма и формированию активной гражданской позиции обучающихся университета предусматривает организацию просветительских лекций для сотрудников и преподавателей Тюменского госуниверситета с участием экспертов и специалистов соответствующего профиля, направленных на разъяснение вопросов, касающихся религиозного экстремизма, идеологического радикализма псевдорелигиозных групп, а также вопросов взаимоотношения преподавателей и кураторов с обучающимися, соблюдающими религиозные предписания. Реализация данного пункта Программы, помогает, в том числе решить проблемы, связанные с поддержанием постоянного взаимодействия «обучающийся-преподаватель», «обучающийся-куратор», «обучающийся-обучающийся», «обучающийся-студенческая общность».

Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. После окончания школы подростки поступают в вузы, колледжи и попадают под влияние различных политических структур. Здесь основная профилактическая задача – выявить и предупредить совершение преступлений экстремистского характера со стороны школьников[10].

Наряду с работой со школьниками, особое внимание необходимо уделить подготовке преподавателей средних общеобразовательных школ. Специализированные курсы для педагогов помогут достичь эффективного результата в сфере профилактики экстремизма на данном этапе. В текущем учебном году определенная работа в данном направлении была проведена. Духовное управление мусульман Тюменской области совместно со специалистами-исламоведами ТюмГУ организовало на площадке Тюменского областного государственного института развития регионального образования цикл встреч с преподавателями средних общеобразовательных школ. Специалисты выступили перед слушателями с лекциями об основах исламской религии, разъяснили вопросы, касающиеся радикализации молодежи, в том числе мусульманской. Для педагогов были организованы экскурсии по мечетям города Тюмени. Подобную работу необходимо проводить и с профессорско-преподавательским составом всех вузов области. Инициатива организации данной работы должна исходить от Совета ректоров вузов Тюменской области и поддержана Российским союзом ректоров.

Практика показывает, что зачастую в сети вербовщиков попадают молодые люди, у которых отсутствуют мотивы деятельности и наоборот присутствует неуверенность в своих творческих способностях. Как правило, данная категория людей пытается искать разные виды самовыражения. Иногда идея противостояния большинству кажется заманчивой молодому человеку. Отсутствие стойкого неприятия разного рода насилия в сознании молодого человека часто приводит к его радикализации. Одним из путей противодействия идеологии насилия в информационно-идеологическом поле государственного университета является создание раздела «Антитеррор» корпоративного сайта ТюмГУ. Работа раздела нацелена на активное противодействие распространению идей экстремизма сети Интернет. При помощи данного ресурса проводится просвещение сотрудников и обучающихся о негативном влиянии экстремизма и терроризма на общество и государство. Важным инструментом не только профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма, но и мерой пресечения противоправных действий является возможность обращения посредством формы обратной связи «#ПОМОГИМНЕ». За время существования сайта проекта «Антитеррор» данная форма обратной связи была неоднократно задействована.

Обобщая все вышесказанное, стоит отметить основные цели работы в сфере обеспечения идеологической безопасности образовательного пространства университета и профилактики идей экстремизма. Ими являются:

- Поддержание законности и правопорядка, повышение уровня защищенности обучающихся и работников на основе противодействия идеологии терроризма, религиозного, этнического и другим видам экстремизма, профилактики их проявлений в университете; содействие органам государственной и муниципальной власти, правоохранительным органам, средствам массовой информации, научным и образовательным учреждениям, а также заинтересованным общественным объединениям и организациям в вопросах профилактики и борьбы с идеологией экстремизма и терроризма;

- Выстраивание взаимоотношений субъектов научно-образовательного и воспитательного процесса, исключающих развитие ксенофобии и дискриминации как личностной и социальной основ экстремизма;

- Повышение уровня правовой культуры и юридической грамотности граждан; обеспечение межкультурного диалога гражданского общества.

На данный момент Тюменским государственным университетом продолжается выработка и модернизация системы организационных, технических и методических мер предупреждения распространения экстремизма. Результатом принимаемых мер должно стать снижение экстремистских настроений в студенческой среде и положительная динамика роста идеологической защищенности образовательного пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде и молодежной среде: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции (Москва 15-16 сентября 2015 г.). – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 142с.

2. Сборник материалов Всероссийского форума Москва, 18-19 сентября 2017 г. "Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде". - С. 201.

3. Проблемы профилактики интолерантных взаимоотношений в условиях высшего учебного заведения / О.А. Селиванова. Тюмень: Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология, 2013. – С. 217.

4. Баева Л.В. Экстремизм: природа и формы проявления // URL. http://www.aspu.ru/ images/File/ilil/Bayeva_extremizm.pdf

5. Программа воспитательной работы по профилактике экстремизма и формированию активной гражданской позиции обучающихся университета на 2017-2020 годы. - С. 20-24.

6. Рафикова Г. В. Понятие об идеологических угрозах и их конкретные особенности // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 750-752.

7. Программа повышения конкурентоспособности Тюменского государственного университета. – С. 9-10.

8. Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения: научно-методический сборник / под редакцией М.В. Парамоновой. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012.



[1] Менеджер Центра патриотического воспитания Управления молодежной политики ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», советник муфтия Тюменской области по связям со СМИ и общественностью e-mail: tatdinyalkin@gmail.com, телефон: 8-902-813-58-77 (моб.)

[2] Рафикова Г. В. Понятие об идеологических угрозах и их конкретные особенности // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 750-752. — URL https://moluch.ru/archive/107/25646/

[3] Баева Л.В. Экстремизм: природа и формы проявления // URL. http://www.aspu.ru/ images/File/ilil/Bayeva_extremizm.pdf.

[4] Селиванова О.А. Проблемы профилактики интолерантных взаимоотношений в условиях высшего учебного заведения // https://vestnik.utmn.ru/humanitates/list-of-authors/110280/.pdf

[5]https://www.utmn.ru/upload/medialibrary/121/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20-%20%D1%80%D1%83%D1%81.%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F.pdf

[6] http://al-hakk.ru/news/regional/4334/?sphrase_id=689

[7] https://antiterror.utmn.ru/upload/medialibrary/28b/programma-po-profilaktike-ekstremizma-tyumgu-_-2017.pdf

[8] Сборник материалов Всероссийского форума Москва, 18-19 сентября 2017 г. "Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде". - С.201.

[9] Программа воспитательной работы по профилактике экстремизма и формированию активной гражданской позиции обучающихся университета на 2017-2020 годы. С. 20-24.

[10] https://admtyumen.ru/ogv_ru/block/actuals/prokur_explain/more.htm?id=11310611@cmsArticle

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме