Пятница 22 ноября 2024 г.
Фаджр
06:15
Восход
08:35
Зухр
12:28
Аср
14:22
Магриб
16:12
Иша
18:09
Вконтакте Одноклассники Youtube

В Уфе прошла конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века»

В Уфе прошла конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века»
15 Ноября 2016 года

9-10 ноября в Уфе прошла IX Международная научно-практическая конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века».

Научно-практический форум собрал представителей не только разных регионов России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Организаторами конференции выступили Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы совместно с Российским исламским университетом ЦДУМ России при содействии Международной исламской организации по образованию, науке и культуре (ISESCO), Федерации университетов исламского мира (FUIW) и Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан.

Данную конференцию посетил председатель Духовного управления мусульман Тюменской области Зинат хазрат Садыков.

Война не наш путь. Мы мусульмане России стремимся к консолидации общества на основе братской любви и патриотизма, заявил Зиннат хазрат.

«Не надо путать ислам с тем, что представляют в виде ислама. Коран и сунна пророка не являются источником терроризма. Коран и сунна это источники счастья и благоденствия» - сказал глава мусульман Тюменской области.

В рамках конференции состоялся «круглый стол» для председателей Комиссий (заместителей) по вопросам государственно-конфессиональных отношений и взаимодействия с религиозными объединениями при главах администраций муниципальных образований для обсуждения актуальных вопросов в данной области.

На пленарном и секционных заседаниях конференции обсудили следующие вопросы:

1. Состояние и перспективы межрегионального и международного сотрудничества в сфере исламского образования

2. Опыт реализации концепции подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама

3. Духовно-нравственные ценности традиционного российского ислама в поликультурном обществе

4. Сотрудничество мусульманских религиозных организаций и культурных центров на евразийском пространстве

5. Государственно-исламские отношения в поликонфессиональном обществе

6. Ислам и традиционные семейные ценности в современном обществе

7. Роль исламского образования в воспитании молодежи и профилактике экстремизма и радикализма

8. Ислам и исламское образование глазами студентов и молодых ученых

9. Актуальные вопросы преподавания дисциплин ОРКСЭ в средней школе. Опыт школ с углубленным изучением конфессиональных религиозных традиций

10. Высшее уфимское медресе «Галия-Диния» и Российский исламский университет Центрального духовного управления мусульман России: прошлое и настоящее

11. Полевые социологические исследования в области религиоведения и исламского образования: опыт регионов и перспективы

Второй день IX Международной научно-практической конференции «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» прошел на нескольких площадках Уфы

10 ноября делегаты и гости форума распределились по пяти тематическим секциям. Тема первой – «Перспективы исламского образования в мире. Концепция исламского образования в России и за рубежом». Естественно, что именно эта проблематика вызвала неподдельный интерес и собрала максимальное количество докладчиков и слушателей. Во многих выступлениях красной нитью проходила мысль о том, что долгих 70 лет в нашей стране молодежь не могла получить полноценного религиозного образования. Лишь в 90-е годы прошлого столетия, во многом благодаря энергичной деятельности Верховного муфтия Талгата Сафа Таджуддина, начался процесс возрождения, а затем, в 2011-м, реорганизации структуры исламских учебных заведений по трехступенчатой системе (медресе, университет, академия). Преподаватель Российского исламского университета ЦДУМ России Кинзябаев Д.М., выступая с докладом «Острые проблемы исламского образования», предложил создать отдел по контролю за мусульманской литературой, чтобы не допустить искажений в текстах и – самое главное – в убеждениях. У обучающихся в медресе и университетах должно быть увеличено количество времени на изучение фундаментальных основ ислама и арабского языка. Выступающие с тревогой говорили о зомбировании молодежи через экстремистские сайты, которые умело пользуются недостатком знаний у подрастающего поколения. Сохранять наследие предков, изучать труды исламских ученых, претворять в жизнь то, что оставили нам величайшие умы прошлого – вот путь истинно верующего человека.

Во второй секции «Духовно-нравственные ценности традиционного российского ислама в поликультурном обществе» разговор шел не только о категориях возвышенных (свобода совести, мотивация, духовный интеллект), но и о бытовых, но, тем не менее, весьма важных делах: роль женщины в семье и в обществе, нужен ли спорт мусульманину, здоровое питание. Каким должен быть образ жизни современного верующего человека? Над этим вопросом размышляли ораторы и гости секции. Особый интерес вызвало выступление сотрудницы журнала «Аиша» Бигловой Л.В. «Создание благоприятных условий для духовного роста и самореализации мусульманок на примере общественного движения «Гибадуррахман» ЦДУМ России», в котором был проанализирован опыт уфимских волонтеров.

Продуктивно поработала секция «Государственно-конфессиональные отношения: конструктивный опыт регионов»: делегаты поделились своим видением проблемы культурной интеграции народов России. Сотрудница Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы Балягова Г.В. в докладе «Система отечественного религиозного образования на примере ислама: состояние и перспективы» рассказала об опыте сотрудничества светских и духовных образовательных учреждений в Башкортостане.

В секции «Ислам и молодежь: актуальные вопросы воспитания и социализации» была особая атмосфера, ведь эти вопросы не менее важны для общества, чем проблемы образования. Социальные конфликты в детской среде, отношение учащихся к религии, преподавание нового школьного предмета ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) – все это требует неустанного внимания и огромного труда учителей, воспитателей и, конечно, священнослужителей.

Работа секции «Медресе «Галия»: прошлое, настоящее, будущее» проходила в историческом здании знаменитого учебного заведения, 110-летнему юбилею которого посвящена конференция. Среди докладчиков преподаватели и студенты Российского исламского университета, представившие исследования прошлого, настоящего, будущего своего любимого вуза. У «Галии» славная история: среди его выпускников известные имамы, писатели, общественные деятели, внесшие большой вклад в развитие культуры Башкирии и страны.

Интересный, эмоциональный доклад об основателе медресе Зие Камали прочитал третьекурсник РИУ Ахмад Сафин. Гостями секции стали представители известных татарских княжеских родов Терегуловых и Мамлеевых. Они рассказали о вкладе местного дворянства в развитие образования в XIX-XX веках. Это были настоящие патриоты, защитники родного языка и Родины.

Заключительное пленарное заседание и принятие итоговых документов конференции стало финальным аккордом форума.

Ведущими дискуссии, посвященной преодолению разногласий между мусульманами и выработке единой платформы для противостояния экстремизму, стали ректоры БГПУ Р.М.Асадуллин и РИУ ЦДУМ России А.Р.Сулейманов.

В обсуждении приняли участие Шейх-уль-Ислам, Верховный муфтий, Председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин; профессор Амманского международного университета исламских наук (Иордания), заведующий Болгарской исламской академией, шейх Абдурраззак Ассаади; председатель Духовного управления мусульман Тюменской области, Зиннат хазрат Садвков; ректор университета «Аль-Азхар» (Египет), профессор Ибрагим Салах Аль-Худхуд; эксперт Международной исламской организации по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО/ISESCO) Мустафа Ахмед Али Ибрахим Макки; ректор университета «Аз-Зайтуна» (Тунис), профессор Джалялуддин Аллуш и другие иностранные гости. Подводя итоги форума, спикеры заострили внимание на том, что сама природа ислама не приемлет крайностей; напротив, выступает против экстремизма. Те же, кто желает связать ислам и международный терроризм, таким образом, пытаются разрушить мир изнутри.

Профессор Д.Аллуш подметил, что ислам сам по себе – это не только вера, но и огромная система знаний. Пора отказаться от устаревших подходов, которые разделяют светское и религиозное образование. Например, в старейшем в мире университете «Аз-Зайтуна» сейчас идет большая работа по анализу хадисов в свете современных наук и готовится энциклопедия ислама, полезная для экономистов, социологов и педагогов.

Завершил работу конференции Талгат Таджуддин. Он поблагодарил всех участников форума и, пользуюсь случаем, вручил медали ЦДУМ России трем преподавателям Российского исламского университета. «Это не награда, а признание. Награду дает только Всевышний!» – сказал Верховный муфтий.

По словам Зинната хазрата Садыкова данные обсуждения подталкивают лидеров мусульман на переосмысление многих аспектов работы исламских священнослужителей, связанной с взаимоотношениями с прихожанами и представителями власти.

«Сегодня мы узнали много исторической информации о работе наших предшественников, которым приходилось работать в строгих рамках, устанавливаемых государством. Сегодня же другое время, сегодня мы должны искать новые пути решения проблем мусульман через правильно выстроенные взаимоотношения с органами государственной власти. Подобные конференции, несомненно поднимают правовую грамотность российской исламской уммы» - сказал Зиннат хазрат.

Снимок экрана 2016-11-15 в 12.06.59.png

Фотогалерея


Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку