Вера в Аллаха подразумевает веру в Единого Бога, Который не имеет начала и никогда не умрет. Он совершенен, чист от всех недостатков и описан особыми – несотворенными – божественными качествами. Он создал этот мир, и Он Единственный имеет силу творить.
Слово «таухид» означает «Единобожие». Мусульмане верят, что Бог Один. Доказать истинность этого исламского убеждения, с точки зрения разума, очень просто. Создатель может быть только один, потому что, если бы их было два и они бы захотели нечто создать, им нужно было бы договориться насчет формы. Если бы они были не согласны друг с другом, то это означает, что тот из них, который не получил того, что хотел, - слабый. Значит, он не бог, потому что бог не может быть слабым. Если бы они всегда соглашались друг с другом, то это означало бы, что они оба слабые, потому что им нужно друг с другом соглашаться, а нужда в чем-то (в данном случае, нужда в компромиссе) – это слабость.
Итак, таухид – это убеждение, что у Аллаха нет сотоварищей ни в Сущности, ни в качествах, которыми Он описан, ни в действиях. Иными словами, нет другой сущности, похожей на Сущность Аллаха, и нет ни у кого таких качеств, которыми описан Аллах, и лишь Аллах творит и уничтожает, и никто другой не может этого сделать. Никто, кроме Аллаха, не может сотворить мир и управлять им. Лишь Он достоин поклонения. Только у Него есть исключительное право устанавливать Шариат, то есть Закон. Аллах, в отличие от всего остального, абсолютно самодостаточен.
Многобожие – это придание Аллаху сотоварища. По-арабски многобожие называется «ширком». Ширк – это самый большой грех, более того, это единственный грех, который Господь не прощает, и многобожники будут вечно в Аду. Люди, которые придают Аллаху сотоварища, не являются мусульманами.
Поэтому обвинение в многобожии – это самое страшное обвинение, которое можно представить. И без знаний нельзя никого обвинять в этом, особенно если человек сам называет себя мусульманином. Не все, что может кому-то показаться ширком, им является. Иногда мусульмане впадают в крайность: им мерещится многобожие в невинных вещах. Чтобы разобраться, где истина, нужно получать знания.
Очень важно следить за собой, не допуская и мысли о том, что кто-то, кроме Всевышнего, может повлиять на ход событий. Ни черная кошка, перебежавшая дорогу, ни расположение звезд, ни колдовство – все это не имеет никакой силы. Если Аллах захочет, чтобы что-то произошло, то, даже если соберутся вместе все люди и джинны, они не смогут этому помешать. Поэтому мусульмане часто произносят: «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях», - что означает: «Ни у кого нет ни силы, ни могущества, кроме Аллаха».
«Нет ничего подобного Ему»
Эта часть аята Благородного Корана, который раскрывает убеждения мусульман (сура 42 «Аш-Шура», аят 11).
В этом аяте выражен фундаментальный постулат исламского вероубеждения. Мусульмане верят, что Бог не похож ни на что. И это утверждение означат не только признание факта, что изображение Бога нельзя нарисовать на холсте или слепить из глины. Данное утверждение понимается абсолютно. Всевышний Аллах не похож ни на что вообще.
«Что бы вы ни вообразили себе, Аллах на это не похож».
Данное убеждение является одним из тех, что создают пропасть между Единобожием в исламском понимании и другими мировоззрениями, претендующими на монотеизм.
Ислам учит нас тому, что нельзя верить, что у Бога есть тело, что Он занимает место, что Он находиться в каком-либо направлении (будь то верх, низ, право или лево), что у Него есть части, размер и так далее. Все характеристики, присущие творениям, не могут быть отнесены к Тому, Кто их сотворил, и являются недостатком, который чужд Богу.
Возможно, это будет проще осознать в связи со следующим рассуждением. Все, что нас окружает, так или иначе определено. Например, живое и неживое в мире имеет цвет, и можно спросить, какой это цвет. Все вокруг имеет свои слабости, и можно спросить, какие они, как они проявляются. Размышляя о чем-то, мы уточняем, какой у этого размер, род, возраст, характер. Все имеет свои особенности и параметры. Параметры, ограничения, качества, о которых можно спросить: «Как?» - это все характеристики творений. Ведь у каждой вещи, которая имеет параметры, есть Создатель, Который создал ее и определил эти параметры. И абсолютно все характеристики творений именно таковы: они конкретизированы и имеют пределы.
Вот, например, девочка Сафия. Какой у нее возраст? Ей пять лет. Кого она любит? Маму и папу. Какие у нее достоинства? Она очень щедрая, особенно когда у нее хорошее настроение. Какие у нее недостатки? Она боится темноты. Кто все это определил? Определить это может лишь Тот, Кто ее создал, - Аллах.
Все качества творений, без исключения, нуждаются в определении. Но сам Аллах никем не создан, и потому Он не описан качествами, которые имеют пределы. Иными словами, все качества Создателя в корне отличаются от любого качества творения, то есть такого качества, о котором можно спросить: «Как?». Следовательно, Аллах отличается от всего, что может представить человек.
Следует отгонять от себя всякие попытки представить Бога. В частности, это важно для детей, которые начинают думать и осознавать, что Аллах есть, начинают обращаться с молитвой к Аллаху и могут пытаться нарисовать у себя в сознании какую-то картину, пытаться представить себе, к кому они обращаются. Этот аят – лекарство от заблуждения.
Пример с фруктовым садом, который помогает понять, что у мира существует Создатель:
«Если хозяин какого-нибудь фруктового сада вдруг однажды утром найдет в своих владениях деревья поваленными и разбросанными, то примет это за результат урагана или какого-нибудь стихийного бедствия.
Однако если в каждом ряду на своем месте не окажется, скажем третьего дерева, то он тотчас догадается, что это сделал не ветер, а разумное существо, какой-нибудь злоумышленник.
Когда же человек, который не может допустить и мысли, что порядок в пяти или десяти поваленных деревьях – всего лишь случайность, думает, что случайностью является этот гармоничный мир? Как может он считать, что этот мир создал сам себя?»
Исходное условие А: Мы существуем здесь сегодня.
Исходное условие Б: Нашему существованию предшествовал ряд событий, происходивших одно за другим и приведших к нашему существованию сегодня.
Если мы существуем здесь и сейчас, тогда очевидно, что ряд событий, предшествующий нашему появлению, имеет начало. Тот, кто говорит, что этот ряд событий бесконечен, тем самым утверждает, что бесконечность пришла к концу, а это противоречит логике. Это как если бы кто-то сказал: «Машина достигнет своего пункта назначения только после того, как ее колеса повернутся бесконечно много раз», - и затем заявит, что машина прибыла в свой пункт назначения. Тем не менее, ясно, что машина никогда не прибыла бы в пункт своего назначения, если бы бесконечное число оборотов было условием ее прибытия.
Раз мир имеет начало, то должен быть Создатель, давший существование ряду событий, - поскольку их не было до того, как они начались. Иметь начало и быть созданием – это одно и то же. Создать – значит привести к появлению, и все имеющее начало должно появиться.
Всё, что не является Всевышним Аллахом, создано и называется «мир».
Сотворенный Всевышним Аллахом мир в арабском языке обозначается термином «аль-алям». Этот термин происходит от слова «аль-алямат», которое употребляется в значении «указание на что-либо».
Сам по себе мир (аль-алям) содержит в себе ясное указание на сотворившего его Творца.
Слово «сыфат» в арабском языке означает «качество». У Всевышнего Аллаха очень много совершенных качеств – неограниченное количество. Есть необходимый минимум, который следует знать, - 14 сыфатов.
Итак, мусульманин обязан знать следующие качества, которыми описан Аллах:
У Всевышнего есть еще не обязательное, но возможное, допустимое для Него качество. Это сотворение чего-либо. Если Он хочет, чтобы нечто существовало, то Он создает это; если не хочет – не создает. Аллах не обязан творить этот мир. Но Он захотел – и сотворил его. Всевышний творит без нужды творить. Нужно помнить, что все качества Всевышнего принципиально отличаются от человеческих, хотя для обозначения иногда используется одно и то же слово. Знание Аллаха, например, совершенно не такое, как человеческое. Все сыфаты Аллаха предвечны и не созданы.