Суббота 27 апреля 2024 г.
Фаджр
01:32
Восход
04:58
Зухр
12:39
Аср
17:43
Магриб
20:14
Иша
22:43
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Два призыва пятничной молитвы

Два призыва пятничной молитвы

В данной статье приведены хадисы из книги «Фатхуль Бари» относительно двух азанов пятничной молитвы. Ниже даны комментарии специалистов Духовного управления мусульман Тюменской области по данному вопросу.

Фатхуль Бари фи шарх Сахих Бухари

Самый великий труд Ибн Хаджара, рахимахуллах, – 15-ти томный «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих аль-Бухари». Это толкование известного сборника хадисов «Аль-Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари, рахимахуллах. Эту книгу в полной мере можно назвать энциклопедией Сунны.

Ибн Хаджар, рахимахуллах, написал предисловие к этому труду в 813-м году по хиджре. Спустя четыре года он начал работу над самой книгой и завершил свой труд в первых числах месяца Раджаб 842-го года по хиджре.

Автор - Шейхуль Ислам, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м).

Книга пятницы

21 – Азан пятничного дня

912- Ас-Саиб ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также и во времена правления Абу Бакра и ‘Умара, (да будет доволен ими обоими Аллах) первый призыв в пятницу провозглашался, когда имам садился на свой /минбар/. При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше, и он добавил третий призыв, который провозглашался (рядом с мединским рынком) в (местечке) Аз-Заура». (См. хадисы № 913; 915; 916).

Разъяснение

Данная глава посвящена началу установления дополнительного азана пятничной молитвы.

У Ибн Хузейма в хадисе на эту тему, передаваемом Абу Амиром от Ибн Абу-Зибы говорится об азане пятничной молитвы, упомянутом в Коране. В другой версии этого хадиса, передаваемого Ибн Хузеймом от Ваки, передавшего от Ибн Абу-Зибы говорится: «Во времена Пророка, мир ему, Абу Бакра и Умара в пятничный день произносилось два азана». Ибн Хузейма сказал: «Под двумя азанами подразумевается азан, произносимый, когда имам садится на минбар и камат, произносимый перед исполнением фарда (обязательной части молитвы)». Здесь имеет место лексическое обобщение, то есть в данном случае камат также назван азаном. В упомянутом хадисе данная формулировка употребляется в том смысле, что камат также несет в себе смысл призыва людей к молитве.

«…когда имам садился на свой /минбар/…». В версии Абу Умара эта часть хадиса приводится следующим образом: «…когда выходил имам и когда начиналась молитва…», также приводится у Байхаки от Ибн Фудейка, от Ибн Абу Зибы. В версии Маджишуна, приводимой от аз-Зухри сказано: «Азан на пятничную молитву произносился, когда имам сидел, то есть на минбаре». Исмаил приводит эти слова от Маджишуна без слов «то есть». Ан-Насаи приводит хадис Сулеймана ат-Тайми, переданного аз-Зухри: «Биляль произносил азан, когда Пророк, мир ему был на минбаре, а когда он нисходил с минбара, прозносил камат». Аль-Мухляб сказал: «Смыслом произнесения азана в данном случае является объявление людям о том, что имам сел на минбар и указанием на то, чтобы люди молчали во время проповеди». У Ибн Исхака, у Табарани и других приводится от аз-Зухри, что Биляль произносил азан у двери мечети. Это указывает на то, что этот призыв был объявлением для людей о наступлении времени молитвы, но не для того, чтобы люди замолчали. Когда был добавлен первый азан, он предназначался для объявления о начале времени молитвы, второй азан, произносившийся перед имамом, был указанием людям на то, что нужно прекратить разговоры и молчать.

«При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше …». При Усмане () увеличилось население Медины. В версии хадиса, передаваемой от Маджишуна становится ясно, что это произошло в начале правления Усмана, но в передаче Абу Нуайма, Дамры, от Юнуса сказано, что это произошло после окончания правления Усмана (да будет доволен им Аллах).

В приведенном хадисе сказано «…и он добавил третий призыв…». В версии хадиса, передаваемого Ваки от Ибн Абу Зибы приводится следующим образом: «Усман (да будет доволен им Аллах) дал указание произносить первый азан». Эти два хадиса нисколько не противоречат друг другу, так как в первом случае говорится о третьем азане, как о призыве, который не произносился до этого, во втором случае говорится об азане, как о первом призыве согласно очередности, относительно азана, произносимого, когда имам садится на минбар и камата, произносимого до фарда.

«…в (местечке) Аз-Заура». Ибн Батталь утверждает, что это большой камень у двери мечети. В версии хадиса, передаваемого Ибн Хузеймом и Ибн Маджа от Ибн Исхака, от Зухри говорится: «Усман (да будет доволен им Аллах) приказал произносить третий азан на крыше здания под названием «Аз-Заура», находившегося у рынка». У Табарани эта информация приводится следующим образом: «Он приказал произносить третий азан на крыше здания, которое называлось Аз-Заура. Азан произносился с этого здания, когда имам садился на минбар, его муэдзин произносил первый азан, когда имам спускался вниз, произносил камат». В другой версии сказано: «Азан произносился с Аз-Зауры до выхода имама для объявления людям о наступлении пятничной молитвы». В хадисе имама Муслима указывается, что «Аз-Заура» это место на Мединском рынке: «Пророк, мир ему, был со сподвижниками в Аз-Зауре. Аз-Заура это название одного места на мединском рынке». Абу Амир добавил к этому хадису слова, переданные Абу – Зибом: «…и это утвердилось до Судного дня». Юнус передает похожие слова: «…и так это дело утвердилось». Эти слова подтверждаются тем, что люди во всех городах действительно начали применять данную практику, установленную Усманом () в силу того, что Усман () был халифом и население подчинялось его приказу. Однако аль-Факихани упоминает, что первым кто установил начальный азан в Мекке был Хаджадж, в Басре Зияд. Дошло до меня, что жители ближнего Магриба до сих пор употребляют только один азан.

Ибн Абу Шейба передает слова Ибн Умара: «Первый азан, произносимый на пятничную молитву – это нововведение». Слова Умара можно истолковать в двух вариантах.

a. Возможно Ибн Умар этими словами указал на то, что он отрицает практику произнесения дополнительного азана;

b. возможно, что он хотел подчеркнуть, что данная практика не применялась во времена Пророка, мир ему, а каждое действие, привнесенное уже после смерти Пророка, является нововведением. Но есть хорошее нововведение, есть плохое. Усман (да будет доволен им Аллах) установил дополнительный азан для объявления людям о наступлении времени молитвы. Он сделал это по аналогии с пятикратными молитвами. С первым азаном люди узнают о наступлении пятничной молитвы, основной же азан, являющийся особенностью данной молитвы, также был оставлен и произносился перед сидящим имамом. Однако мы знаем, что в некоторых странах с целью объявления людям о приближении начала времени пятничной молитвы произносятся зикры и салаваты, но вместо этого лучше произносить третий азан, следуя праведным предшественникам, которые его установили.

Комментарий специалистов ДУМ ТО: В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (Сура «Собрание», 9 аят). Этот аят послужил причиной определенных разногласий относительного того, к какому именно азану относится этот аят? Из приведенных комментариев 912 хадиса нам стало ясно, что во времена Пророка, и первых двух халифов, произносился один азан и один камат, при этом азан произносился либо только перед имамом в мечети, либо как стало известно из некоторых источников у двери мечети. Учитывая не большую масштабность города Медины в те времена, малочисленность населения, в особенности мусульманского, мы можем сделать вывод, что одного такого азана было достаточно на тот момент, чтобы объявить людям о начале проповеди. Но как мы знаем, при Усмане Медина, будучи столицей огромного по тогдашним меркам государства уже имела совсем другой статус, масштаб и население. Когда-то и Москва была не больше Тюмени, да и Тюмень выросла не так давно. Данные обстоятельства сделали необходимым установление дополнительного азана, потому что один азан внутри мечети никак не мог осуществить полноценное информирование населения о начале молитвы. Представьте если бы сейчас сигнал о воздушной тревоге сообщался при помощи колокола, как в древности, когда при опасности караул бил в набат. Так и в условиях стремительно растущего мегаполиса -Медины один азан в мечети был естественно неэффективной мерой. Подчеркнем также, что дополнительный азан произносился в «Аз-Заура», как сообщает большинство передатчиков — это «здание», «возвышенность» на рынке. А рынок на востоке — это центральное место, где пребывают и работают большинство жителей города, особенно средневекового, поэтому то азан произносился даже за пределами мечети, на территории рынка для того, чтобы люди, следуя завету Аллаха, указанного в приведенном аяте, оставили свою торговлю и пошли в мечеть. Зная всеобъемлющее знание Аллаха, мы можем сказать, что призыв, о котором говорится в аяте это первый призыв, который произносится с мечетей минаретов, так как именно он оповещает людей о начале пятничной молитвы. Аллах знает все, Ему ведомо будущее и конечно же Аллах знал, что третий правитель ислама установит дополнительный азан для того, чтобы его верноподданные устремились к лику Всеблагого Творца, оставив мирское и бренное.


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме