Грехи частей тела. Грехи рук.
Человек должен беречь свои органы от харама. В Судный День тело человека будет свидетельствовать о совершенных им грехах. Сказано в Священном Кур`ане:
﴿ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْؤُولاً ﴾
«Воистину, слух и зрение и сердце – за все это человек будет спрошен»[1].
Грехи рук.
1. Убийство без права. Это самый большой грех после неверия. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ, перечисляя семь губительных грехов:
وَقَتْلُ النَّفْسِ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ
«И убийство того, кого Аллаh запретил убивать, кроме как по праву»[2].
За умышленное убийство полагается возмездие, если не простят наследники за плату или бесплатно. За убийство по ошибке – выкуп (дия) в размере 100 верблюдов за свободного мусульманина и 50 за свободную мусульманку и искупление (каффара) в виде освобождения работоспособного верующего невольника, если же нет возможности, то поститься два месяца подряд.
2. Воровство, то есть скрытое хищение имущества, а также грабежи и разбои, применяя насилие или угрозы. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
لَعَنَ اللَّهُ السَّارِقَ يَسْرِقُ الْبَيْضَةَ
«Аллаh проклял вора, ворующего яйцо»[3].
3. Избиение/нанесение ударов без права, а также запугивание и шуточная угроза жизни, к примеру, направляя оружие. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
إِنَّ اللَّهَ يُعَذِّبُ الَّذِينَ يُعَذِّبُونَ النَّاسَ فِى الدُّنْيَا
«Воистину, Аллаh подвергнет мучениям тех, кто подвергает мучениям людей в земной жизни»[4].
4. Прикосновение к посторонней женщине (например, к коже или волосам) преднамеренно, без преграды (например, одежды) или через преграду, но с вожделением. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
لَأنْ يُطْعَنَ أحَدُكُمْ بِحَدِيدَةٍ فِي رَأْسِه خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَمَسَّ امْرأَةً لَا تَحِلُّ لهُ
«Пронзить голову кого-либо из вас железом лучше для него, чем дотронуться до недозволенной ему женщины»[5].
И сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
إِنِّى لا أُصَافِحُ النِّسَاءَ
«Поистине, я не пожимаю руки женщинам»[6].
5. Написание того, что запрещено произносить, например, слов неверия, ругательства и т.п.
6. Недостача товара, при этом взымая плату в полной мере[7].
7. Присвоение трофей до их распределения в соответствии с шариатом. Запрещено самовольно присваивать трофеи до того, как уполномоченное лицо не распределит их в соответствии с шариатом.
8. Получение и дача взятки, направленные на склонение к незаконным действиям либо к получению каких-либо незаконных преимуществ. Что касается дачи взятки, направленной к восстановлению прав или защиты от угнетения, то она не запрещена.
9. Сжигание животных заживо даже насекомых, за исключением случая, когда это является единственным способом защиты. Не запрещается сжигать мертвое животное. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
لا يُعَذِّبُ بِالنَّارِ إِلَّا رَبُّ النَّارِ
«Не наказывает огнем никто, кроме Господа огня»[8], то есть запрещается сжигать заживо.
10. Истязательство над животными, отрывая лапы, крылья или другие части тела, выкалывая глаза или нанося другие увечья.
11. Игра в нарды и в любые азартные[9] игры (даже не на деньги). Также запрещается позволять детям играть в подобные игры. Примеры азартных игр: карты, нарды, лото, лотерея, домино и так далее. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
مَنْ لَعِبَ بِالنَّرْدَشِيرِ فَكَأَنَّمَا صَبَغَ يَدَهُ فِي لَحْمِ خِنْزِيرٍ وَدَمِهِ
«Кто играет в нарды, как будто погрузил свою руку в мясо и кровь свиньи»[10], то есть погрузил во время еды – это сравнение запрета игры в нарды с запретом еды мяса и крови свиньи.
12. Игра на запрещенных музыкальных инструментах, например, лютня, дудка, а также скрипка, гитара. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
لَيَكُونَنَّ من أُمَّتِي أقوام يَسْتَحِلُّونَ الْحِرَ وَالْحَرِيرَ وَالْخَمْرَ وَالْمَعَازِفَ
«Непременно появятся люди из моей уммы, которые станут дозволять прелюбодеяние, шелк, вино и музыкальные инструменты»[11], то есть будут считать дозволенным или же погрузятся в совершение этих грехов.
13. Изображение живых сущств. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
إِنَّ الَّذِينَ يَصْنَعُونَ هذه الصُّوَرَ يُعَذَّبُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يُقَالُ لَهُمْ أَحْيُوا مَا خَلَقْتُمْ
«Поистине, те, которые делают эти образы (изображают живые существа), будут наказаны в Судный день, будет сказано им (в качестве укора): оживите то, что вы изобразили»[12].
14. Неуплата закята или не полная его выплата при наличии возможности выплаты и наличии других обязывающих обстоятельств. Запрещается выплата закята, не соответствующая правилам шариата или передача тому, кто не достоин его. Передано в хадисе[13] суровое предостережение тем, кто не платит закят:
مَنْ ءَاتَاهُ اللَّهُ مَالًا فَلَمْ يُؤَدِّ زَكَاتَهُ مُثِّلَ لَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ شُجَاعًا أَقْرَعَ لَهُ زَبِيبَتَانِ يُطَوَّقُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ثُمَّ يَأْخُذُ بِلِهْزِمَتَيْهِ يَعْنِى شِدْقَيْهِ ثُمَّ يَقُولُ أَنَا مَالُكَ أَنَا كَنْزُكَ
«Кому Аллаh дал имущество и тот не платил с него закят, то в Судный день это имущество предстанет перед ним в образе белоголового (или без шерсти на голове из-за скопления большого количества яда) змея с двумя черными пятнами над глазами (или двумя образованиями на голове, подобными рожкам, или двумя клыками), который обовьется вокруг него, вопьется клыками (ему в руку) и скажет: «Я – твое богатство, я – твое сокровище». Далее Пророк ﷺ прочитал следующий аят:
﴿وَلا يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ هُوَ خَيْرًا لَهُمْ بَلْ هُوَ شَرٌّ لَهُمْ سَيُطَوَّقُونَ مَا بَخِلُوا بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلِلَّهِ مِيرَاثُ السَّمَاوَاتِ وَالأرْضِ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ﴾
«И пусть скупящиеся относительно того, что даровал им Аллаh по милости Своей, ни в коем случае не считают, что это лучше для них, напротив, это хуже для них: в День воскресения их обязательно закуют тем, чем они скупились. Аллаhу принадлежат (сокровища) небес и земли (после гибели их обитателей), и Аллаh знает о том, что вы совершаете»[14].
15. Невыплата заработной платы наемному работнику, что является большим грехом. Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
أَعْطُوا الْأَجِيرَ أُجْرَتَهُ قَبْلَ أَنْ يَجِفَّ عَرَقُهُ
«Расплатитесь с наемным работником, пока не высохнет его пот»[15]. И сказал Посланник Аллаhа ﷺ, что Всевышний Аллаh сказал (хадис кудсий):
ثَلاثَةٌ أنا خَصْمُهُمْ يَومَ القِيامَةِ: رَجُلٌ أعْطَى بي ثُمَّ غَدَرَ، ورَجُلٌ باعَ حُرًّا فأكَلَ ثَمَنَهُ، ورَجُلٌ اسْتَأْجَرَ أجِيرًا فاسْتَوْفَى منه ولم يُعطِه أجرَه
«В Судный день Я (дословно:) буду противником (то есть подвергну наказанию) троих: человека, пообещавшего Моим Именем, а затем поступившего вероломно; человека, продавшего [в рабство] свободного человека и использовавшего полученные за него деньги; и человека, нанявшего работника, потребовавшего от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему плату»[16].
16. Отказ нуждающемуся в необходимом, не имея оправдания, например, отказать умирающему от голода или холода, или отказать в спасении тонущего, также не имея оправдания.
17. Написание того, что запрещено произносить, как написание сплетен и тому подобного.
18. Предательство в действиях, словах и поведении. Например, продать оставленный на хранение предмет или отрицать, что принял его на хранение или изображать из себя надежного человека, которому можно доверять имущество на хранение. Сказано в Кур`ане:
﴿إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تُؤَدُّوا الأَمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا﴾
«Воистину, Аллаh повелевает вам возвращать вверенное имущество его владельцам»[17]. Этот аят хоть и был ниспослан о ключах от Каабы, но является общим в отношении любого аманата.
[1] Аль-Исра: 36.
[2] Сахих аль-Бухарий, глава завещаний, 2766. Сахих Муслим, глава о вере, раздел о разъяснении тяжких грехов, 89.
[3] Сахих аль-Бухарий, глава о наказании, раздел о проклятии вора, если не назван, 6783. Сахих Муслим, 1687.
[4] Сахих Муслим, глава о набожности, поддержке связей и этикетах, раздел о суровом предостережении тому, кто мучает людей без права, 2613.
[5] Аль-Му‘джам аль-кабир, ат-Табараний от Ма‘кыля ибн Ясара.
[6] Ас-Сунан аль-Кубра, аль-Байхакый.
[7] В торговле для разных товаров принята разная мера. Некоторые товары продают по объему (например, молоко, растительное масло, зерно), некоторые по весу (например, золото), некоторые по длине (например, ткань), некоторые по количеству (например, яйца).
[8] Сунан Аби Дауд, глава о джихаде, раздел о нежелательности сжигания врага огнем, 2674.
[9] Игры, в которых результат определяется не навыком игрока, а случайностью.
[10] Сахих Муслим, глава о поэзии, раздел о запрете игры в нарды, 2260.
[11] Сахих аль-Бухарий, глава о напитках, раздел о тех, кто дозволяет вино дозволенным и называет его другим именем, 5590.
[12] Сахих аль-Бухарий, глава об одеянии, раздел о наказании изображающих в Судный день, 5951.
[13] Сахих аль-Бухарий, глава о закяте, раздел о грехе того, кто не выплачивает закят, 1403.
[14] Áль-‘Имран: 180.
[15] Сунан Ибн Маджах, глава о залогах, раздел о плате наемным рабочим, 2443.
[16] Сахих аль-Бухарий, глава о продажах, раздел о грехе того, кто продал свободного, 2227.
[17] Ан-Ниса: 58.