2. Один человек спросил Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) : "Что в Исламе самое прекрасное?". Он ответил:" Когда ты угощаешь яствами, и приветствуешь всех кого знаешь и кого не знаешь". Хадис согласованный.
3. Сказал Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) : "О, мусульмане! Распространяйте приветствие, и угощайте яствами, поддерживайте родственные узы и молитесь пока другие спят, тогда войдёте в Рай с приветствием". Привёл Аттирмизи и сказал : "Этот хадис-хороший, достоверный".
4. Сказал Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует):"Не войдёте вы в Рай пока не уверуете, и не уверуете пока не возлюбите друг друга. Указать ли вам на дело, совершая которое вы возлюбите друг друга? -Распространяйте приветствие меж собой". Приводится Муслимом.
5. Однажды Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) проходил в мечети рядом с группой сидевших женщин и Он поприветствовал их словами и поднятием руки. Привёл Аттирмизи и сказал:"Этот хадис-хороший".
Рукопожатие является сунной при всякой встрече как приводится Абу Даудом и Аттирмизи от Альбара: Сказал Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) : "Когда встретятся два мусульманина и пожмут друг другу руки, то Аллах простит их прежде чем они успеют расстаться". Так же от Катада:"Я спросил у Анаса:"Обменивались ли рукопожатием сподвижники Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)? Он ответил : "Да!". Приводится Бухари.
И как достоверно приводится что некоторые сподвижники здоровались рукопожатием с Посланником Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) после молитвы держась за его почтенные руки. Это приводится в "Сахих аль-Бухари" от Абу Джухайфа (да будет доволен им Аллах) : "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) вышел в полдень в Батха и совершив омовение, исполнил обеденную и предзакатную молитвы по два ракаата, (то есть объединил две молитвы, потому что Он был в пути), а перед Ним в землю был воткнут посох. После молитвы люди подходили к Нему и беря Его руку проводили ей по своим лицам. Я тоже взял Его руку и приложил её к своему лицу и она была прохладнее снега и приятнее мускуса".
Влюблённый в Аллаха Имам Аттабари (694 г.с.) сказал : "Традиция обмениваться рукопожатиями после коллективных молитв сближает людей, особенно после предзакатной и вечерними молитвами, если это совершается с благим намерением подобным получению благодати, достижению дружбы и другим". Эти слова Имама Аттабари указывают на то, что все мусульмане в его время обменивались рукопожатиями после молитвы, а как известно он жил в седьмом веке по хиджре и они взаимствовали эту традицию от предыдущих поколений. В хадисе приводится : "Что мусульмане считают благодеянием, то и у Аллаха хорошо, а что они считают дурным, то и у Аллаха дурно". В независимости от того, приводится ли этот хадис от самого Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) или от сподвижника Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) в нём ясное указание на желательность выполнения принятых мусульманами норм, не противоречащих шариату, потому что это является единым мнением уммы.
И конечно самым явным аргументом предписанности шариатских норм совершаемых молящимися прежде чем разойтись после молитвы те, что приводят Аттирмизи и Абу Дауд от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) со слов Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) : "Каждому из вас прибывшему на собрание, надлежит поприветствовать остальных, а пожелавшему уйти снова поприветствовать и первое приветствие не важнее второго". То есть хадис ясно указывает на желательность приветствия друг друга при всякой встрече, будь то при входе в мечеть, при выходе из мечети или при расставании.
А что же касается дуа прежде, чем разойтись, то она так же предписанна хадисом. Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) к концу своей жизни, желая покинуть собрание, говорил : "Свят Ты О, Аллах, Я свидетельствую, что нет бога кроме Тебя, молю у Тебя прощения и каюсь пред Тобой". И один человек спросил : "О, Посланник Аллаха! Ты сказал слова, которые прежде не произносил?!" Он ответил : "Это искупление всего, что было на собрании". Приводится Абу Даудом и Хакимом в его сборнике с достоверной цепочкой.
Сказал Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Аллах) : "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) редко покидал собрание не помолившись за Своих сподвижников : "О, Аллах! Одели нас такой богобоязненностью, которая оградит нас от неповиновения Тебе, покорностью Тебе, приводящей в Рай Твой, стойкостью в вере, что умалит нам беды мирские! О, Аллах! Позволь пользоваться нам слухом и взором и силой нашей пока даруешь жизнь нам до самой смерти нашей, и обрушь месть нашу против тех кто несправедлив к нам, и не оставь нас одинокими против тех кто враждует с нами, и не испытывай нас в вере нашей, и не сделай этот мир бренный устремлением нашим и целью знаний наших, и не оделяй властью немилосердных к нам!". Привёл Аттирмизи и сказал:"Хадис хороший".
Может случится так, что среди молящихся окажется тот, кто собирается в путь и является сунной проводить его с молитвой, как поступал Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) обращаясь с мольбой за путника : "Я вверяю Аллаху веру твою, семейство и имущество твоё, и счастливый исход деяний твоих". Привёл Аттирмизи и сказал : "Хадис-хороший, достоверный". Шариатские тексты, касающиеся молитв и обращений к Ааллаху приводятся в общей форме без ограничений по времени и месту, поэтому мусульманам можно обращаться к Аллаху в любое время и в любом месте как пожелают.
Некоторые утверждающие о недопустимости рукопожатия и приветствия после предписанной молитвы являются смутьянами и лгунами с абсолютно ни на чём не обоснованными высказываниями. Сторонники подобного мнения, не должны порицать других и вносить смуту и распри в ряды мусульман, заслуживая тем самым лишь прегрешения, но не воздаяние. Как же быть в той ситуации когда кто - то протянет смутьяну руку, дабы поприветствовать его после молитвы, останется он при своём или уступит? Ибо уступать и распространять между мусульманами дружелюбие милее Всевышнему Аллаху, чем отстраняться от деяния ни нежелательного, ни тем более запретного, так как рукопожатие является либо дозволенным, либо желательным.
Относительно другого высказывания о нежелательности приветствия по причине причислению его к молитве, то следует заметить, что это тоже не верно. Ибо все мусульмане знают фарды и сунны намаза, знают, что молитва начинается с такбира и завершается приветствием и никто из них не думает что рукопожатие причисляется к действиям молитвы, а иначе не оставляли бы они иногда эту традицию.
И Аллах лучше знает и Он мудрее.
Труд пера профессора, шейха Абдурраззак Абдуррахман Ассагди
16 шагбан 1437 г.х., 23 мая 2016 г.м.
Татарстан, Болгар.