Ответ: Как известно хадж к Запретному Дому Аллаха является пятым столпом ислама. Хадж - священная обязанность мусульманина и мусульманки, способных его совершить. Всевышний Аллах сказал: "На людях возложена обязанность перед Аллахом совершать хадж, кто может отправиться в путь, а кто не верует, то Аллах не нуждается ни в ком". Сура "Аль Имран" - "Семейство Имрана", 97 аят. Возможность, способность совершения хаджа подразумевает материальное состояние, здоровье, и безопасность пути. При наличии всех этих условий хадж становится обязательным для человека, и если он преднамеренно не выполнит, то он грешник, ослушавшийся Аллаха. Ведь Аллах сказал в аяте: "... а кто не верует ...", что означает "не совершил хадж". Это означает не признание дарованной милости в виде возможности совершить хадж, тогда он является нечестивцем. Либо это может быть проявлением неверия в обязательность хаджа, тогда он выходит из веры, да упасёт Аллах от этого! Этот закон одинаков как для мужчины, так и для женщины, но у неё есть особенности и почёт, которым наделяет ислам женщину. Поэтому, помимо выше перечисленных условий, дополнительным условием для женщины является сопровождение её в пути следующими лицами: 1. Махрам - половозрелый мужчина, брак с которым запрещён женщине, например, её отец, сын, брат, дяди по отцу и по матери и их сыновья. 2. Муж, с которым она состоит в законном и действительном, на момент путешествия, браке. 3. Группа надёжных женщин. Лучше всего не менее пяти женщин, но можно меньше, если не набирается такое количество, и женщина будет выполнять обряды хаджа с этими спутницами. Что касается разрешения её мужа и его согласия на выполнение женой обрядов хаджа, то в этом вопросе следующие разъяснения: Первое - если замужняя женщина совершает свой первый (фард) хадж и у неё есть на это возможность, то следует соблюдать условия, упомянутые выше. Большинство учёных из числа ханафитов, маликитов, ханбалитов и некоторых шафиитов считают, что ей можно отправляться на хадж без разрешения мужа, и он не должен запрещать ей выполнить её священную обязанность, потому что обязанность подчинения мужу аннулируется перед личностными фардами. А хадж, в данной ситуации, является личностным фардом для жены, и мужу не следует препятствовать ей выполнить предписанное. Если он препятствует ей, то он грешник, совершающий запретное. Некоторые факихи-шафииты считают (это более достоверно, по их мнению), что необходимо разрешение и согласие мужа, аргументируя это тем, что хадж обязателен не сразу в этот же год, а один раз в течении жизни. Поэтому она может совершить его на следующий год, кроме случая, когда два надёжных врача установят, что она по состоянию здоровья не сумеет совершить хадж в последующие годы, то в этом случае его согласие не является условием для неё. Более предпочтительно мнение большинства учёных, что женщина способная по состоянию здоровья, материальному достатку и безопасности пути совершить хадж при наличии спутников может совершить хадж без согласия мужа. Нет подчинения творению в ослушании Творца и этот закон распространяется на все предписания ислама. Нет подчинения мужу, если он запрещает своей жене молиться, поститься или платить закят, или приказывает ей совершать запретное, как например, наряжаться и снимать хиджаб. Второе - если замужняя женщина совершает хадж повторно, дополнительно, уже прежде совершив основной обязательный хадж, то в этом случае она не должна отправляться на хадж без разрешения и согласия мужа, потому что подчинение мужу превыше выполнения дополнительного поклонения и суннатов. Если жена отправится на дополнительный хадж без его согласия, то она грешница, так как ослушалась мужа. Исходя из вышесказанного, женщине, совершающей хадж первый раз имея на это возможность, разрешается отправиться в путь без разрешения и согласия мужа. Если она совершает дополнительный (нафль) хадж и она уже прежде выполняла основной (фард) хадж, то она не должна отправляться на хадж без разрешения и согласия мужа. В такой ситуации необходимо напомнить и посоветовать женщине, чтобы она уговорила мужа всеми возможными способами, чтобы сохранить брачные узы, которые велел оберегать сам Всевышний Аллах. Также я советую мужу страшиться Всевышнего Аллаха в исполнении обязанностей перед своей супругой и не идти на поводу своих страстей и желаний безо всякого права, не становиться причиной лишения её возможности исполнить священный обряд перед Аллахом, который Он предписал Своим рабам. Если он поможет ей в этом, то получит награду за хорошее отношение к своей жене.
И Аллах самый Знающий и самый Мудрый!
Труд шейха, профессора Абдурраззака Ас-Са'ди.
Перевод Нафикова Дамир-хазрата. Проректора РИУ ЦДУМ России.