С Именем Аллаhа Милостивого для всех в этой жизни и только для верующих в последующей. Хвала Аллаhу Господу миров! Больше почета и величия нашему Пророку ﷺ, безопасности и мира его общине!
Знай, что сахаба, да будет доволен ими Аллаh, совершали табаррук реликвиями Пророка при его жизни и после его смерти, и мусульмане продолжают после них и до наших дней придерживаться этого. Дозволенность этого деяния познается из действия Пророка ﷺ – когда в прощальном хадже он остриг свои волосы, обрил голову и ногти, а затем поделил их между сподвижниками.
Что касается разделения волос, то передали аль-Бухарий[1] и Муслим[2] из хадиса Анаса. Приводится у Муслима, что он (Анас) сказал: «Когда он (Пророк) бросил [камни в колодец] аль-‘Акабах, зарезал свое животное и обрил волосы, подставил правую сторону, и он (обревающий волосы) обрил ее, затем позвал Абу Тальху аль-Ансари и вручил ему. Затем подставил левую сторону и сказал: «Брей», и он обрил, и он отдал Абу Тальхе и сказал: «Раздели среди людей». Также в риваяте Муслима: «И он начал с правой стороны и раздал по одному, по два волоса среди людей, затем сказал: «Слева». И он сделал также. Затем сказал: «Здесь, Абу Тальха», и передал Абу Тальхе».
В другом риваяте у Муслима также приводится, что Пророк ﷺ сказал бреющему: «Здесь» и указал своей рукой на правую сторону и разделил свои волосы среди тех, кто находился рядом. Затем указал бреющему на левую сторону, и он обрил ее и передал (волосы) Умм-Сулейм. Смысл хадиса заключается в том, что часть он раздал самостоятельно среди людей, которые находились рядом, часть отдал Абу Тальхе, чтобы тот раздал остальным, и часть Умм-Сулейм. Это содержит в себе дозволенность табаррука реликвиями Пророка ﷺ. Он разделил свои волосы, для того чтобы они получали от них благословение и просили у Аллаhа о милости тем, что является частью его (Пророка), и приближались этим к Нему. Разделил среди них для того, чтобы это оставалось постоянным благословением среди них и напоминанием для них. Затем за сподвижниками в совершении табаррука его реликвиями последовали те, кому Аллаh дал счастье, и это передавалось последующими поколениями от предыдущих.
Что касается разделения ногтей, то передал имам Ахмад в Муснаде[3], что Пророк остриг свои ногти и разделил их среди людей. Известно, что он не сделал этого для того чтобы люди их ели, но для того, чтобы получали от них баракят.
Что касается его джуббы, то передал Муслим[4] в достоверном сборнике от слуги Асмы дочери Абу Бакра, что он сказал:
أَخْرَجَتْ إِلَيْنَا جُبَّةً طَيَالِسَةً كِسْرَوَانِيَّةً لَهَا لَبِنَةُ دِيبَاجٍ وَفَرْجَيهَا مَكْفُوفَينِ، وَقَالَتْ هَذِهِ جُبَّةُ رَسُولِ اللَّهِ ﷺ كَانَتْ عِنْدَ عَائِشَةَ، فَلَمَّا قُبِضَتْ قَبَضْتُهَا وَكَانَ النَّبِيُّ ﷺ يَلْبَسُهَا فَنَحْنُ نَغْسِلُهَا لِلْمَرْضَى نَسْتَشْفِي بِهَا، وَفِي رِوَايَةٍ نَغْسِلُهَا لِلْمَرِيضِ مِنَّا
«Она вынесла к нам джуббу из тайласана, произведенную у не арабов, на ее вырезе была заплата из шелка и (я видел) ее обе стороны (спереди и сзади) согнутыми. Она сказала, что это – джубба Посланника Аллаhа ﷺ, которая была у ‘Аишы, и когда она умерла, я взяла ее себе. Пророк надевал ее, а мы моем ее для больных и лечимся ею». В другом риваяте: «Моем ее для больных из нас».
Передается от Ханзаля ибн Хизьяма что он сказал:
وفَدْتُ مَعَ جَدِّي حَذْيَمٍ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ ﷺ، فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ لِي بَنِينَ ذَوِي لِحًى وَغَيْرهُمْ وَهَذَا أَصْغَرُهُمْ فَأَدْنَانِي رَسُولُ اللَّهِ ﷺ وَمَسَحَ رَأْسِي، وَقَالَ بَارَكَ اللَّهُ فِيكَ، قَالَ الذَّيَّالُ فَلَقَدْ رَأَيْتُ حَنْظَلَةَ يُؤْتَى بِالرَّجُلِ الْوَارِمِ وَجْهُهُ أَوِ الشَّاةِ الْوَارِمِ ضَرْعُهَا، فَيَقُولُ بِسْمِ اللَّهِ عَلَى مَوْضِعِ كَفِّ رَسُولِ اللَّهِ ﷺ فَيَمْسَحُهُ فَيَذْهَبُ الْوَرَمُ
«Я прибыл вместе со своим дедом Хизьямом к Посланнику Аллаhа, и он сказал: «О, Посланник Аллаhа, у меня есть дети, имеющие бороды и другие, а этот самый младший», тогда Посланник Аллаhа приблизил меня и погладил по моей голове и сказал: «Пусть Аллаh даст тебе благословение». Сказал аз-Заййаль: «Я видел, как к Ханзале приводят человека с опухшим лицом или овцу с опухшим выменем, и он говорит: «С именем Аллаhа (и кладет руку) на место ладони Посланника Аллаhа» и протирает, и спадает опухоль». Передал ат-Табараний в среднем и большом сборниках[5] подобное этому, а также Ахмад в длинном хадисе[6], и передатчики Ахмада достоверные.
[1] См. «Сахих аль-Бухари»: Глава «Об омовении», раздел «О воде, которой моются волосы человека», 1/45, № 170, 171.
[2] См. «Сахих Муслим», 2/947-948.
[3] См. «Муснад», 4/42.
[4] См. «Сахих Муслим», 3/641, № 2069.
[5] См. «Му‘джам ат-Табараний», 3/191, № 2896.
[6] См. «Муснад Ахмад», 42/130, № 19744.