Вторник 30 апреля 2024 г.
Фаджр
00:47
Восход
04:50
Зухр
12:39
Аср
17:47
Магриб
20:20
Иша
21:50
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Мирное общество

Мирное общество

Мир - спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Противоположное - ссора, война. См. дружба, согласие, спокойствие, тишина.

Под термином "мирное общество" мы понимаем мир и согласие между всеми силами и слоями общества. Основным и главным критерием, по которым оценивается любой социум является мир и согласие людей внутри него и это указывает на благополучие и его способность к развитию, а разобщённость в обществе указывает на его испорченность и отсталость. Мыслитель Малик бин Наби говорит: "Мы можем сказать, что общественные взаимоотношения - это первый исторический процесс, который выполняет общество в первые часы своего зарождения. Поэтому первое, что совершило исламское общество - это договор, который связал ансаров и мухаджиров. Отправной точкой в истории мусульман стали мир и согласие внутри общества, и, естественно, что нарушение мира внутри него указывало на его падение и отставание" (Из статьи шейха Хасана Ас-Саффара "Составляющие и защита мирного общества", изданная в газете "Ближний Восток"). Ахмад Мубаран Салем говорит в своей статье "Гражданский мир и общественная безопасность", изданной в газете "Весть": "Общественная безопасность выражается в полном обеспечении нужд людей в рамках социальной справедливости, которая спасает от борьбы между различными слоями общества и обеспечивает достойный уровень жизни, помогая людям жить во взаимопонимании и взаимопомощи и чувствовать общественный мир и безопасность".


Самыми главными составляющими мирного общества являются - справедливость и равенство. Общество, в котором все равны перед законом, каждый член общества получает свои права, в котором нет классового разделения, общество, в котором нет вражды, распрей и ссор, и обеспечиваются все законные права граждан в национальной и религиозной сфере. Соблюдение этих ценностей в обществе является гарантией его силы и прочности, и, таким образом, в нём будет развиваться мир и безопасность. Призыв ислама как раз направлен на всё это и является вершиной этого призыва. Ислам соблюдает права немусульман, живущих под сенью исламского общества. Об этом чётко и ясно сказано в хадисе, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ألا من قتل نفسا معاهدا له ذمة الله وذمة رسوله فقد أخفر بذمة الله فلا يرح رائحة الجنة وإن ريحها ليوجد من مسيرة سبعين خريفا
"Воистину, кто убил договорную душу, которая была под покровительством Аллаха и Его Посланника, тот пренебрёг покровительством Аллаха и не почувствует аромата Рая, и, воистину, аромат Рая чувствуется на расстоянии семидесяти осеней". Приводит Ат-Тирмизи в "Сунан хадис 1403 и Ибн Маджа в "Сунан" хадис 2687.

Общественный мир в поликонфессиональном обществе Лучезарной Медины после переселения.

Общество Медины в период переселения было многонациональным и поликонфессиональным. В Медине проживали арабские племена. Самые крупные из них Аль-Аус и Аль-Хазрадж. Несколько человек из этих племён приняли ислам во время двух присяг - первой и второй "Акаба". Некоторые приняли ислам от Мус'аба бин Умейра (да будет доволен им Аллах) и их стали называть ансарами. Вскоре к ним переселились мусульмане из Мекки, которых стали называть мухаджирами. Ко времени прибытия в Медину Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на протяжении ста двадцати лет между племенами Аль-Аус и Аль-Хазрадж пылала ненависть и вражда. К его прибытию некоторые жители оставались идолопоклонниками. Также в Медине проживали иудейские племена - Бану Ан-Надыр, Бану Кайнука и Бану Курайза, неподалёку от Медины иудеи Хайбара. Такова, в кратце, форма общества Медины перед переселением: мусульмане, неверующие и иудеи. Между всеми была вражда и неприязнь. Вы сможете представить масштаб совершённого любимцем Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), увидев статистические данные. На тот период общее число жителей составляло десять тысяч человек, из них мусульман - 1500; иудеев – 4000, арабских многобожников - 4500.


По прибытии любимца Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) все его действия были направлены на объединение ансар. Когда он прибыл в Медину, то вошёл в неё со своими дядями по материнской линии и отказался войти в неё с любым другим племенем, чтобы не обидеть другие племена своим отказом, ведь они все равны для него. То, что он вошёл в город со своими родственниками не огорчило другие племена, которые тоже хотели обрести эту честь. Все племена обращались: "О, Посланник Аллаха! Прими наш почёт, защиту и силу!". Но он предпочёл свою родню и это стало установившейся традицией среди арабов.

Когда люди хватали уздечку его верблюдицы он говорил им: "Оставьте её! Воистину, она подвластная". То есть смысл этих слов: "Определение места остановки моей и моего жилища - это не я выбираю себе, это Аллах выбирает его для меня". Эти слова закрыли дверь соперничества между племенами за жилище Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Верблюдица опустилась на колени на участке куда выходило несколько домов. Какой же из этих домов должен был выбрать Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и кому из ансаров ответить на приглашение?! Его согласие кому-то одному из них без опоры на известную среди них и любимую ими традицию дело не простое! Но подошёл Абу Айюб Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) и принял и занёс в дом седло Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). На это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Человек со своим седлом". Это была древняя и известная традиция арабов в церемонии приёма гостя. Всё это было сделано, чтобы не оставить обиды в сердцах ансар. Несмотря на то, что их соперничество было в благом, привычкой любимца Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было сохранение внутреннего мира, а это самая высочайшая степень общественного мира. Во всём этом кроется огромное стремление сохранить единство и сплочённость ансаров.

Важнейшие меры по обеспечению общественного мира в поликонфессиональном обществе Лучезарной Медины.


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвтвует) побратал между собой мухаджиров и ансар. После ста двадцатилетней войны примирил племена Аль-Аус и Аль-Хазрадж. История Медины до наших дней остаётся величайшим примером гражданского общества и мирного сосуществования, установленного Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в поликонфессиональной среде, примером благородного отношения мусульман к лицемерам и немусульманам в мусульманском сообществе. Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прилагал много усилий для укрепления сплочённости между мусульманами. Об этом пойдёт речь подробнее в другой части данного исследования.

Усердия мусульман в сочинении трудов по науке «Ахляк» (нравственность).


Нравственность является опорой ислама, а великий нрав является доказательством действительности пророчества Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Она служила величайшим описанием нашего Пророка.
Всевышний Аллах сказал:
وَ إِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ
"Воистину, у тебя великий нрав". Сура "Аль-Калям" - "Трость", 4 аят.
Этот аят подтвердил качество нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) до начала ниспослания откровения. Неверующие и мусульмане признавали, что он (да благословит его Аллах и приветствует) обладает величайшим нравом. Он (да благословит его Аллах и приветствует) собрал всех чтобы довести до них послание ислама и обратился к ним: "Если сообщу я вам, что вражеская конница за этой долиной хочет напасть на вас, поверите ли вы мне?". Они все в один голос ответили ему: "Мы никогда не слышали лжи от тебя!".

Между курайшитами произошёл раздор, который мог перерасти в кровопролитие на предмет того, кто удостоится чести установить Чёрный камень на своё место в Каабе. Они решили, что рассудит между ними, тот, кто первым войдёт в мечеть. Первым вошёл Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и они все воскликнули: "Аль-Амин (верный, надёжный)!! Мы довольны тем, что он третейский судья!".
Эти события явно показывают нам воздействие педагогики даже на врагов, а также то, что добрый нрав - путь к реальному миру, решению разногласий и споров. Воистину, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил нам, что основная идея послания ислама - благие нравы, сказав:

"إنَّما بُعثت لأتمِّم مكارم الأخلاق"

"Воистину, был послан я довершить благие нравы" (Приводит имам Ахмад).
В другом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِنَّ أَحَبَّكُمْ إِلَيَّ وَأَقْرَبَكُمْ مِنِّي فِي الْآخِرَةِ مَحَاسِنُكُمْ أَخْلَاقًا
"Воистину, любимейший из вас для меня и самый близкий ко мне в Вечной жизни - наилучшие из вас нравом" (Приводит имам Ахмад хадис 17278).

Сам Кур'ан чётко говорит нам, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл с миром, а не с войной и что основой послания ислама является милосердие ко всему человечеству. Описывая цель послания Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Всевышний Аллах сказал:

و مَآ أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ
"Мы послали тебя только как милость для Миров" (Сура "Аль-Анбия" - "Пророки", 107 аят). Поэтому аль-Файрузабади сказал в своей книге "Глубокие постижения" (2/568): "Знай, что вся религия - это нравственность и всё что прибавляет тебе нравственности, прибавляет тебе религиозности. Нравственность строится на четырёх основах - терпение, целомудрие, храбрость и справедливость. Каждое из этих добродетелей ведёт к другой добродетели и благонравию. Так терпение ведёт к выдержке, сдерживанию гнева, удалению препятствия с пути, спокойствию, мягкости, отказу от глупостей и поспешности. Все эти четыре добродетели берут начало от умеренности".
Именно поэтому так много книг написали учёные-мусульмане о нравственности.
В числе этих трудов:
Ибн Аль-Мубарак (ум. 181 г.х.) - "Аскетизм";
Ваки' бин Аль-Джаррах (ум. 197 г.х.) - "Аскетизм";
Имам Ахмад бин Ханбал (ум. 241 г.х.) - "Аскетизм" и "Богобоязненность";
Имам Аль-Бухари (ум. 256 г.х.) - "Этикет личности";
Якуб бин Исхак Аль-Кинди (ум. 260 г.х.) - "Слово о душе";
Ибн Абу Ад-Дунья (ум. 281 г.х._ - "Искренность", "Повеление благого", "Предостережение и милосердие", "Вспоминать смерть", "Порицание гнева", "Довольство Аллахом и терпение к Его предопределению", "Хула и клевета", "Молчание и этикет языка";
имам Ан-Насаи (ум. 303 г.х.) - "Деяния дня и ночи";
Абу Бакр Ар-Рази (ум. 313 г.х.) - "Бедняки и неимущие";
Абу Бакр Аль-Хараити (ум. 327 г.х.) - "Наилучшие и величайшие нравы", "Порицаемые и мерзкие нравы";
Мудрый Ат-Тирмизи (ум. 320 г.х.) - "Поведение", "Тренировка и воспитание души";
Абу Наср Аль-Фараби (ум. 339 г.х.) - "Мнения обитателей Превосходной Медины", "Царские этикеты";
Абу Бакр Аль-Аджурри (ум. 360 г.х.) - "Нравы носчиков Кур'ана", "Нравы учёных", "Этикет души", "Благочестивые и богобоязненные";
Ибн Хазм андалузский (ум. 421 г.х.) - "Нравы и поступки в исцелении душ";
Ибн Мискавейх (ум. 421 г.х.) - "Воспитание нравственности";
Ибн Сина (ум. 428 г.х.) - "Послание о мудрости";
Абу Аль-Хасан Аль-Маварди (ум. 450 г.х.) - "Этикет мирской и религиозный";
Ибн Баджа Андалузский (ум. 533 г.х.) - "Единение разума" и "Книга души";
Ибн Рушд (ум. 595 г.х.) - "Окончательное решение о единении шариата и мудрости".

Есть множество имён других учёных, оставивших после себя труды по этой науке. Это Абу Хамид Аль-Газзали, Ар-Рагиб Аль-Асфахани, Ибн Аль-Джаузи, Аль-Хафиз Аль-Мунзири, Аль-Изз бин Абдуссалям, Аль-Хафиз Аз-Захаби, Ибн Муфлих, Ибн Хаджар Аль-Хайсами и многие другие. Они написали так много книг, потому что понимали исключительную важность нравственности в исламе.

Истоки педагогики

Истоками педагогики, по мнению учёных-мусульман, являются исламские ценности, а исламская педагогика отличается тем, что она почерпнута из Небесного откровения и шариатских законов. Она охватывает весь мир человека и все стороны его жизни на всём её протяжении, она прочна и в то же время гибкая, отличается принципом золотой середины, не противоречит и не отрицает человеческую природу, а воспитывает и направляет её, раскрывает её возможности. Например, мусульманину приказано проявлять золотую середину в расходах, как сказал Всевышний Аллах:

وَ لاَ تَجْعَلْ يَدَكَ مَغْلُولَةً إِلَىٰ عُنُقِكَ وَ لاَ تَبْسُطْهَا كُلَّ ٱلْبَسْطِ فَتَقْعُدَ مَلُوماً مَّحْسُوراً
"И не делай руку твою привязанной к шее твоей и не простирай её полностью, иначе останешься порицаемым, разорившимся" (Сура "Аль-Исра" - "Ночное путешествие", 29 аят).

В другом аяте Всевышний Аллах сказал: "Стремитесь тем, что дал тебе Аллах к Миру вечному и не забывай удела своего в Мире бренном, твори добро как Аллах сотворил его тебе и не твори зла на Земле, воистину, Аллах не любит зло творящих" (Сура "Аль-Касас" - "Истории", 77 аят).


Несомненно, отличием исламского образования является то, что оно связывает награды мирские с наградами вечного мира.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме