Передается, что Абу Василята аль-Музани сказал: «Посланник Аллаhа ﷺ собрал [все вопросы] религии в четыре словах», затем упомянул хадис Абу Са‘лябы:
Передается от Абу Са‘лябы аль-Хушани Джурсума ибн Нашира, да будет доволен им Аллаh[1], что Посланник ﷺ Аллаhа сказал:
إِنَّ اللهَ تَعَالَى فَرَضَ فَرَائِضَ فَلاَ تُضَيِّعُوْهَا، وَحَدَّ حُدُوْداً فَلاَ تَعْتَدُوْهَا، وَحَرَّمَ أَشْيَاءَ فَلاَ تَنْتَهِكُوْهَا، وَسَكَتَ عَنْ أَشْيَاءَ رَحْمَةً لَكُمْ غَيْرَ نِسْيَانٍ فَلاَ تَبْحَثُوا عَنْهَا.
«Воистину, Всевышний Аллаh возложил (на людей исполнение) обязанностей, так не оставляйте же их и установил границы, так не преступайте же их и запретил (некоторые) вещи, так не совершайте (их) и не упомянул о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же до них!»
Хадис приводит ад-Даракутний и другие.
Разъяснение. Аллаh установил границы, то есть положения шариата, сдерживающие от запретного, и запретил преступать их, добавляя к ним то, что не установлено.
Также хадис порицает доискиваться того, о чем умолчал шариат, подобно тому, как делали израильтяне, излишне, спрашивая своих Пророков, что стало для них испытанием и смутой, навлекшей на них погибель.
Сподвижники же поняли это и спрашивали только по необходимости. Им нравилось, когда приходили бедуины и спрашивали Посланника Аллаhа ﷺ, они слушали и понимали.
Дозволенное в своей основе, относительно чего появились сомнения, попало ли туда что-то запретное или нет – не обязательно для исследования. Передал ‘Абдур-Раззак в своем сборнике от Ибн ‘Умара, когда его спросили о сыре, изготавливаемом огнепоклонниками, он ответил: «Что я нахожу на рынке мусульман – покупаю и не спрашиваю об этом». Нафи‘ сказал: «Если бы Ибн ‘Умар видел у огнепоклонников то, что видел я, я полагаю, что это вызвало бы у него неприязнь». Нафи‘у пришлось побывать на некоторых землях персов, где он познакомился с их бытом.
Однако, то, что в своей основе запретно, то оно остается запретным до тех пор, пока не станет известна его дозволенность. Подобно съедобному животному – его запрещено употреблять в пищу, пока оно не будет зарезано в соответствии с правилами шариата. Иначе его употребление в пищу запретно, а также единогласно запретно его употребление в пищу с наличием сомнения.
[1] Джурсум ибн Нашир – присутствовал во время присяги «бай‘ат ар-Ридван». Переехал в Шам, умер в 75-м году.