Вторник 30 апреля 2024 г.
Фаджр
00:47
Восход
04:50
Зухр
12:39
Аср
17:47
Магриб
20:20
Иша
21:50
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Истоки исламской педагогики

Истоки исламской педагогики

Истоками педагогики, по мнению учёных-мусульман, являются исламские ценности, а исламская педагогика отличается тем, что она почерпнута из Небесного откровения и шариатских законов. Она охватывает весь мир человека и все стороны его жизни на всём её протяжении, она прочная и в то же время гибкая, отличается принципом золотой середины, не отрицает человеческую природу и не противоречит ей, а воспитывает и направляет её, раскрывает её возможности. Например, мусульманину приказано проявлять золотую середину в расходах, как сказал Всевышний Аллах:

وَ لاَ تَجْعَلْ يَدَكَ مَغْلُولَةً إِلَىٰ عُنُقِكَ وَ لاَ تَبْسُطْهَا كُلَّ ٱلْبَسْطِ فَتَقْعُدَ مَلُوماً مَّحْسُوراً
"И не делай руку твою привязанной к шее твоей и не простирай её полностью, иначе останешься порицаемым, разорившимся" (Сура "Аль-Исра" - "Ночное путешествие", 29 аят).

В другом аяте Всевышний Аллах сказал: "Стремись тем, что дал тебе Аллах к Миру вечному и не забывай удела своего в Мире бренном, твори добро, как Аллах сотворил его тебе и не твори зла на Земле, воистину, Аллах не любит зло творящих" (Сура "Аль-Касас" - "Истории", 77 аят).


Несомненно, отличием исламского образования является то, что оно связывает награды мирские с наградами вечного мира.
Духовные ценности ислама помогают человеку выполнить то, что требуется от него в рамках послания ислама. Они дают ему чувство безопасности и помогают ему понять окружающий его мир. Дают ему возможность выразить себя, способствуют духовному развитию, удержанию от желаний и страстей, сохраняют единство общества и помогают ему выстоять перед происходящими вокруг него изменениями.


Исламская педагогика отталкивается от следующих базовых принципов.
1. Ислам - это образ жизни и его цель осчастливить людей в бренной и вечной жизнях.
2. Ислам не является просто связью между рабом и его Господом, а охватывает всю жизнь человека.
3. Исламские ценности помогают увидеть суть культуры мусульманского общества.
4. Ценности ислама призывают к прогрессу, созиданию, поискам нового и новым изобретениям.
5. Исламская нравственность имеет божественное происхождение и черпается из небесного откровения - Кур'ана и сунны, они чисты и направлены на благо человечества.
6. Нравственное, исламское образование находит решение для всех проблем.
7. Система нравственности в исламе воплощает справедливость, равенство, терпимость, и мир между всеми слоями общества.
8. Исламское образование заботится о формировании нравственно здорового общества в целом и о воспитании каждого конкретного человека.
9. Принципами исламского образования являются сочетание гармоничного, удовлетворение потребностей тела и устремлений духа с потребностями мира бренного и вечного.
10. Послание ислама пришло как милость для всех Миров, донося людям факт их сотворения от одного человека, что обязывает их уважать друг друга, помогать и вести мирный диалог со всеми представителями различных народностей и конфессий. Такие принципы оберегают веру, душу, честь, имущество и разум.

Ценности мирного сосуществования в Кур'ане и сунне.

Мы можем черпать ценности мирного сосуществования из деяний Любимца Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Лучезарной Медине и, как было сказано, общество Лучезарной Медины было многоконфессиональным. Данный исторический факт требует включения этого наследия в учебные программы медресе и университетов.

Действия пророка, мир ему, в данной сфере можно разделить на следующие стадии:
1. Братание мухаджиров и ансар.
Об этом великолепно поведал Ас-Сухайли (да смилуется над ним Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда его сподвижники переселились в Медину, побратал их между собой для облегчения расставания с родиной и родными, чтобы они не чувствовали себя чужими и поддерживали друг друга" (из книги Ас-Сухайли "На краю сада", 2/350, 351). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) тогда побратал сорок пять ансаров и сорок пять мухаджиров. Призыв к братству был одинаково понятен для мужаджиров и ансар и соответствовал их традициям и представлениям, поэтому они все сразу откликнулись на него.

