Текущее время
Сегодня Вторник 17 Сентября 2019 года
Вконтакте
Одноклассники
Youtube
Instagram
Время намаза для г. Тюмень

Фаджр 03:54

Восход 06:11

Зухр 12:36

Аср 16:44

Магриб 18:52

Иша 20:42

Введите ваш эл.адрес:

Три вещи в Священном Кур'ане поразили меня - железо, совет и калям.
Эти слова имеют другой смысл - сила, свобода и знание.
Это должно быть основой для нашей уммы!

Историк, писатель Имадуддин Халиль.

6 столпов веры

Совет муфтиев России

Антитеррор

История ислама в Китае

История ислама в Китае

Достоверно известно, что первые контакты населения Китая с исламом начали складываться примерно через 29 лет после переселения пророка Мухаммада, мир ему, из Мекки в Медину.

Имеется множество версий проникновения ислама в Поднебесную. Среди мусульман Китая бытует своя, народная, во многом, противоречащая научным фактам. В этой статье, мы попытаемся рассмотреть, как народные легенды, так и научные версии.

Первые контакты

Согласно версии, бытующей в мусульманской среде Китая, первые мусульмане прибыли на эти территории из Эфиопии. Эта африканская страна являлась убежищем для 80 мусульманских семей, которые были вынуждены покинуть Мекку по причине религиозной дискриминации со стороны мекканских язычников. Среди переселенцев было немало знатных сподвижников пророка, мир ему. Так, в изгнании находились дочь пророка Рукаййа, ее муж Усман бин Аффан, Саад бин Абу Ваккас и другие. Эти люди переселились в Эфиопию по рекомендации пророка, мир ему, в 615 году н.э. Христианский правитель Наджаша любезно предоставил последователям ислама политическое убежище на территории своего государства.

По мнению китайских мусульман, часть верующих не стала возвращаться в Мекку. Вместо этого в 616 году во главе Саада бин Абу Ваккаса и при поддержке правителя Эфиопии они совершили морской переход до Китая. Правитель империи Тан Юн Вейн радушно принял мусульман, разрешил им проповедовать их религию и построить мечеть в портовом городе Гуанчжоу, которая сегодня известна под названием «Хуайшэн» (Башня - маяк).

Данная легенда, как уже было указано выше не соответствует историческим фактам. Согласно достоверным источникам, Саад бин Абу Ваккас не совершал переселения в Эфиопию и вплоть до переселения в Медину находился в Мекке в составе мусульманской общины. Он известен тем, что был первым, кто пустил стрелу в солдат армии язычников, и первым, кто пролил их кровь. Саад был искусным стрелком из лука, прекрасно владел копьем. В битве при Ухуде многие языческие воины пали от стрел, выпущенных им. Он также командовал армией мусульман в сражении при Кадисии, ставшей определяющим фактором в присоединении земель Ирана к Арабскому Халифату. Данные сведения дают основание предполагать, что появление ислама в Китае имеет другую историю, не связанную с именем Саада бин Абу Ваккаса. Кто же тогда построил мечеть в городе Гуанчжоу, датируемую 651 годом? Кому же на самом деле принадлежит мавзолей у древней мечети Сяньсянь этого портового города, в котором как полагают мусульмане Китая, покоится прах Саада бин Абу Ваккаса?

Трудно однозначно ответить на поставленные вопросы. Однако, что касается, собственно сподвижника, то в данном случае, если учитывать тот факт, что Саад бин Абу Ваккас являлся полководцем мусульманской армии, взявшей под свой контроль территорию Персидской Империи, а также то, что он являлся наместником халифа в Куфе на юге Ирака, то можно предположить, что его биография и личные заслуги перед исламом через караванные пути, миграционные потоки и проповеднические мисси попала в мусульманскую среду Китая, где произошла мифологизация его личности. Доказательством тому может служить множество примеров, имеющихся в мусульманских странах, в том числе и на территории Юга западной Сибири, когда праведников с именами созвучными именам великих личностей ислама, со временем начинали почитать и считать, что в той или иной местности захоронен какой-либо сподвижник или даже пророк.

Учитывая тягу верующих к стремлению иметь некую связь с людьми, стоявшими у истоков распространения ислама, а также их любовь и привязанность к ним, думаем, что наличие различных мавзолеев святых, легенд и мифов, гласящих об их святости и творимых ими чудесами явление само собой разумеющееся. Но как бы там ни было наряду с мифами должны рассматриваться факты, подтверждающие или опровергающие их.

Возвращаясь к основной теме статьи, стоит указать на то, что контакты между китайцами и арабами начали выстраиваться еще в доисламский период. Торговля между народами Аравийского полуострова и Китая начала развиваться еще с пятого века нашей эры. Арабы, как и другие народы, активно использовали Шелковый путь, ими совершались и морские путешествия.

Следующее на что необходимо обратить внимание, это политическая обстановка в мире к моменту ниспослания пророчества Мухаммаду, мир ему. К тому времени в мире существовало три сверхдержавы – это Византийская, Сасанидская и Китайская империи. Византийцам принадлежали обширные территории в Анатолии, Африке, Европе, на Кавказе и Ближнем Востоке. Сасаниды контролировали земли современного Ирана, Ирака, Афганистана, Среднюю Азию. Все что находилось восточнее империи Сасанидов принадлежало китайцам. Политическое возвышение ислама на территории аравийского полуострова привело к кровопролитным войнам арабов с византийцами и персами, в результате которых империя Сасанидов перестала существовать, а Византия лишилась многих ближневосточных провинций.

На фоне бурного развития Халифата, византийцы и персы были вынуждены обратиться к правителю империи Тан Таи Тсунг. Посольство Сасанидов посещала двор императора Тан в 638 году, византийское посольство посетила Китай в 643 году. Оба посольства просили поддержки у китайского императора в противостоянии с мусульманами.

В результате многократных обращений персов к китайцам, сын Таи Тсунга император Гао Тсунг в 650 году направил свое посольство ко двору третьего праведного халифа Усмана бин Аффана. Представители Китая вели переговоры, связанные с включением территории Персии в состав арабского Халифата. В следующем году халиф Усман направил ответное посольство в город Сиан. Возможно, что члены посольства были первыми мусульманами, вступившими на землю Китая. По некоторым сообщениям, императору Тан было предложено принять ислам, но Гао Тсунг посчитав, что такие виды поклонения ислама, как намаз и пост будут слишком обременительными для него, не стал принимать религию, но при этом, познакомившись с теологической основой ислама, разрешил мусульманам вести миссионерскую деятельность на территории своего государства.

Во времена правления династии Омеййадов, мусульманский халифат включил в свой состав территорию северной Африки, Средней Азии, Индии, Испании. В связи с расширением территории Омеййадского халифата, государство мусульман и Китай начинают иметь общую границу, что послужило причиной к изменению взаимоотношений между двумя странами. Омеййады не желали останавливаться на достигнутом. Крупные завоевания в Средней Азии под предводительством полководца Кутейбы бин Маслямы продолжались вплоть до начала реконкисты на западе и падения династии Омеййадов. Пришедшие к власти в халифате Аббасиды начали вести иную внешнюю политику в отношении среднеазиатских народов и их восточных соседей. Новые мусульманские властители применяли метод мягкой силы, что позволило им укрепить свои политические позиции в своих восточных провинциях, а также возобновить тесные, дружеские контакты с Китаем.

Предки китайских мусульман

После посольской мисси во время Усмана бин Аффана в Китай, в период правления Омейядов и Аббасидов эту страну посетило шесть мусульманских миссионерских делегаций. По сообщениям историков, мусульмане всегда встречали теплый прием при дворе китайских императоров. Однако, несмотря на предложения мусульман, правители Китая отказывались принимать ислам государственной религией своей страны. Но хотя ислам и не достиг уровня государственной идеологии, благодаря миссионерской деятельности мусульман, которая активно велась в течение трех эпох: в период империи Тан, Сун и Мин, население Китая имело довольно ясное представление об этой божественной религии и ее последователях. Положительное отношение китайцев к исламу было также связано с тем, что многие морально-нравственные принципы ислама совпадали с принципами конфуцианства – учения широко распространённого в Поднебесной. Не зря жители Китая называют ислам не иначе как Чинг Жен Жиао – Чистая, истинная религия.

Кто же участвовал в этногенезе этноконфессиональных обществ мусульман Китая? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вновь необходимо рассмотреть политическую ситуацию в Китае, взаимоотношения этой страны с мусульманским миром, складывавшиеся в VIII веке нашей эры. В 755 году в связи с политическим кризисом в империи Тан, ее император Хасуан Тсунг обратился за помощью к аббасидскому халифу Абу Джафару. Халиф направил четырехтысячное войско на помощь императору. Объединенные войска империи Тан и Халифата успешно подавили восстание в Сиане и Хонанфу. После выполнения поставленной задачи, мусульмане не вернулись в Халифат, они остались в Китае.

В 770 году 300 тысяч восставших тибетцев взяли в блокаду столицу империи Тан. Абу Джафар вновь помог своим союзникам, направив на подмогу большое количество войск, которые после подавления восстания также остались в Китае. Первая группа мусульман осела на западе и в центральной части империи, вторая группа на Юге и Юго-Западе страны. Особенно компактно вторая группа мусульман заселила территорию современной провинции Юньнань. Эти две группы являются первыми предками современных китайских мусульман нетюркского происхождения.

Осевшие в Китае мусульмане вели активную миссионерскую деятельность среди местного населения. В результате распространения ислама среди местных жителей и смешения между пришлыми мусульманами и исламизированными аборигенами, в Китае начала складываться особая этноконфессиональная общность Хуэй-цзу.

На протяжении многих веков мусульмане Китая свободно исповедовали свою религию. Они играли большую роль в экономическом развитии государства, ими контролировались основные экономические артерии страны, через которые производился импорт и экспорт товаров. Много мусульман насчитывалось в армии китайских императоров. Такое высокое социальное положение долгое время помогало им сохранять и развивать свои религиозные традиции. В разные периоды хуэйцы отстроили множество медресе и мечетей, в которых обучались как жители Китая мусульманского вероисповедания, так и жители соседних стран. Согласно историческим данным, в 1790 году на территории Китая насчитывалось 30 000 обучающихся в мусульманских религиозных учебных заведениях. Стоит отметить, что процесс исламизации населения Китая заметно усилился в период монгольского владычества, когда в составе единой империи Чингиз-хана оказались территория Китая и мусульманских владений.

Сохранение религиозной идентичности мусульман в условиях политики ассимиляции

Сегодня, практически невозможно выявить какие – либо отличия хуэй-цзу – мусульман от остальных китайцев немусульманского вероисповедания. Это связано в первую очередь с большим количеством смешанных браков хуэй-цзу с другими этническими группами, тесное взаимодействие с ними и освоение мусульманами культурных достижений ханьцев.

Китайский язык и культура полностью, выместившие из быта хуэйцев арабский язык и арабскую культуру привели к полной культурной и языковой ассимиляции (китаизации) хуэй-цзу. По мнению историков, ассимиляционные процессы в мусульманской среде Китая нетюркского происхождения особенно активно происходили в период правления императоров империи Мин (1368-1644 гг.). Тогда по приказу правительства хуэйцы обязаны были изучать язык ханьцев, одевать их одежду, включать в свой рацион блюда ханьской кухни. Тогда же мусульмане были вынуждены менять свои имена. Вместо Хасан – Ха, Хусейн – Ху, Саид – Саи и т.д. Таким образом, хуэйцы смогли сохранить лишь свою религиозную идентичность, практически полностью утратив этнические особенности.

Со второй половины 17 века богословы хуэй-цзу начали заниматься переводом трудов исламских богословов на язык ханьцев. Помимо переводов, они занимались написанием собственных трудов. Все книги мусульманских богословов Китая вошли в единый сборник исламской литературы известный как خان كتاب (Хан Китаб). Данный сборник состоит из 12 томов. Главной целью написания данных книг было сохранение религиозной идентичности ассимилированных в культурном и языковом плане хуэй-цзу, а также доведение до немусульманского населения Китая информации об исламе и мусульманах на языке большинства жителей этой страны с использованием терминов из учения Конфуция.

Сложный период в истории китайских мусульман начался во времена правления маньчжурсой династии Цин (1645-1911). Представители данной династии являлись потомками чжурчжэньских племён, разбитых в своё время Чингиз-ханом. Будучи людьми не китайского происхождения, маньчжуры стремились всеми силами разобщить китайское общество. Так, они вели политику в основу которой легла тактика развития межэтнического противостояния народов Китая. Маньчжуры с большим успехом использовали вооруженные отряды монголов против ханьцев, мусульман, тибетцев. В одни области они посылали войска, состоявшие из представителей монгольских племен, в другие ими направлялись ханьцы. Таким образом, маньчжурам удавалось предотвратить объединение народов Китая против их династии.

Одним из показательных примеров политики маньчжуров по сталкиванию между собой разных народов является Пантайское восстание (1856—1873). Это восстание хуэй и других мусульманских этнических меньшинств Китая против маньчжурской династии Цин в провинции Юньнань на юго-западе страны.

Слово «Пантай» (или «Пантхай») по своему происхождению является бирманским: так в Бирме называли китайских мусульманских (хуэйских) торговцев, приходивших с караванами в Бирму из китайской провинции Юньнань. В самой Юньнани это название не было известно, однако в историографии за Юньнаньским восстанием закрепилось именно это название.

К 1840-м годам в Юньнани резко обострилось противостояние между двумя этническими группами китайцев: ханьцами и исповедующими ислам хуэй. Споры относительно контроля над золотыми, серебряными и свинцовыми шахтами в центральной части провинции приводили к кровавым стычкам с тысячами жертв во многих деревнях и нескольких городах (в Талане в 1850 году, в Шияне в 1854-м, в Малуне в 1855-м), которые цинское правительство не пресекало. В мае 1856 года ситуация в провинции накалилась до предела, когда цинский чиновник Циншэн инициировал в Куньмине массовую бойню ханьцев и хуэй, жертвами которой стали более 2000 человек, а затем устроил в городе кровавую расправу над мусульманами. После этого события ханьцы и хуэй начали создавать крупные вооружённые отряды в различных городах и деревнях провинции.

Таким образом маньчжуры умело манипулировали различными культурными и этническими особенностями страны, сталкивая между собой представителей того или иного народа, извлекая из этого собственную экономическую и политическую выгоду. Основным направлением цинских властей в данной области было не наведение порядка, а наоборот обеспечение сохранения конфликтогенной обстановки между этническими группами Китая.

Особую неприязнь у маньчжуров вызывали мусульмане, наряду с ханьцами, занимавшие высокие правительственные посты в государственном аппарате. Видимо маньчжуры видели в мусульманах серьезную угрозу своей власти, полагая, что именно это сообщество образованных и богатых граждан сможет выступить главным идеологом в борьбе против захватчиков. Маньчжуры активно вели пропаганду среди населения Китая, направленную на дискредитацию репутации мусульман и их религии.

Ко второй половине 19 века в мусульманской среде Китая начали развиваться идеи создания независимого мусульманского государства. Основным проводником данных идей стало учение суфийского тариката Джахриййа, являвшегося одним из ответвлений крупного тариката Накшбандия.

С 1862 по 1869 годы мусульмане провинций Юньнань, Шэньси, Ганьсу, Синьцзян вели вооруженную борьбу с династией Цин. Данные волнения вошли в историю как восстание дунган (хуэйцев), однако большую роль в них сыграли, в том числе тюркоязычные народы Китая и сопредельных государств. Данное восстание считается одним из самых кровопролитных восстаний XVIII - XIX веков. По некоторым данным, количество погибших колеблется от 9 до 15 миллионов человек. Согласно оценке экспертов, в ходе подавления данного восстания войсками династии Цин, мусульманское население Китая снизилось на 30 процентов.

В 1912 году династия Цин прекратила свое существование и на ее смену пришло правительство Юань Шикая. В результате Синьхайской революции 1911 года, которая дала начало созданию Китайской Республики, среди революционеров возникла концепция «пяти рас в одном союзе». Основная идея концепции заключалась в объединении основных пяти народов Китая в одно, единое государство. Флаг Китайской Республики состоял из пяти разноцветных полос, каждая из которых символизировала один из народов Республики. Так, ханьцев символизировал красный цвет, маньчжуров — жёлтый, цветом монгольских народов был синий, китайских мусульман (хуэйцзу-дунган, уйгуров и т. д.) символизировала белая полоса, а тибетцев черная. Данный принцип китайских властей способствовал росту авторитета Бэйянского правительства Китая, пришедшего на место маньчжурской династии среди всех указанных выше этнических групп. В этот период наблюдается значительное снижение напряженности между народами Китая, которая долгий период сохранялась при династии Цин.

В 1949 году была образована Китайская Народная Республика. Данный период ознаменовался ростом гонений на религию со стороны правительственного аппарата. В годы культурной революции (1966 - 1976 гг.) китайскому исламу был нанесён огромный урон, десятки тысяч мусульман были уничтожены или отправлены в трудовые лагеря, которые назывались «Школы кадров 7 мая». В ходе реализации идейно-политических кампаний Мао Цзэдуна, было закрыто и разрушено большое количество мечетей и иных культовых зданий. Уничтожалось письменное наследие мусульман Китая.

В те годы национальные меньшинства провинции Юньнань, среди которых было и немало мусульман вынуждены были поднять восстание, которое было подавлено с неимоверной жестокостью.

После смерти Мао Цзэдуна репрессии против религиозных деятелей и религии прекратились. Благодаря взвешенной политике 1-ого Министра иностранных дел КНР Чжоу Эньлая удалось выстроить доверительные отношения между правительственными структурами и религиозными общинами. В регионах страны, где преобладало мусульманское население начали осуществляться принципы, направленные на деэскалацию конфликта между ханьским большинством и мусульманским меньшинством, а также на устранение отрицательных эффектов «перегибов» политики китайского правительства в отношении мусульманских общин.

Так, в провинциях, где компактно проживали мусульмане начали восстанавливаться разрушенные в ходе культурной революции мечети и строиться новые. Была запрещена продажа свинины, был снят запрет на ношение традиционной мусульманской одежды, в том числе женской. Мусульманам было дано разрешение на публичное проведение ежедневных религиозных ритуалов.

Современное положение

Сегодня в Китае проживают более 20 миллионов мусульман. Наиболее многочисленными общинами являются уйгурская и хуэйская. В Китае действует порядка 40 000 мечетей. С конца 80-ых годов прошлого столетия в Китае было основано множество исламских культурных центров, фондов и религиозных организаций. Благодаря деятельности данных организаций, китайский народ смог больше узнать о культуре ислама. В этом большую роль сыграла религиозная литература хуэйцев переведенная на современный китайский язык. На сегодняшний день текст Священного Корана переведен на восемь языков Китая, среди которых собственно китайский, а также уйгурский и языки иных народов.

Основным органом, регламентирующим деятельность мусульманских организаций Китая, является Ассоциация мусульман Китая, созданная в 1953 году. В разные периоды своего существования Ассоциацией успешно был реализован ряд просветительских и благотворительных проектов, среди которых стоит отметить распространение среди мусульманского населения печатного варианта Корана, выпуск многочисленных переводов трудов мусульманских мыслителей и богословов на китайский и уйгурский языки. Ассоциация мусульман Китая на сегодняшний день также занимается выпуском двух журналов "Китайский ислам" и "Китайские мусульмане". В них публикуются материалы о жизни китайской мусульманской общины, о мусульманском богословии, о контактах зарубежных и китайских мусульман.

Ассоциацией организуются ежегодные поездки мусульман Поднебесной в хадж в Саудовскую Аравию. Совершать хадж китайским мусульманам разрешили только в конце 80-ых годов 20 столетия. Сейчас ежегодно в паломничество отправляется до 10 тысяч китайских паломников.

В ведении Ассоциации находятся 8 высших мусульманских богословских учебных заведений в разных городах страны. Практически при каждой мечети имеется школа по изучению Корана.

Главными историческими памятниками китайского ислама считаются мечеть Хуайшэн, построенная 1300 лет назад и мечеть Сяньсянь в городе Гуаньчжоу. В центральных провинциях Китая сохранилась Большая мечеть в городе Сиан 742 года постройки, Мечеть истинной веры в городе Ханчжоу, Мечеть бессмертного журавля в городе Янчжоу, которая построена в 1275 году и другие.

Из всего сказанного видно, что ислам пришёл на землю Китая примерно 1300 лет назад. История китайского ислама переживала разные периоды: расцвет, политическое возвышение, отчуждение, репрессии и гонения. Начиная с 80-ых годов 20 века в истории китайского ислама началась новая эра, ознаменовавшаяся культурным и духовным подъёмом мусульман Китая. Однако в последние пять лет мировую исламскую умму тревожат сообщения о новом витке гонений и притеснений китайских мусульман, инициированных правительством КНР. Все мусульмане мира надеются, что по милости Аллаха, мусульманам Китая удастся должным образом пройти данные испытания и период насилия вновь сменится периодом духовного возрождения одной из самых древних мусульманских общин планеты.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Источник:  alhakk.ru

Возврат к списку статей


Материалы по теме: