Пятница 17 мая 2024 г.
Фаджр
02:43
Восход
04:43
Зухр
12:38
Аср
17:52
Магриб
20:27
Иша
21:57
Вконтакте Одноклассники Youtube

Фетвы (вопрос-ответ)


Правомочность объединения поста шести дней Шавваля и восполнения пропущенных постов месяца Рамадан

Правомочность объединения поста шести дней Шавваля и восполнения пропущенных постов месяца Рамадан
Ответ:

Я посчитал необходимым всем ответить кратко на этот вопрос, и только от Аллаха помощь и от него истина.


"Такая манера поклонения имеет термин - " التشريك في العبادة" - "ат-ташрик фи аль-ибада" (совмещение поклонения). Для совмещения двух и более видов поклонений имеются соответствующие правила.

1. Если у двух поклонений одинаковые средства выполнения, и они оба будут исполнены, то совмещение будет правильным. Например, обязательное полное омовение после большого осквернения в пятницу с одновременным намерением исполнить сунну пятничного омовения, то в этом случае произойдёт очищение от большого осквернения и человек получит награду пятничного омовения. Здесь вода - это средство выполнения двух омовений и достижение требуемых от обоих омовений очищения и чистоты.


2. Если одно из двух поклонений безусловное для исполнения, а другое необязательное, то совмещение будет правильным. Например, когда молящийся присоединяется, войдя в мечеть, к обязательной фард-молитве, это заменяет ему молитву приветствия мечети, потому что молитва приветствия мечети - сунна и не является отдельно предписанной, а обязательная фард-молитва является самостоятельной и предписанной. По сунне требуется исполнить молитву при входе в мечеть, и это требование выполняется исполнением фард-молитвы.


3. Если два поклонения имеют одинаковую законную силу, форму и манеру исполнения, то их объединение и совмещение будет правильным. Например, человек совершил омовение после восхода солнца и, войдя в мечеть исполнил два ракаата молитвы с намерением суннат-молитвы после омовения, молитвы приветствия мечети и молитвы-духа, то его молитва будет правильной, и он получит награду всех этих молитв, потому что они имеют одинаковую законную силу - они все сунна и они исполняются одинаково. Но исполнить каждую из этих молитв по отдельности будет лучше.


4. Если оба поклонения обязательны для поклонения по отдельности, то их совмещение будет неправильным. Например, совмещение фарда обеденной молитвы с её сунной, исполняемой перед ней, с одним намерением будет неправильно, если исполнять её как два в одном, потому что фард и сунна обеденной молитвы предписаны каждый сам по себе. Подобно фард-посту, будь-то исполнение, восполнение поста Рамадана, или пост обета и искупления, который нельзя совмещать с постом девяти дней месяца Зульхиджа, потому что они предписаны для исполнения каждый в отдельности.

Исходя из вышесказанного, нельзя и неправильно совмещать и объединять одним намерением обязательный (ваджиб) пост - восполнение пропущенных дней поста Рамадана и желательный (мустахаб) пост шести дней Шавваля, потому что каждый из этих двух постов имеет отдельный статус и должен исполняться по отдельности, объединять их нельзя.
Приводит Муслим от Абу Аюб Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто пропостился Рамадан, а вслед за ним шесть дней месяца Шавваль, то будто пропостился целый год». В этом хадисе ясное указание, что пост шести дней Шавваля это не пост месяца Рамадан. За каждое благодеяние - десятикратная награда, и награда за пост месяца Рамадан равна десяти месяцам, а награда за пост шести дней Шавваля равна награде шестидесяти дней, то есть двум месяцам, и за всё вместе будет награда целого года. Более того, намерение поста восполнения - фард, а намерение шести дней Шавваля - сунна, и их объединение неправильно.

Также в данном хадисе другой важный момент - это союз "ثُمَّ" - "thumma", который указывает на очерёдность и постепенность, очерёдность между Рамаданом и шестью днями. В первую очередь поститься Рамадан или восполнять его пропуски, затем пост шести дней Шавваля, не сразу, а постепенно, потому что эти дни можно поститься в конце месяца после возмещения пропусков.


Если кому-то придётся восполнять пропуски весь месяц Шавваль, он не обязан поститься шесть дней. Некоторые факихи разрешают сначала поститься шесть дней, а возмещать пропуски потом, потому что пост шести дней ограничен месяцем Шавваль, а восполнять пропуски можно в любое время в течение года. Желающий получить награду за шесть дней поста может взять это мнение.


Только Аллах Всезнающий и Мудрый.
Труд пера профессора, шейха
Абдурраззака Ас-Са'ди
Перевод Дамир-хазрат Нафиков


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку