Его биография: Он — Абу Мухаммад ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф ибн ‘Абд ‘Ауф ибн ‘Абд аль-Харис ибн Зухра ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Люайй. В период джахилии его звали ‘Абд ‘Амр, а также говорят, что его имя было ‘Абд аль-Харис или ‘Абд аль-Кааба. Посланник Аллаhа ﷺ назвал его ‘Абдуррахманом. Аль-Хафиз аль-‘Аскаляни в «Аль-Исаба» упоминает, что он родился через десять лет после года Слона.
Он был одним из десяти сподвижников, которым был обещан Рай, одним из шести членов совета (аш-шура) и одним из первых восьми, кто принял ислам до того, как Пророк ﷺ начал призывать в доме аль-Аркама.
Он был одним из тех, кто совершил два переселения: в Эфиопию и в Медину. Он также был одним из первых, кто участвовал в битве при Бадре и во всех других сражениях.
От него передавали хадисы Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Анас ибн Малик, его сыновья: Ибрахим, Хамид, Абу Саляма, ‘Амр и Мус‘аб. Также от него передавали Малик ибн Аус, Джубайр ибн Мут‘им, Джабир ибн ‘Абдуллаh, аль-Мисвар ибн Махрама и другие.
В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима содержится два хадиса от него, а в «Сахихе» аль-Бухари — пять.
Его достоинства. ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллаh, был одним из тех героев, которые жертвовали всем ради Аллаhа и поддержки Его религии. Ибн аль-Джаузи в «Сыфат ас-Сафва» передает от Сабита аль-Бунани, что Анас рассказывал: «Однажды ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, была в своем доме, когда услышала звук, от которого задрожала вся Медина. Она спросила: “Что это?” Ей ответили: “Это караван ‘Абдуррахмана ибн ‘Ауфа прибыл из Шама”. Это был караван из семисот верблюдов. ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф сказал ‘Аише: “Я беру тебя в свидетели, что все это с их грузами, седлами и поклажей — на пути Аллаhа”».
Передал аз-Захаби в «Сияр а‘лям ан-нубаля» от Абу Хурайры, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
خياركم خياركم لنسائي
«Лучшие из вас – те, кто лучше относится к моим женам». Тогда ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф завещал им сад, стоимость которого составила четыреста тысяч.
‘Абдуллаh ибн Джа‘фар аз-Зухри рассказывал: «Нам сообщила Умм Бакр бинт аль-Мисвар, что ‘Абдуррахман продал свою землю ‘Усману ибн ‘Аффану за сорок тысяч динаров. Он взял эти деньги и распределил их среди бедных из рода Зухра, мухаджиров и матерей правоверных”».
Аль-Мисвар сказал: «Я принес ‘Аише ее долю, и она спросила: “Кто прислал это?” Я ответил: “‘Абдуррахман ибн ‘Ауф”. Она сказала: “Я слышала, как Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
لا يحنو عليكن بعدي إلا الصابرون
‘После меня только терпеливые будут заботиться о вас’”». Ахмад ибн Ханбаль передал этот хадис в своем «Муснаде».
Аз-Захаби в «Сияр а‘лям ан-нубаля» передает от Ибн Ляхи‘а, что Абуль-Асвад рассказывал: «‘Абдуррахман ибн ‘Ауф завещал пятьдесят тысяч динаров на пути Аллаhа. Каждому человеку давали по тысяче динаров».
Аз-Зухри сказал: «‘Абдуррахман ибн ‘Ауф завещал деньги участникам битвы при Бадре. Их оказалось сто человек, и каждый получил по четыреста динаров. Среди них был ‘Усман ибн ‘Аффан, который также взял свою долю».
С другим иснадом от аз-Зухри передается, что ‘Абдуррахман завещал тысячу лошадей на пути Аллаhа.
В «Сыфат ас-Сафва» Ибн аль-Джаузи передает от аз-Зухри: «‘Абдуррахман ибн ‘Ауф пожертвовал половину своего состояния — четыре тысячи динаров, затем еще сорок тысяч, затем еще сорок тысяч. Он также снарядил пятьсот лошадей и полторы тысячи верблюдов на пути Аллаhа. Большая часть его богатства была заработана торговлей».
Его заслуги. Пророк ﷺ засвидетельствовал, что ‘Абдуррахман войдет в Рай, как и другие десять сподвижников. Он также известен своими многочисленными пожертвованиями, которые он распределял среди матерей правоверных, бедных мухаджиров и других нуждающихся.
Когда ‘Абдуррахман переселился в Медину, он был беден. Пророк ﷺ установил братство между ним и Са‘дом ибн Раби‘а, одним из лидеров ансаров. Са‘д сказал: «Я самый богатый среди ансаров. Я отдам тебе половину своего имущества, и ты можешь выбрать одну из моих жен. Когда закончится срок ее идды, ты можешь жениться на ней». ‘Абдуррахман ответил: «Нет, да благословит Аллаh твою семью и твое имущество. Просто покажи мне, где рынок». Он отправился на рынок, начал торговать и преуспел, пока не стал одним из самых богатых людей.
Его справедливость и надежность. ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллаh, был одним из самых справедливых и надежных сподвижников в передаче хадисов. Аз-Захаби в «Сияр а‘лям ан-нубаля» передает от Ибн ‘Аббаса: «Мы сидели с ‘Умаром, и он спросил: “Слышал ли ты от Посланника Аллаhа ﷺ что должен делать мусульманин, если он ошибется в молитве?” Я ответил: “Нет, клянусь Аллаhом. А ты, о повелитель верующих, слышал что-нибудь от Пророка?” Он сказал: “Нет, клянусь Аллаhом”. В это время пришел ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф и спросил: “О чем вы?” ‘Умар рассказал ему, и ‘Абдуррахман сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
إذا سها أحدكم في صلاته حتى لا يدري أزاد أم نقص، فإن كان شك في الواحدة والثنتين فليجعلها واحدة، وإذا شك في الثنتين أو الثلاث فليجعلها ثنتين، وإذا شك في الثلاث والأربع فليجعلها ثلاثًا حتى يكون الوهم في الزيادة، ثم يسجد سجدتين وهو جالس قبل أن يُسلّم ثم يُسلّم
‘Если кто-то из вас ошибется в молитве и не знает, добавил он или убавил, то пусть сделает так: если сомневается между одним и двумя ракаатами, пусть сделает один; если между двумя и тремя — два; если между тремя и четырьмя — три. Затем пусть совершит два земных поклона сидя перед тем, как дать салям (для завершения молитвы), а затем даст салям”».
Хафиз аль-‘Аскаляни в «Аль-Исаба» упоминает, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб не брал джизью с огнепоклонников, пока не услышал, как ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф свидетельствовал, что Посланник Аллаhа ﷺ брал джизью с огнепоклонников Хаджара. После этого ‘Умар начал брать джизью с них.
В «Аль-Исаба» также передается от аль-Мугиры ибн Шу‘бы, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
الذي يحافظ على أزواجي من بعدي هو الصادق البار
«Тот, кто будет заботиться о моих женах после меня, — это правдивый и благочестивый человек». ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф сопровождал жен Пророка в хадже и покрывал их паланкины дорогими тканями.
Его молитва с Пророком в качестве имама. Аль-Мугиру ибн Шу‘бу спросили: «Молился ли Пророк за кем-то, помимо Абу Бакра?» Он ответил: «Да» и рассказал, что Пророк ﷺ совершил омовение, протер поверх хуффов и чалмы (т.е. протер голову, продолжив поверх чалмы) и совершил намаз за ‘Абдуррахманом ибн ‘Ауфом.
Передается от ‘Асыма, от Абу Салиха от Абу Хурайры, что между Халидом ибн аль-Валидом и ‘Абдуррахманом ибн ‘Ауфом возникло нечто. Тогда Посланник Аллаhа сказал Халиду:
دعوا لي أصحابي، فإن أحدكم لو أنفق مثل أحدٍ ذهبًا لم يُدرك مُدَّ أحدهم ولا نصيفه
«Оставьте мне моих сподвижников. Воистину, если бы кто-либо из вас расходовал золото подобно горе Ухуд, то не достиг бы пригоршни одного из них и даже половины». Упомянул это аль-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид», отнеся к аль-Баззару, сказав, что его передатчики достоверные. В передаче в «Сахихе» у Муслима приводится, что Пророк сказал Халиду:
لا تسبوا أصحابي لا تسبوا أصحابي والذي نفسي بيده لو أنفق أحدكم مثل أحد ذهبًا ما أدرك مدَّ أحدهم ولا نصيفه
«Не ругайте моих сахабов, не ругайте моих сахабов. Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, если бы кто-либо из вас расходовал подобно Ухуду золото, то не достиг бы пригоршни одного из них и даже половины».
Похвалы в его адрес. ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллаh, сказал о нем:
عبد الرحمن أمين في السماء وأمين في الأرض
«‘Абдуррахман — доверенный на небе и на земле». ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал:
عبد الرحمن سيد من سادات المسلمين
«‘Абдуррахман — господин среди лучших мусульман».
Са‘ид ибн Зейд передал, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал на горе Хира, когда с ним были Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, аз-Зубайр, Са‘д и ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, да будет доволен ими Аллаh:
اثبت حراء فإنما عليك نبي أو صديق أو شهيد
«Успокойся, о Хира, ведь на тебе — Пророк или правдивейший или мученик».
Характер и качества ‘Абдуррахмана ибн ‘Ауфа, да будет доволен им Аллаh. ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллаh, несмотря на свое огромное богатство, был скромным, чистосердечным и размышляющим о будущей жизни.
1. Его скромность и размышления: В «Сыфат ас-Сафва» Ибн аль-Джаузи передается от Науфаля ибн Ияса аль-Хузули: «‘Абдуррахман был нашим приятелем, и он был прекрасным приятелем. Однажды он привел нас к себе домой. Он вошел, совершил омовение, затем вышел и сел с нами. Нам принесли блюдо с хлебом и мясом. Когда его поставили, ‘Абдуррахман заплакал. Мы спросили: “О Абу Мухаммад, что заставляет тебя плакать?” Он ответил: “Посланник Аллаhа ﷺ умер, так и не насытившись хлебом и ячменем, и его семья тоже. Я боюсь, что наши блага в этой жизни отдаляют нас от лучшего в будущей жизни”».
2. Его размышления о смерти: Аль-Бухари передает от Са‘да ибн Ибрахима, что ‘Абдуррахману ибн ‘Ауфу принесли еду, когда он постился. Он сказал: «Мус‘аб ибн ‘Умайр, который был лучше меня, был убит, и его завернули в накидку: если покрывали голову, открывались ноги, и наоборот. Хамза, который был лучше меня, был убит, и для него не нашлось ничего, кроме накидки. А теперь нам дано столько мирских благ. Я боюсь, что награда за наши добрые дела уже предоставлена нам в этой жизни». Затем он заплакал и отказался от еды.
3. Его искренность: В «Хильятуль-аулия» Абу Ну‘айма передается, что один человек читал Кур`ан перед Пророком ﷺ красивым голосом. Все присутствующие плакали, кроме ‘Абдуррахмана ибн ‘Ауфа. Пророк сказал:
إن لم يكن عبد الرحمن فاضت عينه فقد فاض قلبه
«Если глаза ‘Абдуррахмана не заплакали, то его сердце заплакало».
4. Его отказ от власти: ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллаh, отказался от халифата, хотя был достоин этого. После убийства ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллаh, члены совета собрались, чтобы выбрать нового халифа. ‘Абдуррахман сказал: «Согласны ли вы, чтобы я выбрал для вас, а сам отказался от этого?» ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Я первый, кто согласен. Я слышал, как Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
إنك أمين في أهل السماء، أمين في أهل الأرض
“Ты — доверенный на небе и на земле”».
5. Его отказ от власти (продолжение): Са‘ид ибн аль-Мусайиб передает, что Са‘д ибн Абу Ваккас отправил к ‘Абдуррахману человека, когда тот произносил проповедь, с посланием: «Подними голову и обратись к людям с призывом к себе (стать халифом)». ‘Абдуррахман ответил: «Да потеряет тебя мать! Никто после ‘Умара не возьмет на себя это дело, чтобы люди не порицали его».
6. Его искренность в отказе: Аль-Мисвар ибн Махрама передает, что ‘Абдуррахман сказал, когда его попросили выдвинуть свою кандидатуру: «Клянусь Аллаhом, если бы мне в горло вонзили нож и пронзили его, это было бы для меня любимее, чем это».
Его смерть. ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллаh, умер в 32 году хиджры в возрасте семидесяти пяти лет (по другой версии — семидесяти двух).
Над ним совершил погребальную молитву ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллаh (по другой версии — аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам). Он был похоронен на кладбище аль-Бакы‘ в Медине.
Источник: alhakk.ru