Вопрос: как известно есть определённые сунной зикры, которые произносит молящийся после завершения молитвы фард. Обязан ли он прочесть эти зикры непосредственно после фарда или же может прочесть их после сунны?
Ответ:
После хвалы Аллаху, Благодетелю, Одаривающему, а так же благословения и приветствия Господину нашему Мухаммаду, истину вещавшему.
Учёные мазхабов приверженцев сунны и общины едины во мнении о желательности зикра после пятикратной предписанной молитвы. Приводится множество достоверных хадисов с различными вариантами зикров, которые может произносить молящийся после исполнения молитвы. Утренняя молитва имеет здесь особое значение, потому что наилучшее время для зикра днём - это время после утренней молитвы.
Но мнения учёных относительно времени чтения этих зикров разнятся. Далее вашему вниманию представлены разъяснения.
Большинство учёных - ханафитов считает, что эти зикры надо читать после сунны. Имеются в виду те сунны, читаемые после основных предписанных молитв таких как обеденная, вечерняя и ночная молитвы. И непосредственно после основной молитвы зикр читается в том случае, если после неё нет сунны, как в утренней и предзакатной молитве.
Учёные утверждают, что лучше всего после фарда сразу исполнять сунну с небольшим по времени интервалом между ними достаточным для произнесения : " О, Аллах! Ты - Мир! От Тебя мир исходит, и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!". Затем приступать к исполнению сунны. Это следует из того, что исполнение сунны важнее исполнения зикра и не разделяет фард и сунну. В этом утверждении они опираются на достоверный хадис, который приводится Муслимом, Абу Даудом, Тирмизи, Ибн Маджа и Дарими от матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах) : "Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сидел между фардом и сунной столько сколько достаточно чтобы произнести : " О, Аллах! Ты - Мир! От Тебя мир исходит и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!" Но не более того". Слова Аиши не свидетельство произнесения Пророком (да благословит Его Аллах и приветствует) именно этой молитвы, а скорее о том, что Он сидел немного чтобы произнести эту или другую молитву.
У учёных - ханафитов нет доказательств что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) делал зикр между фардом и сунной. Приводят Бухари и другие мухаддисы от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) : "Мусульмане - бедняки пришли к Посланнику Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) и обратились к Нему : "О, Посланник Аллаха! Богачи получили высочайшие степени и вечные блага". Он спросил : "Почему?". Они ответили : "Они молятся как молимся мы, и постятся так же как мы, но они подают милостыню Посланнику Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует), а мы этого не можем и освобождают рабов, но мы и этого не можем". И сказал Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) : "Обучить ли вас тому, благодаря чему вы догоните и перегоните всех?". Они сказали : " Конечно, о , Посланник Аллаха!". Он сказал : "Делайте тасбих и такбир и тахмид по тридцать три раза по окончании каждой молитвы". Затем мухаджиры - бедняки пришли к нему ещё раз и сказали : "Наши состоятельные братья услышали о том, что мы делаем и переняли это у нас". И тогда сказал Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) : "Это милость Аллаха, которую он дарует кому пожелает". Из этого хадиса не следует руководство чтения зикра после фарда, а напротив, после сунны, так как именно исполнение сунны является окончанием молитвы. Если молящийся поговорит, или поест, или попьёт между фардом и сунной, то зикр не нарушается, но награда за него будет меньше.
Здесь необходимо разъяснить следующие моменты:
1. Некоторые учёные - ханафиты допускают совершения зикра сразу после фарда перед сунной. Как "Солнце имамов" Халавани сказал : "Не предосудительно делать зикр между фардом и сунной".
2. У ханафитов считается желательным делать зикр после сунны если молящийся намерен исполнить сунну в мечети. Если же он намерен отправиться домой чтобы исполнить сунну, то в этом случае он читает зикр сразу после фарда, а потом уходит и это не будет нежелательным.
3. Есть указания на необходимость чтения зикра непосредственно сразу после фарда не откладывая их на время после сунны, как после вечерней молитвы. Об этом доводит Абдуррахман бин Гунайм (да будет доволен им Аллах) от Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) : "Кто скажет прежде чем уйти и сложить ноги после вечерней и утренней молитвы : "Нет бога кроме Аллаха, Единого, нет у Него сотоварища, у Него власть и Ему хвала. Он дарует жизнь и забирает её и Он над каждой вещью властен!" - десять раз, то за каждое из них Аллах запишет ему десять воздаяний, сотрёт десять прегрешений и поднимет ему десять степеней. Станет это ему защитой от всех неприятностей, защитой от проклятого Сатаны и не погубит его никакой из грехов, кроме ширка. Никто не сможет свершить деяния благостнее кроме того, кто скажет лучше чем он". Приводится Ахмадом, и Мунзири в "Побуждения и предостережения", и Хайсами в "Сборник дополнений".
От Амара бин Шабиб Ассабаи передаётся как Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал : "Кто скажет : "Нет бога кроме Аллаха, Единого, нет у Него сотоварища, у Него власть и Ему хвала. Он дарует жизнь и забирает её и Он над каждой вещью властен!" - десять раз сразу после вечерней молитвы, ниспошлёт тому Аллах ангелов - хранителей, которые будут оберегать его от Сатаны до утра, запишет ему Аллах десять непременных воздаяний и простит десять смертных грехов, и сравнимо это с наградой за освобождение десяти верующих рабов". Приводится Тирмизи, и упоминает его Байхаки в "Ответвления веры", и Мунзири в "Побуждения и предостережения".
К этой же категории относятся зикры, читаемые после пятничной молитвы и об этом упоминала мать правоверных Аиша (да будет доволен её Аллах) в хадисе Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) : "Кто прочтёт после пятничной молитвы "Ихляс", "Фаляк", и "Нас" семь раз, того Аллах, велик Он и могуч, убережёт от напастей до следующей пятницы". Приводит Ибн Сунни в своей книге и Навави в "Зикры".
Большинство учёных - шафиитов, маликитов и ханбалитов считают что следует читать зикры сразу после фарда, перед сунной, потому что время сунны истекает когда истекает время фарда. А зикр надо читать сразу после фарда, потому что он следует за ним, а не за его временем. В этом они опираются на буквальный смысл хадисов где говорится что зикры читаются по окончании молитвы. К таковым относится хадис приведённый Муслимом от Саубана (да будет доволен им Аллах) : "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) завершая свою молитву ,троекратно просил прощения у Аллаха, затем говорил : " О, Аллах! Ты - Мир! От Тебя мир исходит и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!" Здесь слово "завершал" они разъясняют как "совершал приветствие, выходя из молитвы". Так же другой хадис, переданный от Кагб бин Уджра (да будет доволен им Аллах) гласит : "Не понесёт убыток произнёсший "завершающие" по окончании каждой предписанной молитвы - тридцать три тасбиха, тридцать три тахмида, тридцать четыре такбира". Приводится Муслимом. "Завершающие" - является прилагательным сокрытого существительного, то есть "завершающие слова". "Завершать" - здесь означает сделать сразу после чего - то.
И как упомянул Ибн Хаджар Аль-Хайтами один из виднейших учёных - шафиитов в книге "Дар нуждающемуся" : "Воздаяние за зикр, совершённый после сунны, не будет упущенным, но будет не полноценным. Разделять фард и сунну - это сунна". Приводит Муслим от Муавия бин Аби Суфьян (да будет доволен им Аллах) : "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) велел нам разделять молитвы либо разговором, либо выходом".
Как было сказано выше, учёные - ханафиты также говорят о разделении между молитвами произнесением : " О, Аллах! Ты - Мир! От Тебя мир исходит и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!" Дабы ни у кого не возникало сомнения в том, что вторая молитва - это продолжение первой.
Резюме.
Желательные зикры, по мнению большинства учёных - ханафитов, согласно вышеприведённым хадисам, необходимо прочитывать после сунны, которую следует выполнять сразу после фарда с коротким, перерывом между ними. Зикры не следуют за фардом, а выполняются по его окончанию, чем и является сунна.
Учёные - шафииты, маликиты и ханбалиты говорят что зикры надо прочитывать сразу после фарда как это было разъяснено выше и согласно упомянутым аргументам. По их мнению, зикры относятся к самой молитве - фард, а не к её времени, тогда как сунну можно исполнить в любое время пока не прошло время фарда.
Исходя из этих разъяснений, становится понятно, что чтение зикров после фарда - второстепенное поклонение, не являющееся основой из основ Ислама и не столь важное, чтобы слепо придерживаться только одного мнения и тем более вызывать раздоры среди мусульман упрёками в том, что они этого мнения не придерживаются, так как единство мусульман по шариату намного важнее этих второстепенных вопросов.
Мусульманину, который боится Всевышнего Аллаха и радеет за единство уммы, необходимо чтить традиции, сложившиеся в местности, в которой он проживает. Если обыватели ханафиты, то ему следует совершать зикр, следуя их традициям, если же они последователи других суннитских мазхабов, то совершать зикр так, как делают это они. У каждого мазхаба свои аргументы, а шариат Ислама тем и отличается, что уважает традиции, не противоречащие шариату.
Шейх Абу Захра сказал : "Несомненно, уважение к традициям, не противоречащим шариату - это благо, какое ни в коем случае не должен упускать факих, а более того, применять это". На это же указывает другой учёный Карафи приводит множество доводов на необходимость уважения сложившихся традиций как в поклонениях так и во взаимоотношениях. Одно из них аят, где говорится об искуплении за клятву : "И искупление клятвы - это или накормить десять бедняков тем, чем кормите вы семейства свои или же одеть их". Сура "Трапеза", аят 89. Здесь возлагается право выбора еды на самого нарушителя в соответствии с традициями в пище той местности где он проживает.
И Аллах лучше знает и Он мудрее.
Труд пера профессора, шейха Абдурраззак Абдуррахман Ассагди
18 шагбан 1437 г.х., 25 мая 2016 г.м.
Татарстан, Болгар.
Поделится публикацией