Текущее время
Сегодня Суббота 29 Февраля 2020 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 05:25

Восход 07:33

Зухр 12:54

Аср 16:09

Магриб 18:08

Иша 19:53

Введите ваш эл.адрес:

Правильное и искреннее выполнение молитвы. Зайд бин Халид Аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал как-то: 

«Совершившему достойное омовение, а после исполнившему два ракаата молитвы безукоризненно, будут прощены все предыдущие прегрешения».
Приводит Абу Дауд. 

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

Понятие имущества в свете Кур’ана и сунны

Понятие имущества в свете Кур’ана и сунны

Хвала Аллаху, который ниспослал нам великий Кур’ан, свет которого освещает нам путь знаний и богобоязненности. Благословения и приветствия наилучшему творению Аллаха — нашему господину, имаму и учителю Мухаммаду, осчастливливающему, честному и верному, его семейству, сподвижникам и тем, кто последовал за ним до Дня судного. А затем…

Воистину, система исламской экономики благодаря своим принципам и правилам обеспечивает сохранность имущества и пропитания, сотворённых и дарованных нам Всевышним Аллахом, Свят Он, а также даёт возможность управления ими. Система исламской экономики зиждется на основах справедливости в делах имущества и экономики, поэтому она заботится о благе общества в целом и каждого его члена в отдельности. Это система зиждется на разъяснённых шариатом вопросах дозволенного и запретного, хорошего и плохого, полезного и вредного для того, чтобы жизнь людей, исходя из этих основ, стала счастливой, воплощающей блага мирские и вечные, построенной на лёгкости и мягкости, без вреда и злобы.

Всевышний Аллах сказал:

هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا

«Он тот, кто сотворил всё, что на Земле для вас». То есть, чтобы вы получали благо от всего этого. Сура «Аль-Бакара» — «Корова», 29 аят.

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْأَرْضِ حَلَالًا طَيِّبًا وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ ۚ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ

«О люди! Ешьте то, что на Земле хорошее, дозволенное и не следуйте по следам Сатаны, воистину, он для вас явный враг». Сура «Аль-Бакара» — «Корова», 168 аят.

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ إِلَّا أَن تَكُونَ تِجَارَةً عَن تَرَاضٍ مِّنكُمْ ۚ وَلَا تَقْتُلُوا أَنفُسَكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُمْ رَحِيمًا

«О уверовавшие! Не поедайте имущества вашего меж вами не по праву, кроме как по обоюдной торговле и по согласию меж вами и не убивайте друг друга, воистину, Аллах к вам милостив». Сура «Ан-Ниса» — «Женщины», 29 аят.

Исходя из этих прочных основ, исламские имущественные организации отличаются от других обычных имущественных организаций, потому что их торговая и экономическая деятельность и всё, что входит сюда из произведённых товаров и имущественных взаимоотношений, происходит в соответствии с исламским шариатом, который запрещает ростовщические взаимоотношения и торговлю запретным, будь это продукты питания, напитки, одежда, или приобретённое в результате жеребьёвки, обмана, воровства, фальши, несправедливости и тому подобного. Благодаря этому, система торговых и имущественных взаимоотношений между людьми и группами людей выстраивается на основе правильных, законных договоров, заключаемых на существующие товары и имущество с соблюдением законных правил и условий. Одним из самых важных объектов, с которыми работают исламские имущественные организации — это имущество в его разных формах: недвижимое, движимое, осязаемое или интеллектуальное.

1 Глава.

Имущество в благородном Кур’ане.

1. Часть.

Слово «имущество» в благородном Кур’ане.

В благородном Кур’ане есть несколько аятов, указывающих на основы, и я укажу на них ниже.

Слово «المَالُ » и « الأموال» — «имущество», «богатства» встречается в благородном Кур’ане во многих аятах и означает всё материальное, чем владеет человек, например, золото, серебро, скот, поля, одежда, украшения, а также продукты и напитки, мебель и утварь. Аллах связывает понятие имущества со многими вещами, которые заключают в себе особенности этого имущества, его качества и указывают на то как человек должен пользоваться этим имуществом или на то, что он должен отдавать из него. Всевышний Аллах разъясняет, чем для людей является имущество в этой мирской жизни.

1. Свойство имущества.

Всевышний Аллах, Свят Он, сказал:

وَاعْلَمُوا أَنَّمَا أَمْوَالُكُمْ وَأَوْلَادُكُمْ فِتْنَةٌ وَأَنَّ اللَّهَ عِندَهُ أَجْرٌ عَظِيمٌ

«И знайте, что ваше имущество и ваши дети — испытание, а Аллах, у Него великая награда». Сура «Аль-Анфаль» — «Трофеи», 28 аят.

Всевышний Аллах, Свят Он, сказал:

الْمَالُ وَالْبَنُونَ زِينَةُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا ۖ وَالْبَاقِيَاتُ الصَّالِحَاتُ خَيْرٌ عِندَ رَبِّكَ ثَوَابًا وَخَيْرٌ أَمَلً

«Имущество и сыновья — украшение жизни мирской, а вечное и доброе — лучшая награда у Господа твоего и лучшая надежда». Сура «Аль-Кахф» — «Пещера», 46 аят.

В этих двух аятах Всевышний Аллах, Свят Он, говорит об имуществе, как об украшении, то есть имущество относится к таким вещам, которые украшают жизнь и делают её счастливой. Об имуществе сверх потребностей Всевышний Аллах говорит, что оно может стать причиной совершения грехов и обольщения сладостями, страстями мирской жизни и упущением в выполнении предписанного Аллахом обязательного и дополнительного поклонения.

2. Положение имущества перед Аллахом.

Всевышний Аллах, Свят Он, сказал:

وَمَا أَمْوَالُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُم بِالَّتِي تُقَرِّبُكُمْ عِندَنَا زُلْفَىٰ إِلَّا مَنْ آمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَأُولَٰئِكَ لَهُمْ جَزَاءُ الضِّعْفِ بِمَا عَمِلُوا وَهُمْ فِي الْغُرُفَاتِ آمِنُونَ

«И ни ваше имущество, и ни ваши дети не служат средством приближения к Нам никого, кроме тех, кто уверовал и совершал благое, для них многократно увеличенная награда за то, что совершили они и они в возвышенных жилищах безопасны». Сура «Саба», 37 аят.

Всевышний Аллах, Свят Он, сказал:

كَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ كَانُوا أَشَدَّ مِنكُمْ قُوَّةً وَأَكْثَرَ أَمْوَالًا وَأَوْلَادًا فَاسْتَمْتَعُوا بِخَلَاقِهِمْ فَاسْتَمْتَعْتُم بِخَلَاقِكُمْ كَمَا اسْتَمْتَعَ الَّذِينَ مِن قَبْلِكُم بِخَلَاقِهِمْ وَخُضْتُمْ كَالَّذِي خَاضُوا ۚ أُولَٰئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ ۖ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ

«Как те, кто были до вас, были они сильнее вас, имущества и детей у них было больше, и насладились они долей своей мирской, и вы насладились долей вашей, как насладились долей своей те, кто был до вас и совершили вы то, что совершали они, это те, чьи дела утрачены в мирской и вечной жизнях, и они потерпевшие убыток». Сура «Ат-Тауба» — «Покаяние», 69 аят.

В этих двух аятах Всевышний Аллах, Свят Он, разъясняет нам, что сколь велико и многочисленно ни было имущество, оно не приближает к Аллаху неверующего и вышедшего из подчинения Аллаху, потому что близость к Аллаху не в имуществе, а в богобоязненности. Неверующий или грешник сколько бы он не потратил из своего имущества, это не приблизит его к Аллаху и не защитит его от наказания и гнева Аллаха.

3. Отношение людей к имуществу.

Всевышний Аллах, Свят Он, сказал:

اعْلَمُوا أَنَّمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِي الْأَمْوَالِ وَالْأَوْلَادِ ۖ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ الْكُفَّارَ نَبَاتُهُ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَاهُ مُصْفَرًّا ثُمَّ يَكُونُ حُطَامًا ۖ وَفِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَغْفِرَةٌ مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانٌ ۚ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ

«Знайте, что мирская жизнь — это игра, забава, украшение и кичливость между вами, умножение в имуществе и детях подобно полю, зелень которого восхищает неверующих, но затем она засыхает, и вот ты видишь её пожелтевшей, а после она становится соломой, в жизни же вечной сильное наказание, прощение от Аллаха и довольство, а мирская жизнь лишь предмет обольщения». Сура «Аль-Хадид» — «Железо», 20 аят.

Всевышний Аллах, Свят Он, сказал:

وَقَالُوا نَحْنُ أَكْثَرُ أَمْوَالًا وَأَوْلَادًا وَمَا نَحْنُ بِمُعَذَّبِينَ

«И сказали они: «У нас больше имущества и детей, и мы не будем наказаны». Сура «Саба», 35 аят.

Всевышний Аллах, Свят Он, сказал:

وَكَانَ لَهُ ثَمَرٌ فَقَالَ لِصَاحِبِهِ وَهُوَ يُحَاوِرُهُ أَنَا أَكْثَرُ مِنكَ مَالًا وَأَعَزُّ نَفَرًا

«И были у него богатства, и сказал он соседу своему, обращаясь к нему: «У меня больше, чем у тебя имущества, и я величественнее тебя семейством и соратниками». Сура «Аль-Кахф» — «Пещера», 34 аят.

В этих аятах Всевышний Аллах, Свят Он, разъясняет нам, что обилие имущества является одной из причин обольщения, гордыни и кичливости между людьми в этой мирской жизни.

4. Что может обрести человек за своё имущество.

Всевышний Аллах сказал:

لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَٰكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا ۖ وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ ۗ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا ۖ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ

«Не является благочестием обращение лиц ваших в сторону Востока и Запада, а благочестие в том, чтобы человек уверовал в Аллаха, День суда, ангелов, Писание, пророков и отдавал имущество, хотя он сам любит его, родственникам, сиротам, беднякам, путнику, просящим и рабу для освобождения, исполнял молитву и выплачивал закят, выполнять условия своих договоров, когда они их заключают, и быть терпеливыми в бедах, болезнях и в час суровый, это те, кто честны и богобоязненны». Сура «Аль-Бакара» — «Корова», 177 аят.

Всевышний Аллах сказал:

الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّىٰ

«Тот, кто отдаёт имущество своё, очищаясь». Сура «Ал-Ляйль» — «Ночь», 18 аят.

Всевышний Аллах сказал:

وَيْلٌ لِّكُلِّ هُمَزَةٍ لُّمَزَةٍ. الَّذِي جَمَعَ مَالًا وَعَدَّدَهُ

«Горе каждому хулителю, поносителю. Тому, кто собрал богатства (имущество) и пересчитывает его». Сура «Аль-Хумаза» — «Хулители», 1-2 аяты.

Всевышний Аллах сказал:

عُتُلٍّ بَعْدَ ذَٰلِكَ زَنِيمٍ. أَن كَانَ ذَا مَالٍ وَبَنِينَ

«Грубый и ещё и подлый. И у него много имущества и сыновей». Сура «Аль-Калям» — «Письменная трость», 13-14 аяты.

В этих аятах Всевышний Аллах, Свят Он, разъясняет нам, что человек, совершая пожертвования и расходуя на пути Аллаха, способен своим имуществом приобрести довольство Аллаха и Его награду. Но его имущество может стать поводом падения на него гнева Аллаха. Это может произойти по причине обольщения, возвышения над рабами Аллаха и отклонения от истины, или из-за жадности и отказа в помощи беднякам и малоимущим или расходования имущества на запрещённое Аллахом.

5. Имущественные взаимоотношения.

Всевышний Аллах сказал:

وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ النِّسَاءِ إِلَّا مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ۖ كِتَابَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ ۚ وَأُحِلَّ لَكُم مَّا وَرَاءَ ذَٰلِكُمْ أَن تَبْتَغُوا بِأَمْوَالِكُم مُّحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَافِحِينَ ۚ فَمَا اسْتَمْتَعْتُم بِهِ مِنْهُنَّ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً ۚ وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا تَرَاضَيْتُم بِهِ مِن بَعْدِ الْفَرِيضَةِ ۚ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمً

«И на замужних женщинах (нельзя жениться), кроме тех, кем овладели десницы ваши, вы должны соблюдать Писание Аллаха, и дозволено вам то, что помимо этого, чтобы вы достигали имуществом своим, будучи целомудренными, а не прелюбодеями. И тем, с кем заключили вы брачный союз, выплачивайте предписанную плату (махр). И нет греха на вас в том, в чём вы договорились меж собой после предписанного. Воистину, Аллах Знающий, Мудрый». Сура «Ан-Ниса» — «Женщины», 24 аят.

Всевышний Аллах сказал:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ ۖ إِنَّ صَلَاتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ ۗ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«Возьми из их имущества подаяние, которым ты очистишь и возвысишь их и молись за них, воистину, молитва твоя милость для них, и Аллах Слышащий, Знающий». Сура «Ат-Тауба» — «Покаяние», 103 аят.

Всевышний Аллах сказал:

وَآتُوا الْيَتَامَىٰ أَمْوَالَهُمْ ۖ وَلَا تَتَبَدَّلُوا الْخَبِيثَ بِالطَّيِّبِ ۖ وَلَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَهُمْ إِلَىٰ أَمْوَالِكُمْ ۚ إِنَّهُ كَانَ حُوبًا كَبِيرًا

«И отдавайте сиротам их имущество и не заменяйте скверным благое и не поедайте их имущества как своё, воистину, это великий грех». Сура «Ан-Ниса» — «Женщины», 2 аят.

Аллах, Свят Он и Велик, в этих аятах повелевает рабам Своим правильно использовать то имущество, которое Он им дал. К этому есть несколько путей: расходовать на заключение законного брака, жертвовать беднякам и малоимущим, и Он велит возвращать сиротам их имущество.

6. Что Аллах запретил делать с имуществом.

Всевышний Аллах сказал:

وَلاَ تَأْكُلُوۤاْ أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِٱلْبَاطِلِ وَتُدْلُواْ بِهَا إِلَى ٱلْحُكَّامِ لِتَأْكُلُواْ فَرِيقاً مِّنْ أَمْوَالِ ٱلنَّاسِ بِٱلإِثْمِ وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ

«Не поедайте имущества вашего меж вами несправедливо и не давайте его взяткой судьям, чтобы присвоить часть имущества людей греховно, и вы это знаете». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 188 аят.

Всевышний Аллах сказал:

«وَلاَ تَقْرَبُواْ مَالَ ٱلْيَتِيمِ إِلاَّ بِٱلَّتِى هِىَ أَحْسَنُ حَتَّىٰ يَبْلُغَ أَشُدَّهُ»

«И не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как с наилучшим пока не достигнут они зрелости». Сура «Аль-Ан'ам» - «Скот», 152 аят.

Всевышний Аллах сказал:

يٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلاَ أَوْلاَدُكُمْ عَن ذِكْرِ ٱللَّهِ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَأُوْلَـٰئِكَ هُمُ ٱلْخَاسِرُونَ

«О уверовавшие! Пусть не отвлекает вас ваше имущество и ваши дети от поминания Аллаха, а совершающий подобное - из потерпевших убыток».

Аллах, Свят Он и Велик, разъясняет в этих аятах запретность добывания средств запретными методами. Он также предостерегает о того, чтобы имущество не завлекало, не отвлекало и не заставляло человека забыть поминать своего Создателя, Свят Он и Велик.

Глава 2.

Слова, связанные по смыслу с имуществом в Священном Кур'ане.

Здесь мы упомянем слова, которые встречаются в Священном Кур'ане, указывающие и связанные по смыслу с имуществом.

«الرِّزْقُ» - «ар-ризк» - «удел, пропитание». Это слово несёт более общий смысл чем имущество, потому что обычно под имуществом подразумеваются материальные ценности, которыми владеет человек и получаемая от них выгода. «الرِّزْقُ» - «ар-ризк» включает в себя обычное имущество человека и то, чем не может владеть человек, например, чистый воздух, воды морей и рек, ребёнок и жена. Это слово означает ещё и всё то, в чём нуждаются джинны и остальные создания для жизни, такие как растения, мясо и другое.

Всевышний Аллах сказал:

وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي ٱلأَرْضِ إِلاَّ عَلَى ٱللَّهِ رِزْقُهَا وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا وَمُسْتَوْدَعَهَا كُلٌّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ

«И пропитание каждого живого существа на Земле на Аллахе, и Он знает их место обитания и смерти, всё это в ясной книге». Сура «Худ», 6 аят.

Всевышний Аллах сказал:

وَضَرَبَ ٱللَّهُ مَثَلاً قَرْيَةً كَانَتْ آمِنَةً مُّطْمَئِنَّةً يَأْتِيهَا رِزْقُهَا رَغَداً مِّن كُلِّ مَكَانٍ فَكَفَرَتْ بِأَنْعُمِ ٱللَّهِ فَأَذَاقَهَا ٱللَّهُ لِبَاسَ ٱلْجُوعِ وَٱلْخَوْفِ بِمَا كَانُواْ يَصْنَعُونَ

«И привёл Аллах пример селения, которое было мирным и безмятежным, и прибывало обильно пропитание его со всех мест, но не уверовали они в милости Аллаха, и облачил Он жителей в одеяние голода и страха за то, что они свершили». Сура «Ан-Нахль» - «Пчела», 112 аят.

Всевышний Аллах сказал:

وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ ٱجْعَلْ هَـٰذَا بَلَداً آمِناً وَٱرْزُقْ أَهْلَهُ مِنَ ٱلثَّمَرَاتِ

И когда сказал Ибрахим: «О Господь мой! Сделай город этот безопасным и надели обитателей его плодами». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 126 аят.

Всевышний Аллах сказал:

يٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ آمَنُواْ كُلُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَٱشْكُرُواْ للَّهِ إِن كُنْتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ

«О, уверовавшие! Ешьте из благого, чем Мы вас наделили и благодарите Аллаха, если вы поклоняетесь Ему». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 172 аят

Всевышний Аллах сказал:

وَٱذْكُرُوۤاْ إِذْ أَنتُمْ قَلِيلٌ مُّسْتَضْعَفُونَ فِي ٱلأَرْضِ تَخَافُونَ أَن يَتَخَطَّفَكُمُ ٱلنَّاسُ فَآوَاكُمْ وَأَيَّدَكُم بِنَصْرِهِ وَرَزَقَكُمْ مِّنَ ٱلطَّيِّبَاتِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«И вспомните, когда вы были малочисленны, слабы на Земле, боялись, что люди вас схватят, и Он дал вам убежище и помощь Свою, и наделил вас благами, может будете вы благодарны». Сура «Аль-Анфаль» - «Трофеи», 26 аят.

Всевышний Аллах сказал:

لِّيَشْهَدُواْ مَنَافِعَ لَهُمْ وَيَذْكُرُواْ ٱسْمَ ٱللَّهِ فِيۤ أَيَّامٍ مَّعْلُومَاتٍ عَلَىٰ مَا رَزَقَهُمْ مِّن بَهِيمَةِ ٱلأَنْعَامِ فَكُلُواْ مِنْهَا وَأَطْعِمُواْ ٱلْبَآئِسَ ٱلْفَقِير

«Чтобы прибыли они к тому, что приносит им пользу, и поминали Аллаха в определённые дни за то, что Он наделил их скотом, и вкушайте из них и кормите ими бедняка». Сура «Аль-Хадж», 29 аят.

Аллах называет словом «ар-ризк» и дождь, потому что он причина произрастания посевов, которые дают пропитание и жизнь для людей и всех созданий.

Всевышний Аллах сказал:

وَيَعْبُدُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ مَا لاَ يَمْلِكُ لَهُمْ رِزْقاً مِّنَ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلأَرْضِ شَيْئاً وَلاَ يَسْتَطِيعُونَ

«И поклоняются они, помимо Аллаха тому, кто не владеет для них никаким пропитанием с Небес и Земли и не способны на это». Сура «Ан-Нахль» - «Пчела», 73 аят.

Всевышний Аллах сказал:

وَفِي ٱلسَّمَآءِ رِزْقُكُمْ وَمَا تُوعَدُونَ

«И в Небе ваше пропитание и то, что вам обещано». Сура «Аз-Зарият» - «Ветра», 22 аят.

«Ан-на'ма/ан-ни'ма» - «النَّعْمَةُ/النِّعْمَةُ». Если буква «нун» с фатхой, то это слово означает благоденствие, то есть материальное благополучие и удовольствие, если «нун» с касрой, то это слово означает «милость», то есть «одаривание» и «щедрость». Это слово имеет ещё больший смысл, чем слова «аль-маль» и «ар-ризк». Помимо того, что оно включает в себя смысл этих слов, оно также несёт в себе чисто духовные смыслы. «Ан-ни'ма» означает «верный путь», «вера», «пророчество», «благополучие», «здоровье», «безопасность» и «победа». Все эти смыслы ведут к воплощению счастья материального и духовного, мирского и вечного. «Ан-на'ма» (с фатхой) может получить верующий человек и неверующий, а «ан-ни'ма» (с касрой) предназначено исключительно для верующего человека

Всевышний Аллах сказал:

اهْدِنَا الصِّرَاطَالْمُسْتَقِيمَ

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

«Веди нас прямым путём. Путём тех, кого Ты облагодетельствовал, а не путём тех, кто прогневал Тебя и не (путём) заблудших».

Всевышний Аллах сказал:

«وَذَرْنِي وَالْمُكَذِّبِينَ أُولِي النَّعْمَةِ وَمَهِّلْهُمْ قَلِيلً»

«И оставь Меня и считающих веру ложью, обладающих благополучием, и дай им немного отсрочки». Сура «Аль-Музаммиль» — «Завернувшийся», 11 аят.

Всевышний Аллах сказал:

وَإِذَا أَنْعَمْنَا عَلَى الْإِنسَانِ أَعْرَضَ وَنَأَىٰ بِجَانِبِهِ ۖ وَإِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ كَانَ يَئُوسًا

«И когда мы облагодетельствовали человека, он отвернулся и отдалился, а когда коснётся его зло - он отчаивается». Сура «Аль-Исра» — «Ночное путешествие», 83 аят.

Всевышний Аллах сказал:

وَإِذْ تَقُولُ لِلَّذِي أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَأَنْعَمْتَ عَلَيْهِ

«И когда сказал ты тому, кого облагодетельствовал Аллах и облагодетельствовал его ты». Сура «Аль-Ахзаб» — «Союзные племена», 37 аят.

«Аль-фадль» — «оказание милости и щедрости» - «الْفَضْلُ». Это слово тоже несёт смысл слов «аль-маль» и «ар-ризк» и близко по смыслу к слову «ан-ни'ма»

Всевышний Аллах сказал:

ذَٰلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَاءُ ۚ وَاللَّهُ ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ

«Это милость Аллаха, даёт Он её, кому пожелает, и Аллах обладатель великой милости». Сура «Аль-Джума» — «Пятница», 4 аят

Всевышний Аллах сказал

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

»О уверовавшие! Когда призывают на молитву в день пятничный, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю, это лучше для вас, если бы вы знали. А когда завершите вы молитву, то расходитесь по Земле и ищите милость Аллаха и поминайте Аллаха многократно, может вы будете счастливы». Сура «Аль-Джума» — «Пятница», 9-10 аяты.

Всевышний Аллах сказал

وَلِتَبْتَغُوا مِن فَضْلِهِ

«И чтобы искали вы милость Его». Сура «Ан-Нахль» — «Пчела», 14 аят.

Всевышний Аллах сказал:

وَمِنْهُم مَّنْ عَاهَدَ اللَّهَ لَئِنْ آتَانَا مِن فَضْلِهِ لَنَصَّدَّقَنَّ وَلَنَكُونَنَّ مِنَ الصَّالِحِينَ

«И из них те, кто даёт обет Аллаху: «Если одарит Он нас из милости Своей, воистину, будем мы жертвовать и будем мы из праведников». Сура «Ат-Тауба» - «Покаяние», 75 аят.

В Кур’ане встречается использование этого слова как наделение высокой степенью и положением.

Всевышний Аллах сказал:

تِلْكَ الرُّسُلُ فَضَّلْنَا بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ

«Это посланники, которых возвысили Мы одних над другими». Сура «Ат-Тауба» — «Покаяние», 75 аят.

Всевышний Аллах сказал:

وَنُفَضِّلُ بَعْضَهَا عَلَىٰ بَعْضٍ

«И наделили Мы одних из них над другими». Сура «Ар-Ра’д» — «Гром», 4 аят.

Глава 2

Имущество в пророческой сунне.

В пророческой сунне много хадисов об имуществе, что указывает на важность честного заработка, прирост имущества и его расходование на то, чем довольны Аллах и Его Посланник. Много хадисов, предостерегающих от незаконных способах приобретения имущества, или о несправедливом присвоении имущества людей, или отказе от его расходования на пути Аллаха, или от погружения в заботы о нём и отвлечении от поклонения Аллаху, а также о мыслях о вечной жизни. Ниже приводятся некоторые из этих хадисов.

Суть имущества

Саубан (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Посланник Аллаха! Что мне достаточно из бренного мира?» Он ответил: «То, что утоляет голод твой и прикрывает наготу твою, а если у тебя есть крыша над головой и верховое животное, на котором ты ездишь, то это прекрасно!» Приводит Абу Я’ля.

От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Говорит человек: «Моё имущество. Моё имущество». Но ему с его имущества на пользу идут три вещи: всё, что он съел - истлеет, что надевал - износит, а вот то, что отдал, то и приобретёт. Всё остальное утратится или останется людям». Приводит Муслим.

Из этих двух хадисов следует, что всё, что можно есть, надевать, перемещать, на чём передвигаться, или жилище - всё это является имуществом.

Наилучшее имущество

Саубан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы были с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из его путешествий, когда снизошёл аят

«وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ»

«И тех, кто копит злато и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй мучительным наказанием». Сура «Ат-Тауба» — «Покаяние», 34 аят.

Некоторые его сподвижники сказали: «Этот аят низведён о золоте и серебре, и если бы мы знали какое имущество наилучшее, то взяли бы его!» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшее имущество — это язык, поминающий Аллаха, благодарное Аллаху сердце и праведная жена, помогающая мужчине в его вере». Приводит Ат-Тирмизи.

От Абдуллы бин Амр бин Аль-Ас (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл один человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Воистину у меня есть имущество и дети, а мой отец нуждается в моём имуществе». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему: «Ты и имущество твоё принадлежат твоему отцу. Воистину, ваши дети наилучшее ваше приобретение и ешьте из заработанного вашими детьми». Приводит Абу Дауд.

Из этих двух хадисов следует, что имущество не ограничивается только материальными вещами, которыми можно обладать. В понятие «имущество» также входит то, что невозможно приобрести и владеть, например, супруга и дети. Духовность также является имуществом, к примеру, язык, поминающий Аллаха и благодарное Господу сердце.

Смысловое понятие имущества в этих двух хадисах полностью отличается от лексического, терминологического смысла этого слова. Лексическое значение слова «имущества» указывает на объекты товарно-денежных отношений, которые можно купить, продать и подарить, но данное слово обретает совсем иной смысл в хадисах Пророка Мухаммада, мире ему.

Абдуррахман бин Абу Са’са’а сказал: «Сказал мне Абу Са’ид: «Воистину вижу я, что ты любишь овец и берёшь их, так ухаживай за ними и хорошо их паси, ведь я слышал, как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Наступят для людей такие времена, когда лучшим имуществом мусульманина будут овцы. Он будет, убегая с верой своей от смут, уходить с ними на вершины гор и места где идёт дождь». Приводит Аль-Бухари

Из этого хадиса ясно, что овцы — это имущество, в взращивании и владении которыми имеется благо. Овцы, коровы и верблюды также считаются имуществом, потому что доводятся хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в которых предписано выплачивать с них закят.

Имущество не вечно

От Анаса бин Малика (да будет ловолен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Последуют за усопшим трое: его семья, имущество и дела. Двое вернутся, а одно останется: вернутся его семья и имущество, и останутся его дела». Приводит Аль-Бухари, Муслим и Ат-Тирмизи

Кайс бин Абу Хазим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я слышал, как Мустаурид, брат Бану Фихр сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мирская жизнь - не что иное как, например, кто-нибудь из вас, опустит этот свой палец (Яхья поднял указательный палец) в море, и посмотрит, с чем он вернётся». Приводит Муслим и Ат-Тирмизи.

В этих хадисах указывается на то, что имущество, которым владеет человек ограниченное и временное, а в действительности то, чем он владеет — это то, в чём он нуждается для удовлетворения своих насущных, ежедневных потребностей. Всё, что более этого он оставит другим. Переход имущества из поколения в поколение продолжится до тех пор, пока на Земле не останется никого, кроме Единого, Всесильного Аллаха и все владения вернутся к Нему, Он их главный хозяин, а человек - Его наместник, которого Он назначил и поселил на Землю.

Природа человека и любовь к имуществу

В священных хадисах описывается любовь и стремление человека к имуществу

От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы было у сына Адама две долины богатств, то он захотел бы третье, и не наполнит нутро сына Адама ничего, кроме земли, и Аллах простит раскаявшегося». Приводит Аль-Бухари, Муслим и Ат-Тирмизи

От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) приводится хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Стареет сын Адама, но молоды в нём две вещи: страсть к имуществу и страсть к жизни». Приводит Ибн Маджа

От Абдуррахмана бин Ауф (да будет доволен им Аллпах) приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сатана (да будет он проклят Аллахом) сказал: «Не спастись обладателю богатства от меня в трёх вещах, с которыми я прихожу к нему утром и вечером: брать имущество недозволенным путём, тратить его не по праву, я соблазню его имуществом и он не будет отдавать то, что причитается с него». Приводит Ат-Табарани и его цепочка хорошая.

Любовь человека к имуществу - это естественно, ибо так Аллах сотворил человека и вложил в него это чувство. Аллах сотворил Землю и всё, что на ней из творений и сделал это всё подвластным человеку. Но, несмотря на это, ему необходимо зарабатывать имущество и собирать его, чтобы удовлетворить его насущные потребности, откладывать излишки и хранить их до того, как они понадобятся в будущем. Но у этой любви должны быть ограничения и правила, которые сдерживают и упорядочивают действия и поведение человеческого эго, стремящееся накопить всё больше и больше имущества. Эти ограничения помогают человеку не впасть из-за этого соблазна в несправедливость запретную Творцом. Ведь страсть к имуществу может привести человека к употреблению запретного, расточительству, воровству, грабежу или отказу выплачивать со своего имущества то, что обязал Аллах. Совершив это, человек заслужит гнев Творца и будет одним из потерпевших убыток

Побуждение к дозволенному заработку и обереганию имущества

Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Умм Салим сказала: «О Посланник Аллаха! Помолись Аллаху за твоего слугу Анаса». Он обратился: «О Аллах! Умножь его имущество и детей и дай благословение ему в том, что Ты дал ему». Приводит Аль-Бухари, Муслим и Ат-Тирмизи

От Самра ибн Джундаб (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Уважение в имуществе, но почёт в богобоязненности». Приводит Ибн Маджа

Джарир бин Абдулла (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что я не оставляю имущества, а всё трачу, он сказал: «О Джарир, нет! Ты должен оставлять себе имущество своё, ибо для дела этого (жизнь, распространение веры) — срок». Приводит Ат-Табари.

Варрад сказал: «Муавия написал Аль-Мугире: «Напиши мне что-нибудь услышанное тобой от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». Аль-Мугира ответил ему: «Я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах не желает вам три вещи: болтовню, утрату имущества и много вопросов». Приводит Аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд

У имама Малика бин Анаса (да будет доволен им Аллах) спросили о человеке, который поклялся: «Всё моё имущество я раздам на пути Аллаха». Он ответил: «Пусть пожертвует треть своего имущества, потому что когда Абу Любаба сказал: «О Посланник Аллаха! Я покину селение племени моего, где свершил я грех, поселюсь рядом с тобой и пожертвую всё своё имущество ради Аллаха и Его Посланника». Посланник Аллаха ответил ему: «Достаточно тебе для этого трети имущества». Приводит Розин.

Через эти хадисы мы понимаем, что, когда Всевышний Аллах сотворил это мироздание, Он создал в нём пропитание разных форм и видов, и дозволил человеку приобретать имущество как он пожелает в определённых рамках, и отправил Посланника Своего, который разъяснил, что дозволено и что запретно, разъяснил законные пути обретения имущества и предостерёг от расточительства, побуждал оберегать имущество и велел тратить его на себя, близких, и бедняков, по определённой мере без излишества и скряжничества.

Воздержанность в имуществе и отвержение излишнего погружения в заботы об имуществе

Кя’б бин Ияд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, у каждой общины свой соблазн и, воистину, соблазн моей общины — имущество». Приводит Ат-Тирмизи.

От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Проклят раб динаров и проклят раб дирхамов». Приводит Ат-Тирмизи

От Абдулла бин Амр (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я увидел Рай и увидел, что большинство обитателей его бедняки, и я увидел Ад и увидел, что большинство обитателей его богачи». Приводит Ахмад и его цепочка хорошая.

От Абу Саи’д Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, у кого мало имущества, много детей, хорошая молитва, и он не сквернословит в адрес мусульман за их спинами, придёт в День суда и будет со мной так же, как эти два пальца». Приводит Абу Я’ля.

Профессор шариатского факультета университета Аль аль-Бейт Харис Мухаммад Саляма Аль-Иса

Переводчик Нафиков Дамир Амирович.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Источник:  alhakk.ru

Возврат к списку статей


Материалы по теме: