Вторник 19 марта 2024 г.
Фаджр
04:30
Восход
06:41
Зухр
12:49
Аср
16:44
Магриб
18:50
Иша
20:38
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Ислам и татары в империи Чингиз-хана и улусе Джучи

Ислам и татары в империи Чингиз-хана и улусе Джучи

Ислам стал для татар консолидирующей идеологией, способствовавшей созданию прочных государственных образований в Поволжье, Сибири и Крыму. Национальные традиции и народные обычаи татар, как правило в основном зиждятся на исламе, за многие века ставшем основным фундаментом развития культуры татар.

В этногенезе современных татар участвовало большое количество народов, проживавших в дельте Волги, на берегах Днепра, в предгорьях Кавказа, в Черноземье. Большая доля в формировании татарского этноса принадлежит народам Прикамья. Активно в татарский субстрат вливались кочевники Урала. В процессе тюркизации народов, приведшем к формированию татар участвовали и жители Прикаспия. Серьезное влияние на этногенез татар оказал финно-угорский и славяно-балтский компоненты. Посылом для формирования единой политической и культурной общности послужило образование независимого от Монгольской империи государства Золотая Орда, просуществовавшая два столетия. Именно в золотоордынский период этноним «татары» становится общим для всех народов этой страны. Однако, так как данный этноним в былую эпоху принадлежал исключительно этническим обществам внутренней Монголии, считаем целесообразным начать рассмотрение нашей темы именно с периода становления Монгольской империи, которой предшествовало серьезное противостояние двух и более этнических групп в монгольской степи.

Как известно впервые татарские племена упоминаются в китайской летописи X века в которой описываются похороны знатного хана. Сообщается, что на похоронах участвовало племя «отуз татар». Все племена, населявшие территорию между Китаем и Монголией и носившие этноним татары исповедовали тенгрианство.

В 1204 году в монгольской степи родился будущий великий хан «потрясатель мира» Темучин. Имя Темучин ему досталось от татарского хана, который был убит отцом будущего создателя монгольской империи Чингисхана в отместку за их жестокую политику в отношении монгольских племен. Согласно историческим сведениям, убийство главы племени татар произошло именно в тот день, когда у Есугея – главы монгольского племени родился сын. В честь этого радостного для монголов и печального для татар события глава монголов решил назвать своего сына этим именем, полагая, что оно принесет ему в будущем великий успех. Но как это часто бывает не все мечты и желания сбываются. Сын убитого татарского хана Темучина не мог не отомстить монголам за смерть отца, обескровленные многолетней кровопролитной войной с монголами татары не имели возможности открыто выступить против более многочисленных врагов. Так Есугей, однажды проезжая мимо стана татар был приглашен ими отведать кумыс, по законам тех времен путешественник не мог отказать им. Сын убитого татарского хана подсыпал в пиалу с кумысом яд от которого Есугей скончался через несколько дней. На смертном одре он завещал своему сыну Темучину отомстить татарам за его смерть, сказав: «О, сын мой! Когда ты вырастешь убей всех татар, которые выше колеса повозки!»

После смерти хана Есугея его семья и дети были брошены своим родным племенем. Темучину с измальства пришлось выживать в самых экстремальных условиях суровой монгольской степи. Несколько раз Темучина пытались убить свои же соплеменники, опасаясь того, что он сможет претендовать на ханский титул, так как именно он, старший сын хана был достоин этого. Молодой Темучин, прошедший через предательства, вероломство и жестокость сородичей поставил перед собой цель – отомстить всем врагам, сначала людям из бывшего ближайшего окружения его отца, а потом и наиглавнейшим врагам его племени татарам.

Темучин начал собирать вокруг себя всех подобных ему, тех кто по какой-то причине был отвергнут своим племенем, тех кто представлял из себя остатки племен, уничтоженных войной. Все эти люди, поначалу объединились в небольшие шайки, руководимые мужественным, жестким и безжалостным Темучином. Он не прощал ошибок, он не прощал обмана и хитрости, он строго соблюдал все неписаные законы степи, чего требовал и от своих бойцов. Имевший конкретную и четкую цель Темучин заряжал ею своих последователей, он дал им надежду и веру в то, что они смогут отомстить своим обидчикам и добиться справедливости.

Изначально малочисленные отряды Темучина со временем превратились в хорошо вооруженную армию в которой царила жесточайшая дисциплина. Армия Темучина покоряла одно племя за другим пока не дошла до основной своей цели – до татар. Они, кто, когда-то давно распяли на деревянном козле предка Темучина Амбагай хана, они, кто отравил его отца, были готовы быть уничтоженными воинами Темучина, сердца которых были наполнены гневом и чувством мести. Три дня войска татар и монголов бились в жестокой схватке. Жители степи нисколько не проявляли жалости друг к другу. На исходе третьего дня монголы начали теснить отряды татар. Деморализованные большим количеством потерь, татарские воины ринулись вспять, догоняемые и истребляемые своими недругами. Все татарское племя от мала до велика оказалось зажато в крепких тисках монгольского правителя, жаждавшего пролития татарской крови. По плану Темучина в одну из ночей все татары ростом больше колеса повозки должны были быть истреблены, но две дочери знатного человека из татар, которых Темучин взял себе в жены оповестили своего отца о готовящемся акте возмездия. Отец двух жен Темучина сумел организовать оборону татарского лагеря. В ночном мраке степи две непримиримые силы вновь сошлись в кровавой схватке, разыгравшиеся баталии окончательно взбесили Темучина. На утро озверевшие воины монголы были готовы истерзать всех членов татарского племени, но две жены и приемный брат Темучина, который также был татарином проявили готовность быть убитыми вместе со своими соплеменниками, лишь это обстоятельство остановило Темучина от окончательного истребления татарского племени.

Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Темучин был провозглашён великим ханом всех племен и получил титул «каган», приняв имя Чингиз-хан. Все разрозненные племена, проживавшие на территории монгольской степи, теперь были объединены в единое, сильное государство. Сразу после великого курултая Чингиз-хан продолжил расширение границ своего нового государства. Так в 1207—1211 годах монголы завоевали землю лесных племён, то есть подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири, обложив их данью.

В 1213 году начинается постепенное покорение китайского государства Цзинь. Именно во время присоединения к своей империи территории Цзинь, монголы впервые начали контактировать с исламом через мусульман в большом количестве проживавших в разных уголках этой страны. Чингиз-хан благосклонно относился к мусульманам на захваченных территориях. Он видел в них серьезную опору в устройстве внешней политики Монгольской империи, потому что мусульмане Цзинь представляли из себя разноплеменной состав, в первую очередь состоящий из купцов, прибывающих на данную территорию из разных стран мусульманского востока. Налаживание добрососедских связей с мусульманским населением на захваченных территориях было обусловлено тем, что именно эта часть населения играла огромную роль в становлении внешней торговли империи Цзинь, что приносило в казну этого государства огромные дивиденды, к тому же многие из местных купцов мусульманского происхождения имели родственные связи со многими знатными династиями мусульманских стран, что делало их важными игроками внешней политики Цзинь. Подобную стратегию вырабатывал и новый правитель Чинги-зхан, он планировал использовать этот серьезный ресурс в налаживании отношений с крупным мусульманским государством Хорезмшахов. Так, уже в 1215 году Чингиз-хан отправляет своих послов среди которых были и мусульмане в Хорезм, в результате чего были достигнуты договоренности о добрососедских торговых отношениях.

В тот же период враг Чингиз-хана беглый хан найманов Кучлук захватывает власть в Семиречье, преимущественно населенного мусульманскими народами. Кучлук, будучи христианином, организовал религиозные гонения на своих подданных. В результате этой недальновидной политики два тюркских хана из Койлыка и Алмалыка вышли из подчинения Кучлука и объявили себя подданными Чингиз-хана.

В 1218 году отряды Джэбэ, лучшего полководца Чингизхана совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка вторглись в земли каракитаев. Монголы завоевали Семиречье и Восточный Туркестан, которыми владел Кучлук. В первой же битве Джэбэ разгромил найманов. Монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал в Афганистан, где был пойман и убит. После жестокого произвола Кучлука люди Кашгара, Яркенда и Хотана посчитали приход монголов «одной из милостей Аллаха». Жители мусульманского Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык — «хороший город».