Обдумайте это обращение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Воистину, братья ваши оставили имущество и детей и отправились к вам!". Ансары ответили: "Наше имущество поровну между нами!". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Или другое?". Ансары спросили: "Что, о, Посланник Аллаха?". Он ответил: "Эти люди не умеют работать на земле и поэтому вы избавите их от работы и будете делиться с ними плодами". Ансары ответили: "Да". Мухаджиры воскликнули: "О, Посланник Аллаха! Мы не видели прежде людей, к которым мы приходили, столь же утешающими в малом и так расходующими в обильном! Они трудятся за нас и делятся с нами лакомствами, и мы боимся, что они заберут всю (духовную) награду!". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Нет, до тех пор, пока вы благодарите их и обращаетесь к Аллаху за них" (приводит имам Ахмад в своём сборнике "Муснад" 3/200,201, и Ибн Абу Шейба в своём "Мусаннаф" хадис 6561).
Основа этого братства зиждилась на материальных ценностях и это проявлялось в наследовании между ними имущества и права этого братства были выше прав родства. Так продолжалось до великой бадрской битвы, после которой снизошло Слово Всевышнего Аллаха:

ٱلنَّبِيُّ أَوْلَىٰ بِٱلْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنْفُسِهِمْ وَأَزْوَاجُهُ أُمَّهَاتُهُمْ وَأُوْلُواْ ٱلأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَىٰ بِبَعْضٍ فِي كِتَابِ ٱللَّهِ مِنَ ٱلْمُؤْمِنِينَ وَٱلْمُهَاجِرِينَ

"Пророк ближе к верующим, чем они сами и жёны его - их матери, и обладатели родства ближе друг к другу в Писании Аллаха, чем верующие и мухаджиры" (сура "Аль-Ахзаб" - "Союзные племена", 6 аят).
"Этот аят отменил всё, что было прежде и прекратилось наследование имущества по религиозному братству, каждый вернулся к своей родословной и родне, и все верующие стали братьями по вере" (из книги "Понимание пророческой биографии", стр. 147, профессора Мухаммада Рамадана Аль-Буты).

2. Единение между Аль-Аус и Аль-Хазрадж после долгой войны.

Ибн Исхак сказал: "Война между Аль-Аус и Аль-Хазрадж длилась сто двадцать лет, и когда пришёл ислам, они были в состоянии войны. Они были братьями по отцу и по матери, но никто не слышал о народе с такой враждой и войной, которая была между ними. Затем Всевышний Аллах, Велик Он и Всесилен, затушил это исламом и объединил их под началом Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

3. Договор Медины и создание мирного общества.

Шейх Аль-Газзали сказал: "Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину он обнаружил в ней обосновавшихся иудеев и многобожников. Его политика была направлена не на произвол, разобщение и вражду, а напротив, он, понимая, что здесь проживают иудеи и идолопоклонники, предложил им мирный договор равного с равным: для них - их вера, а для него - своя. Первый, кто установил гражданское единство - это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ведь именно он объявил конституцию Медины и уравнял в гражданских правах мусульман с не мусульманами" (из книги Аль-Газзали "Понимание биографии").
Договор Медины был составлен между её жителями из числа мухаджиров и ансар с одной стороны и их соседями - племенами иудеев, и они, став единым целым, могли противостоять лицом к лицу тем, кто желал им зла.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принял нахождение иудеев в Медине и обеспечил их всеми правами. Так, они были наделены правом на жизнь, поэтому не был убит ни один иудей, кроме тех, кто предал и нарушил договор. Мединским иудеям была дарована свобода вероисповедания. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставил их в своей вере и не принуждал никого принимать ислам. Иудеи обладали правом частной собственности, он не присвоил имущество никого из них, наоборот, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел мусульманам вести торговлю с ними. Иудеям были предоставлены: право на защиту и оборону; право на справедливость в сделках и защита от несправедливости; право разрешения споров между собой в судебном порядке согласно их вере. Пророк не навязывал им законы мусульман. Если обе стороны спора были иудеи, то только в случае, если они сами обращались к нему (да благословит его Аллах и приветствует), он судил между ними.

4. Действия для единения сердец мусульман.

Воистину наш господин, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Верующий для верующего как строение, поддерживает один другого", и сплёл свои пальцы (приводит Аль-Бухари в своём "Сахих" хадис 2446 и Муслим хадис 1805).
Он установил пути и знаки, ведущие к результату, указанному им в хадисе. Этот результат ведёт к мирному обществу, к его силе и единству, что в свою очередь приводит к мощи государства.

Можно выделить основы единения мусульман из пророческого метода.


1. Мягкое отношение мусульманина к мусульманину на уровне управления и в межличностных отношениях, как это объясняет Слово Аллаха:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ ٱللَّهِ لِنتَ لَهُمْ وَ لَوْ كُنْتَ فَظّاً غَلِيظَ ٱلْقَلْبِ لاَنْفَضُّواْ مِنْ حَوْلِكَ

"По милости Аллаха ты мягок к ним и, если был бы ты грубым, с чёрствым сердцем, то они покинули бы тебя" (сура "Аль Имран" - "Семейство Имрана", 159 аят).
В другом аяте:

مُحَمَّدٌ رَّسُولُ ٱللَّهِ وَٱلَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّآءُ عَلَى ٱلْكُفَّارِ رُحَمَآءُ بَيْنَهُمْ

"Мухаммад - Посланник Аллаха и те, кто с ним тверды против неверных - милосердны меж собой" (сура "Аль-Фатх" - "Завоевание", 29 аят).
В другом аяте:

يٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ آمَنُواْ مَن يَرْتَدَّ مِنكُمْ عَن دِينِهِ فَسَوْفَ يَأْتِي ٱللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ أَذِلَّةٍ عَلَى ٱلْمُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى ٱلْكَافِرِينَ

"О, уверовавшие! Кто из вас отступит от веры своей, вместо тех приведёт Аллах людей, которых любит Он и они любят Его, смиренных с верующими и твёрдых с неверующими" (сура "Аль-Маида" - "Трапеза", 54 аят).

Приводит Ат-Табарани, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِنَّ أَحَبَّكُمْ إِلَيَّ وَأَقْرَبَكُمْ مِنِّي مَجْلِسًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَحَاسِنُكُمْ أَخْلاقًا، الْمُوَطَّئُونَ أَكْنَافًا، الَّذِينَ يَأْلَفُونَ وَ يُؤْلَفُونَ، وَ إِنَّ أَبْغَضَكُمْ إِلَيَّ وَ أَبْعَدَكُمْ مِنِّي مَجْلِسًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ الثَّرْثَارُونَ، الْمُتَشَدِّقُونَ، الْمُتَفَيْهِقُونَ

"Воистину, любимейший из вас для меня и ближе всех вас ко мне в собрании в День суда - наилучшие из вас нравом, подставляющие плечо, которые любят и сами любимы. Воистину, ненавистнейший из вас для меня и самый дальний из вас от меня в собрании в День суда - болтливые, мудрствующие лукаво, говорящие через губу" (приводится в сборнике хадисов "Достойные нравы" Ат-Табари, 6 хадис).
Результатом этого является объединение людей вокруг предводителя, милосердие друг к другу, и близость к Любимцу Аллаха в День суда (да благословит его Аллах и приветствует).

2. Забота о нуждающихся слоях общества, упомянутых в аяте суры "Тауба":

إِنَّمَا ٱلصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَآءِ وَ ٱلْمَسَاكِينِ وَ ٱلْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَ ٱلْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَ فِي ٱلرِّقَابِ وَ ٱلْغَارِمِينَ وَ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ وَ ٱبْنِ ٱلسَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ ٱللَّهِ وَ ٱللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

"Воистину, закяты - для бедных, молчащих и вопрошающих, и собирающих его, и для склонения сердец, и для освобождения рабов, и должников, и на пути Аллаха, и путника, предписание Аллаха и Аллах - Знающий, Мудрый" (сура "Тауба" - "Покаяние", 60 аят).

Ислам призывает своих последователей помогать и заботиться об инвалидах. В Кур'ане приказано нашему Любимцу (да благословит его Аллах и приветствует) проявлять заботу о бедных мусульманах:

وَ ٱصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ ٱلَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِٱلْغَدَاةِ وَ ٱلْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ وَ لاَ تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ ٱلْحَيَاةِ ٱلدُّنْيَا وَ لاَ تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَن ذِكْرِنَا وَ ٱتَّبَعَ هَوَاهُ وَ كَانَ أَمْرُهُ فُرُطاً

"И терпи вместе с теми, которые взывают к Господу своему с утра и до вечера, желая лика Его, и не отводи глаза свои от них, желая прелестей жизни мирской, и не подчиняйся тому, чьё сердце Мы закрыли для поминания Нашего, и последовал он за страстью своей, и дело его пропащее" (сура "Аль-Кахф" - "Пещера", 28 аят).
В другом аяте говорится:

وَ لاَ تَطْرُدِ ٱلَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ بِٱلْغَدَاةِ وَ ٱلْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ مَا عَلَيْكَ مِنْ حِسَابِهِم مِّن شَيْءٍ وَ مَا مِنْ حِسَابِكَ عَلَيْهِمْ مِّن شَيْءٍ فَتَطْرُدَهُمْ فَتَكُونَ مِنَ ٱلظَّالِمِينَ

"И не прогоняй тех, которые взывают к Господу своему с утра и до вечера, желая лика Его, и нет на тебе отчёта за них ни в чём, и на них нет отчёта за тебя ни в чём, и если изгонишь их, то будешь тираном" (сура "Аль-Ан'ам" - "Скот", 52 аят). 

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме