Аллаh послал Своего Пророка ﷺ и велел ему довести пророческую миссию и донести предостережение. Пророк ﷺ призывал к вере в Аллаhа, поклонению только Ему и к отказу от поклонения идолам. В период хаджа он ходил среди мест собраний арабов и призывал их:
– О, люди, скажите: «Нет бога, кроме Аллаhа», и вы обретете успех.
Он также призывал к справедливости, доброте, высокому нраву и запрещал пороки и зло. Некоторые люди уверовали в него, но большинство отказались, оставшись в неверии. Они начали преследовать его и его последователей. Когда гонения усилились, Пророк велел некоторым сподвижникам отправиться в Эфиопию. Это было первым переселением, в котором участвовало около восьмидесяти человек, среди них были ‘Усман ибн ‘Аффан и Джа‘фар ибн Абу Талиб.
Позже в сезон хаджа Пророк встретил людей, прибывших из Ясриба (будущая Медина), из племени Хазрадж и призвал их к Исламу, и они уверовали. В следующем году их число увеличилось, и когда они вернулись, Пророк ﷺ отправил с ними некоторых сподвижников для того, чтобы обучать их основам религии и Кур`ану и проповедовать Ислам тем, кто еще не уверовал. Когда численность мусульман в Ясрибе возросла, Аллаh повелел Пророку и его сподвижникам переселиться туда.
Мусульмане совершили хиджру в Медину. Большинство из них покидали родной город тайно, выходя в дорогу ночью. Среди тех, кто переселился, был ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh. Он вышел в разгар дня с сорока слабозащищенными людьми и с обнаженным мечом, громко заявив курайшитам:
– О, курайшиты, кто хочет увидеть, как его голова будет отделена или желает, чтобы его мать оплакивала его, или жена осталась вдовой, или его дети осиротели, или чтобы его жизнь была утеряна, пусть последует за мной, потому что я переселяюсь в Ясриб!
Никто из них не осмелился помешать ему.
В то же время курайшитские язычники согласовывали план, чтобы убить Пророка ﷺ и собрали из каждого племени по сильному, знатному человеку. Они таким коварным образом решили ударить Пророка ﷺ, чтобы его кровь разошлась по племенам (чтобы клан Пророка ﷺ не мог отомстить возмездием всем и был вынужден согласиться на денежный выкуп за пролитую кровь). Тогда Джибриль, мир ему, пришел к Пророку и сообщил о заговоре язычников и велел ему не оставаться в своей постели.
Пророк ﷺ позвал ‘Али ибн Абу Талиба и наказал ему остаться на его ложе и укрыться зеленым покрывалом, что ‘Али и сделал. Затем Пророк ﷺ вышел к людям, которые стояли у его двери, посыпая на их головы песок и читая первые аяты суры Йа-син:
يس (1) وَالْقُرْآنِ الْحَكِيمِ (2) إِنَّكَ لَمِنَ الْمُرْسَلِينَ (3) عَلَىٰ صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ (4) تَنزِيلَ الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ (5) لِتُنذِرَ قَوْمًا مَّا أُنذِرَ آبَاؤُهُمْ فَهُمْ غَافِلُونَ (6) لَقَدْ حَقَّ الْقَوْلُ عَلَىٰ أَكْثَرِهِمْ فَهُمْ لَا يُؤْمِنُونَ (7) إِنَّا جَعَلْنَا فِي أَعْنَاقِهِمْ أَغْلَالًا فَهِيَ إِلَى الْأَذْقَانِ فَهُم مُّقْمَحُونَ (8) وَجَعَلْنَا مِن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ سَدًّا وَمِنْ خَلْفِهِمْ سَدًّا فَأَغْشَيْنَاهُمْ فَهُمْ لَا يُبْصِرُونَ (9)
Йа-Син. Клянусь Кур`аном, наполненным мудростью, что, воистину, ты – один из Посланников, идущих по истинном пути. Он – Кур`ан, ниспослан Могущественным, Милостивым Аллаhом. Ты, о, Пророк, был послан, чтобы предостеречь людей, отцов которых никто не предостерег – к ним не был послан ранее пророк или посланник, из-за чего они пребывают в беспечности. Относительно большинства из них сбылось Слово Аллаhа, и они не уверуют. Воистину, Мы наложили на их шеи оковы, доходящие до подбородков и упирающиеся в них так, что их головы задраны к верху. Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их взоры покрывалом, и они не видят истину и правильный путь.
Аллаh закрыл их глаза так, что они не увидели, как Пророк покинул дом. А когда наступило утро, они обнаружили, что на его месте был ‘Али ибн Абу Талиб. Они спросили его о Мухаммаде ﷺ, и он ответил, что Пророк ﷺ вышел из дома, и они отправились его искать.
Пророк отправился в путь с Абу Бакром, который очень сильно ждал, когда же он будет сопровождать Посланника Аллаhа в путешествии хиджры. Абу Бакр ранее спрашивал разрешения у Пророка отправиться в Медину, но Пророк отвечал ему: «Не спеши, Аллаh даст тебе сподвижника (в пути)». И его сподвижничество в пути стало с Посланником Аллаhа. Они вместе продолжили путь до пещеры Саур, где и укрылись. Аллаh сделал так, что паук сплел паутину у входа, а голубка снесла яйца и сидела на них. Когда курайшиты прибыли к пещере, Абу Бакр сказал Пророку:
– О, Посланник Аллаhа, если бы кто-то из них посмотрел на наши ноги, он бы нас увидел.
Пророк ответил:
– О, Абу Бакр, что ты думаешь о двоих, которых поддерживает Аллаh?
Это означает, что Аллаh сохраняет и поддерживает их. Это не значит, что Аллаh находится с ними в пещере, так же, как и слова Пророка, переданные в Кур`ане:
﴿لا تَحْزَنْ إِنَّ اللَّهَ مَعَنَا﴾
«Не печалься, поистине Аллаh с нами», – не означают, что Аллаh в буквальном смысле находится с ними в пещере. Их смысл заключается в том, что Аллаh поддерживает и защищает их. Аллаhу не присуще находится в каком-либо месте. Он существует без места и пречист от качеств творений.
Аллаh уберег Своего Пророка ﷺ и тех, кто был с ним, и они успешно достигли Медины, где мусульмане встретили их с радостью. Пророк назвал город Ясриб Мединой, а ее жители были прозваны ансарами (помощниками). Пророк построил там мечеть и построил дом для своей семьи.
Примечание: Переселение Пророка ﷺ не было бегством, так как он был самым смелым из творений Аллаhа. Это также не было стремлением к известности, власти или славе. Ведь знатные люди Мекки и ее вожди сказали ему:
– Если ты хочешь богатства, мы соберем для тебя столько, чтобы ты был самым богатым из нас. Если ты хочешь власти, мы сделаем тебя нашим правителем.
Но Пророк ﷺ был уверен в правдивости своего призыва, и что он должен исполниться так, как велел Аллаh. Он был превыше того, чтобы его целью была мирская слава или власть. Он сказал своему дяде Абу Талибу:
– Клянусь Аллаhом, дядя, если бы они положили солнце на мою правую руку и луну на левую, чтобы я оставил это дело, я бы не оставил его, пока Аллаh не явит его или я не погибну.
Его переселение не было стремлением к покою и наслаждению, а было направлено на распространение религии Аллаhа, установление оплота веры и распространение слов «Нет бога, кроме Аллаhа» по всему миру.
Источник: alhakk.ru