В том же году Чингиз-хан отправил в Хорезм большой и богатый купеческий караван, состоявший из 450 мусульманских купцов и нескольких десятков монгольских офицеров. Увы, но именно с этим вторым по счету караваном связан закат государства Хорезмшахов. Дело в том, что «монгольский» караван беспрепятственно вошел в пределы государства Хорезмшахов и подошел к городу Отрар. Между правителем Отрара Каир - ханом и некоторыми членами каравана произошла какая-то словесная перепалка. Каир – хан, посчитав, что его оскорбили, перебил весь караван Чингиз-хана, чем подписал смертный приговор всему государству. Одному члену каравана удалось спастись, и он доложил о всем Чингиз-хану. Жестокий в боях, но умеренный в политических делах Чингиз-хан не спешил обрушивать на своих соседей свою военную мощь. Сначала он отправил шаху Мухаммаду гневное письмо, в котором требовал от него выдать ему Каир – хана. Легкомысленный правитель Хорезма до этого совершивший ряд успешных военных походов в Южный Туркменистан, Афганистан и Иран, способствовавших значительному расширению границ его государства, не счел нужным отвечать на письмо Чингиз-хана, полагая, что уничтожение его каравана на территории государства Хорезмшахов не является чем-то значительным и не несет какой-либо угрозы его правлению. Вместо этого Мухаммед обезглавил одного из послов монгольского хана, а остальных отпустил, предварительно обрезав им бороды.

Весной 1219 года, не окончив завоевание Китая, Чингисхан отправил 200-тысячную армию в Хорезм. Один за другим под натиском монголов пали Отрар, Ходжент, Ташкент (Чач), Бухара, Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур, Герат, Ургенч и остальные крупные хорезмские города. За два года Чингизхан завершил захват Хорезма. Мухаммед бежал на один из пустынных островов Каспийского моря, где умер в феврале 1221 года, передав власть своему сыну Джелал-ад-Дину.

В 1227 году в год своей смерти Чингиз хан полностью покорил государство Си-Ся, где также проживали мусульмане, в последствии одни из первых заложившие основу этноконфессиональной общности «Хуэйцзу» - этнических китайцев мусульман.

После смерти Чингиз-хана монгольский престол унаследовал его сын Угедэй, который продолжил завоевательную политику своего отца. При нем были покорены все страны Закавказья, завершено завоевание Цзиньской империи, в состав монгольской империи вошло государство Коре. В период с 1236 по 1242 годы был совершен масштабный поход на Запад (в Восточную и Центральную Европу) во главе с чингизидами Батыем и Каданом и военачальником Субедэем. Завоёваны Волжская Булгария, ряд русских княжеств, покорены кыпчаки, разорены Польша и Венгрия. Считается, что смерть Угедэя в Каракоруме способствовала окончанию похода, так как Батый с войском стремились принять участие в избрании нового хана.

Во время правления Угедэя, мусульмане все также были близки к ханскому двору и имели равные права с последователями иных религий, в том числе с христианами несторианского толка, которых также становилось все больше среди монгольской знати. О близких контактах самого хана Угедэя с представителями мусульманского сообщества, свидетельствует исторический труд персидского ученого Рашид ад - Дина в котором, описывая подробные обстоятельства смерти хана Угедэя, он упоминает о том, что великий хан участвовал в ночной пирушке в обществе мусульманина-откупщика Абдуррахмана, которая в конечном итоге и привела к его кончине. К слову Абдуррахман, впоследствии вовремя регентства жены Угедэя Дорегенэ стал крупным государственным чиновником. У самой Дорегенэ была приближенная по имени Фатима, захваченная в Мешхеде во время завоевания Хорасана. Она являлась доверенным лицом своей госпожи и многие при дворе устраивали дела с её помощью.

После четырехлетнего регентства Дорегенэ, ханом Монгольской империи был избран ее сын Гуюк, который, будучи последователем религии предков начал воспринимать основы единобожества. Это отражается в его письме папе римскому, написанному на персидском языке. Перевод письма хана Гуюка:

Силою Вечного Неба (мы) Далай-хан всего великого народа; наш приказ (Эти строки написаны по-тюркски). Это приказ, посланный великому папе, чтобы он его знал и понял. После того как держали совет в... области Karal, вы нам отравили просьбу и Покорности, что было услышано от ваших послов. И если вы поступаете по словам вашим, то ты, который есть великий пана, приходите вместе сами к нашей особе, чтобы каждый приказ Ясы мы вас заставили выслушать в это самое время.
И еще. Вы сказали, что если я приму крещение, то это будет хорошо; ты умно поступил, прислав к нам прошение, но мы эту твою просьбу не поняли.
И еще. Вы послали мне такие слова: "Вы взяли всю область Majar (Венгров) и Kiristan (христиан); я удивляюсь. Какая ошибка была в этом, скажите нам?" И эти твои слова мы тоже не поняли. Чингиз-хан и Каан послали к обоим выслушать приказ Бога. Но приказу Бога эти люди не послушались. Те, с которых ты говоришь, даже держали великий совет, они показали себя высокомерными и убили наших послов, которых мы отправили. В этих землях силою вечного Бога люди были убиты и уничтожены. Некоторые по приказу Бога спаслись, по Его единой силе. Как человек может взять и убить, как он может хватать (и заточать в темницу)? Разве так ты говорить: «я христианин, я люблю Бога, я презираю и...» каким образом ты знаешь, что Бог отпускает грехи и по своей благости жалует милосердие, как можешь ты знать Его, потому что произносишь такие слова?

Силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где всходит, пожалованы нам. Кроме приказа Бога так никто не может ничего сделать. Ныне вы должны сказать чистосердечно «мы станем вашими подданными, мы отдадим вам все свое имущество». Ты сам во главе королей, все вместе без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу Бога и воспротивитесь нашим приказам, то вы станете (нашими) врагами.

Вот что Вам следует знать. А если вы поступите иначе, то разве мы знаем, что будет, одному Богу это известно.
В последние дни джумада-аль-ахар года 644. (3-11 ноября 1246 г.)».

(пер. А. И. Малеина)
Текст приводится по изданию: Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов. М. Гос. изд. геогр. лит. 1957)

Как видно из текста этого письма монгольский хан в самом начале говорит о силе «Вечного Неба», что отражает его тенгрианскую философию восприятия мира, но дальше он, говоря о походах монгол, нисколько не отрицает Бога, к вере в которого призывали послы папы римского, то есть Бога в христианском понимании. Вместо отрицания Гуюк, напротив утверждает, что именно по Его воле монголы смогли захватить обширную территорию на Евразийском континенте. Он также, как и его отец, дед и прадед в своей внутренней и внешней политике опирались на мусульманских дипломатов. Так один из верных мусульманских чиновников Чингиз-хана Махмуд Ялавач при Гуюке стал наместником в Пекине, а его сын Масуд – бек управлял всеми областями от китайской границы до Бухары. Правящая верхушка Монгольской империи поддерживала добрососедские отношения с мусульманскими государствами, не входившими в вассальную зависимость от них. Согласно данным польского монаха Бенедикта, бывшего свидетелем избрания Гуюка ханом Монгольской империи, на данном мероприятии, помимо всех наместников, прибывших на курултай с разных уголков империи, также присутствовали сельджукский султан, принцы Ирана, и знать Багдада.

После смерти Гуюк хана, государством недолгое время управляла его жена Огул-Гаймыш. Огул-Гаймыш, как и вся правящая династия Чингизидов проявляла полную толерантность по отношению ко всем религиозным верованиям, существовавшим в империи. Доказательством этому служит то, что, когда в 1250 году в ее ставку прибыло посольство короля Франции Людо́вика IX, на тот момент, возглавлявшего седьмой крестовый поход на Ближний Восток и приславшего богатые дары, рассчитывая на заключение союза с монголами против мусульман, Огул-Гаймыш сочла эти дары данью, а вместо военного сотрудничества Людовик получил письмо с требованием подчиниться и угрозами. Когда главой империи стал другой внук Чингиз-хана Мэнку, Людовик IX отправил к нему второе посольство во главе с монахом Гильомом де Рубруком. Хотя, это посольство не принесло Людовику никакой пользы в стратегическом плане, европейцы через путевые записки Рубрука узнали многое о монголах и народах, проживавших в их империи, в том числе и о непонятной европейцам толерантности «сотрясателей мира». Согласно его сведениям, в столице Монгольской империи Каракоруме, кроме языческих и буддийских храмов, имелись две мечети и одна христианская (несторианская) церковь. Поразило европейского путешественника и следующее обстоятельство, когда Мэнку был избран ханом он принял равным образом благословение от шаманов, мусульманского духовенства и священников всех христианских церквей.

Подобное доброжелательное отношение ко всем верованиям оказывал и правитель западной части Монгольской империи хан Батый. Согласно версии выдающегося востоковеда, академика Петербургской Академии наук и впоследствии АН СССР Василия Владимировича Бартольда (1869—1930) хан Батый не оказывал предпочтения ни одной из религий и придерживался веры предков в "познании бога", то есть культа неба. Однако, нидерландский писатель Альберто Кампензе (1490—1542), живший задолго после смерти Батыя в своем письме к Его Святейшеству Папе Клименту VII о делах Московии рассказывает подробности из жизни Батыя, в том числе и о принятии им мусульманской веры: «/Батый/ Отец этого Тамерлана известен у нас в Истории под именем Батыя; на Татарском же языке называется Занка (Zanca). Во время Иннокентия IV вошел он северным берегом Меотийских болот с огромным войском в Европу и, завоевав сперва северо-восточную Русь, разрушил богатейший город Киев (Chiovia), разбил Поляков, Силезцов (Sletii) и Моравов и наконец устремился на Венгрию, которую разорил в конец и привел чрез это в ужас и трепет весь Христианский мир. До него все Татары были идолопоклонники. Он первый, по убеждению Сарацинов, принял Магометанскую веру — и потомки его досель пребывают упорными последователями сего учения. Может быть, они были бы Христианами, если бы Христос имел таких ревностных Священников и Епископов, каких имеет вероломный Магомет». Впрочем, как сообщает османский путешественник 17 века Мустафа Челеби, даже Чингизхана, татары 17 века считали своим единоверцем, соплеменником и великим предком. Можно предположить, что все эти измышления связаны со стойкой веротерпимостью монголов, а также с тем, что Золотая Орда Бату хана, в последствии превратилась в мусульманское государство с подавляющим большинством мусульманского населения. Относительно Бату хана, также стоит отметить, что несмотря на его великий западный поход при котором была порабощена мусульманская Волжская Булгария, в общем отношения Батыя с мусульманскими странами Ближнего Востока складывались довольно дружелюбно. Доказательством этому служит тот факт, что до самой смерти Батыя другой внук Чингизхана Хулагу не мог выступить в военный поход против Аббасидского халифата, имея при этом очень большое желание.

В 1256 году начинается великий южный поход монголов на владения аббасидов, приведший впоследствии к появлению нового государства Хулагуидов в состав которого входили территории современных Ирака и Ирана. К 1262 году Хулагу завершает свой поход и вступает в затяжной конфликт со своим двоюродным братом Берке первым монгольским ханом, принявшим ислам.

Хан Берке сын Джучи, внук Чингизхана сделал все, чтобы избавиться от двух своих предшественников, христианина Сартака и язычника Улагчи. Согласно Джузджани, Берке с юных лет обучался Корану под руководством одного имама в Ходженте, а ислам ханафитского толка принял от суфийского шейха Сайф ад-Дина Бохарзи, жившего в Бухаре. Во время правления этого хана в Орде начали соблюдаться правила шариата. Гийом де Рубрук, посетивший ставку Берке в 1253 году, сообщает, что там было запрещено есть свинину, а на всемонгольском курултае 1251 года в знак уважения к присутствующему Берке, животных для пира резали по мусульманскому обычаю. В его правление отмечается и рост распространения ислама среди народов, населявших Орду. Так Иоганка Венгр писал о «государе всей Баскардии, зараженном сарацинским заблуждением». При нем укрепилось иго Золотой Орды над русскими княжествами, но несмотря на принятие им новой веры, он, как и все его предшественники до этого, сохранял толерантное отношение к представителям всех конфессий кроме несторианства. Сообщается, что баскаки Берке собирали дань со всех слоев населения Владимиро-Суздальского, Рязанского и Муромского княжеств, духовенство же было освобождено от выплаты дани, а в 1261 году митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом III по ходатайству великого князя Александра Невского с разрешения правителя Золотой Орды Берке была учреждена Сарайская епархия с кафедрой в Сарай-Бату, столице Золотой Орды. В то же время отношения Берке с несторианами были очень натянуты. В первые годы его правления в Самарканде было казнено много несториан, разрушена их церковь. Такое отношения к данному течению христианства в первую очередь связано с оппозиционным духом представителей несториантсва, направленным против правителя мусульманина. О предвзятом отношении несториан к Берке, свидетельствует и то, что, когда сын Бату, Сартак, возвращался из Каракорума, он был приглашен Берке в его ставку, на что Сартак ответил на его приглашение следующим образом: «Ты мусульманин, я же держусь веры христианской; видеть лицо мусульманское для меня несчастие» (Гумилев Лев «Поиски вымышленного царства», 193, 194).

Мусульманские источники высоко оценивают Берке. Ислам позволил ему получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров Волжской Булгарии и Средней Азии, привлечь на службу образованных мусульман. В системе управления улусом появились некоторые традиционные исламские элементы. Так, египетские источники сообщают о визире Берке по имени Шереф ад-Дин ал-Казвини, хорошо владевшем арабским и тюркским языками.

Политика Берке была направлена на развитие городской жизни, ремёсел и торговли. В его правление значительных масштабов достигло градостроительство, что связано с покровительством главы улуса исламу. Ордынские города застраивались мечетями, минаретами, медресе, караван-сараями. В первую очередь это относится к Сарай-Бату, столице государства, которая в это время стала известна как Сарай-Берке (бытует ошибочное отождествление Сарай-Берке и Сарай аль-Джедид) (Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. — М.: Наука, 1985. — С. 111-112). Оправившийся после завоевания Булгар стал одним из важнейших экономических и политических центров улуса. Он был резиденцией Берке, о чём свидетельствуют братья Поло, посетившие его в 1261-1262 годах (Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. - С. 52). В Булгаре находился монетный двор.

Фактором, способствовавшим росту ордынских городов, была интенсивная транзитная торговля. Ещё при Бату мусульманские купцы привлекались на службу в качестве откупщиков налогов. Видимо, нигде в Монгольской империи они не получили таких торговых привилегий и признания, как в Улусе Джучи при Бату и Берке. Большое внимание ордынские правители уделяли поддержке торговых путей из Волжской Булгарии, Руси, Крыма и Нижнего Поволжья в Среднюю Азию, Монголию и Китай, понимая, какую выгоду можно извлечь из взимаемых пошлин. Торговля Азии с Восточной, а через неё — с Западной Европой никогда ранее не достигала таких масштабов, как в эту эпоху.

В последующем при хане Узбеке ислам стал доминирующей религией в стране. В тот период большинство тюркоязычного и тюркизированного населения Золотой Орды перешло в ислам. Политика хана Узбека заложила основу развития данной религии на территории современной России на многие века вперед. Основным проводником и хранителем исламской религии, будучи наследником Золотой Орды стал татарский народ.

Несмотря на то, что со временем татары утратили свою государственность и стали гражданами разных стран, они сумели сохранить свою культуру и религию. Именно ислам стал базовой основой сохранения нации в сложных политических условиях.

Доказательством преданности татар исламу служит факт наличия мечетей, строившихся за счет меценатов в населенных пунктах с компактным проживанием татарского населения. Мечеть для татар – мусульман являлась местом поклонения, а также главным символом их веры, связующим звеном между их предками и современными поколениями. Преданность религиозной традиции проявлялась как на территории Российской империи, так и за ее пределами.

Так, первые мечети на территории современных Польши, Белоруссии, Литвы, Финляндии и Эстонии были основаны татарами. Не забывалась религия у татар и на территории их проживания, отдаленных от регионов формирования нации. Первая мечеть в Нью-Йорке построена польско-литовскими татарами. Первым муфтием Японии стал просветитель из Сибири Абдуррашид Ибрагимов.

На сегодняшний день идет процесс восстановления религиозной традиции у татар. Верующие мусульмане татарской национальности объединены в религиозные организации России. За рубежом татарские диаспоры также имеют свои религиозные и национальные объединения. Большую роль в восстановлении религиозного и культурного наследия народа принадлежит Всемирному Конгрессу татар и правительству Республики Татарстан. Благодаря деятельности Конгресса и правительства Республики на территории России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья реализуется множество проектов, направленных на сохранение, развитие и популяризацию татарской культуры и традиционного для татар религиозного направления.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме