Вторник 23 апреля 2024 г.
Фаджр
02:02
Восход
05:08
Зухр
12:40
Аср
17:38
Магриб
20:05
Иша
22:25
Вконтакте Одноклассники Youtube

Фетвы (вопрос-ответ)


Можно ли христианку хоронить на мусульманском кладбище?

Можно ли христианку хоронить на мусульманском кладбище?
Ответ:

Всевышний Аллах сказал:

فَبَعَثَ اللَّهُ غُرَابًا يَبْحَثُ فِي الْأَرْضِ لِيُرِيَهُ كَيْفَ يُوَارِي سَوْءَةَ أَخِيهِ ۚ قَالَ يَا وَيْلَتَا أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَٰذَا الْغُرَابِ فَأُوَارِيَ سَوْءَةَ أَخِي ۖ فَأَصْبَحَ مِنَ النَّادِمِينَ

«И отправил Аллах ворона, который рыл землю, чтобы показать ему (Кабилю) как захоронить тело брата его (Хабиля). Кабиль сказал: «О горе мне! Неужели я не в силах быть похожим на этого ворона и закопать тело брата моего», и он об этом сожалел». Сура «Аль-Маида» — «Трапеза», 31 аят.

Ибн Аббас сказал (да будет доволен ими Аллах), что после того как Кабиль убил своего родного брата Хабиля он не знал, что делать с его телом, и поэтому носил его тело в корзине у себя за спиной в течение целого года. Всевышний Аллах отправил ворона, который разрыл землю и закопал тело мёртвого ворона и таким образом показал Кабилю как надо поступить с телом умершего.

В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

«أَلَمْ نَجْعَلِ الْأَرْضَ كِفَاتًا. أَحْيَاءً وَأَمْوَاتًا »

«Неужели не сделали Мы Землю вместилещем?! Для живых и мёртвых». Сура «Аль-Мурсалят» — «Отправленные ангелы», 25 и 26 аяты. То есть, поверхность Земли создана для живых, а внутренняя для мёртвых.

В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

«ثُمَّ أَمَاتَهُ فَأَقْبَرَهُ»

«Затем забрал душу его и велел захоронить тело его». Сура «Абаса» — «Нахмурился», 21 аят.

Все эти аяты священного Кур’ана указывают на то, что предать умершего погребению со всеми почестями - священный долг живых. Всевышний Аллах возвысил человека, и Он не позволяет пренебрежительно относиться к телу усопшего, оставляя его на поверхности земли на съедение диких животных и птиц. Аллах повелевает предавать тела умерших земле.

От Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: اذْهَبُوا فَادْفِنُوا صَاحِبَكُمْ — «Идите и захороните вашего усопшего». Приводит Муслим, 2236 хадис.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: ادْفَنُوا الْقَتْلَى فِي مَصَارِعِهِمْ — «Захороните павших на поле брани». Приводит Абу Дауд (3165), Ат-Тирмизи (1717), Ан-Насаи (2005), Ибн Маджа (1516) и Ахмад (14344).

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что, начиная с эпохи первых людей, стали появляться кладбища, и места захоронений. Со временем, когда появились последователи разных верований начали появляться и кладбища относящиеся к той или иной конфессии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что существуют еврейские, христианские и мусульманские кладбища.

Что же делать, если в смешанной в религиозном плане семье умирает один из её членов немусульманского вероисповедания, при жизни завещавший похоронить его со своими родственниками на мусульманском кладбище?

На этот вопрос уже давно ответили наши великие учёные — основатели четырёх мазхабов, потому что в те времена также, как и сейчас существовали смешанные браки между представителями мусульманской, иудейской и христианской религии. Единогласное мнение учёных четырёх мазхабов: ханафитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов заключается в том, что немусульманина нельзя хоронить на мусульманском кладбище.

Башир бин Ма’бад Аль-Хасасыя (да будет доволен им Аллах) сказал:
كنتُ أمشي معَ رسولِ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ فمرَّ علَى قبورِ المسلمينَ فقالَ لقد سبقَ هؤلاءِ شرًّا كثيرًا ثمَّ مرَّ علَى قبورِ المشرِكينَ فقالَ لقد سبقَ هؤلاءِ خيرًا كثيرًا

«Я шёл вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо могил мусульман, он сказал: «Миновало их большое зло». А проходя мимо могил многобожников он сказал: «Миновало их большое добро». Приводит Абу Дауд (3230), Ан-Насаи (2048), Ибн Маджа (1568) и Ахмад (20787). Этот хадис указывает на то, что могилы мусульман и многобожников располагались отдельно.

Абдуррахман бин Ганам сказал: «Я составлял для Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) текст мирного соглашения с христианами Шама и он велел записать: «Они хоронят своих усопших отдельно от мусульман». Приводит Ибн Хазм в своём труде «Аль-Мухалля бильасар» — «Украшенный наследием великих (7/346).

Такого же мнения придерживаются и православные священники. «Традиционно — и в православной церкви, и в других христианских конфессиях — было принято погребать единоверных рядом, а для людей иной религиозной традиции — иных конфессий и, тем более, иной религии — устраивать отдельные места захоронения или отдельные участки на кладбище. Это связано как с разным отношением к телу усопшего, так и с весьма разными погребальными традициями в разных мировых религиях. Кроме того, соприсутствие в одном пространстве символов разных религий и совершаемых религиозных обрядов — тоже различных — могут приводить к тем или иным соблазнам или даже трениям среди родственников усопших». Профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов.

Есть разные мнения среди учёных в отношении христианки или иудейки, состоявшей в браке с мусульманином и умершей, будучи беременной. Большинство ханафитов считают, что она хоронится отдельно, не на мусульманском кладбище и не на кладбище других религий, потому что она не мусульманка и не должна быть захоронена на мусульманском кладбище, но ребёнок в утробе её мусульманин, а его нельзя хоронить на немусульманском кладбище. Это достоверное мнение шафиитов и ханбалитов. Часть шафиитов считает, что она должна быть захоронена на мусульманском кладбище.

Похороны очень важная часть любой религии и надо с уважением относиться к ним. Это не должно становиться предметом споров и выяснения отношений, ведь всё это делается, в первую очередь, во благо души усопшего.

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку