С Именем Аллаhа Милостивого для всех в этой жизни и только для верующих в последующей. Хвала Аллаhу Господу миров! Больше почета и величия нашему Пророку ﷺ, безопасности и мира его общине!
Знай, что извечное предопределение Аллаhа ничто не меняет: ни просьба просящего, ни милостыня жертвующего, ни молитва молящегося и ни что-либо иное из благих дел, напротив, творения будут существовать так, как предопределил им Аллаh в вечности без изменения.
Передано в сборнике у Муслима[1], что Пророк Мухаммад ﷺсказал:
سألتُ ربي ثلاثًا فأعطاني اثنتينِ ومنعني واحدةً
«Я просил у моего Господа три просьбы, и Он дал мне две и не дал одну», затем передается, что Всевышний Аллаh сказал:
يا مُحمَّدُ، إِنِّي إذا قضيتُ قضاءً فإنَّه لا يُرَدُّ
«О, Мухаммад, если Я предопределил что-то, то оно неизменно».
Что касается аята:
﴿يَمْحُوا اللَّهُ مَا يَشَاءُ وَيُثْبِتُ وَعِنْدَهُ أُمُّ الْكِتَابِ﴾
«Аллаh отменяет и утверждает то, что хочет, [из предписаний], у Него хранится суть Книги» (ар-Ра‘д: 39), то это не означает, что стирается и утверждается что-то в предопределении Аллаhа. Значение этого, что Всевышний Аллаh предписал что произойдет с кем-то из Его рабов из испытаний, лишения (ризка), смерти и другого, и что если он будет просить у Всевышнего Аллаhа или будет покорен Ему в поддержке связей с родственниками и других благодеяниях, то эти испытания минуют его, и Он даст ему изобильное пропитание или дарует долголетие, и предписал Он в Хранимой Скрижали (умм аль-китаб) что именно случится из этого. Стирается и утверждается записанное в этих двух свитках, как на это указал Ибн ‘Аббас. Передает аль-Байхакый[2] от Ибн ‘Аббаса в толковании аята:
﴿يَمْحُوا اللَّهُ مَا يَشَاءُ وَيُثْبِتُ وَعِنْدَهُ أُمُّ الْكِتَابِ﴾
«Аллаh отменяет и утверждает то, что хочет, у Него хранится суть книги» (ар-Ра‘д: 39). Он сказал: «Аллаh стирает что хочет из одного из этих двух свитков. Эти два свитка – из одного из них Аллаh стирает что хочет и утверждает и у Него Умм аль-Китаб».
Поэтому не является достоверным ду‘а, передаваемое как от Посланника Аллаhа ﷺ, в котором говорится: «Если Ты предписал мне в Умм аль-Китаб быть несчастным, то сотри с меня имя несчастья и утверди меня счастливым, и если Ты предписал мне быть лишенным благ и бедность, то сотри с меня лишение благ и бедность и утверди меня у Себя счастливым и успешным, ведь поистине, Ты говоришь в Своей Книге:
﴿يَمْحُوا اللَّهُ مَا يَشَاءُ وَيُثْبِتُ وَعِنْدَهُ أُمُّ الْكِتَابِ﴾
«Аллаh отменяет и утверждает то, что хочет, у Него хранится суть книги» (ар-Ра‘д: 39), или что-либо подобное, и не достоверно это ду‘а от ‘Умара или Муджаhида или кого-либо другого из числа саляфов, как это понимается из книги аль-Байхкый «аль-Кадар».
Да будет известно, что Воля Аллаhа и Его предопределение не меняются, так как изменение недопустимо в отношении Аллаhа. А что касается хадиса[3]:
لا يَرُدُّ الْقَدَرَ شَىْءٌ إِلَّا الدُّعَاءُ
«Ничего не меняет судьбы (зависимой, но не окончательной), кроме мольбы», то имеется ввиду «зависимое» предопределение (кадар му‘алляк), но не «окончательное».
[1] См. «Сахих Муслим», 8/171, № 7440.
[2] См. «аль-Када валь-кадар», стр. 214, № 255.
[3] См. «Сунан ат-Тирмизий», 8/27, № 2065.