С Именем Аллаhа Милостивого для всех в этой жизни и только для верующих в последующей. Хвала Аллаhу Господу миров! Больше почета и величия нашему Пророку ﷺ, безопасности и мира его общине!
Одним из многочисленных достоинств Кур`ана является то, что он несет в себе пользу не только живым, но и умершим мусульманам.
Общеизвестно, что ду‘а, милостыня (садака), данная за умерших мусульман, и чтение Кур`ана над могилой приносят пользу умершим. На это указывает хадис о зеленой ветке, которую Пророк ﷺ разделил на две части, и посадил половину на одну могилу, а вторую посадил на другую и сказал:
لَعَلَّهُ يُخَفَّفُ عَنْهُمَا مَا لَمْ يَيْبَسَا
«Возможно это облегчит им, пока они не высохнут». Передали аль-Бухарий[1] и Муслим[2]. Хадис содержит в себе желательность посадки деревьев и чтение Кур`ана над могилой. Сказал имам ан-Нававий (631-676х) в комментариях к сборнику Муслима: «Ученые посчитали желательным чтение Кур`ана над могилой, обратившись для этого к хадису о двух веточках пальмы, и сказали: Если польза доходит до умершего от их тасбиха пока они свежие, то получение умершим пользы от прочтения Кур`ана у его могилы более вероятно». Чтение Кур`ана человеком более полезно и велико, чем тасбих веточки. Как Кур`ан помог избавить от вреда живых, также помогает и умершим.
Доказательства из хадисов Пророка
• Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
اقْرَءُوا يس عَلَى مَوْتَاكُمْ
«Читайте «Йа-син» вашим умершим». Хадис передали Абу Дауд[3], который присвоил ему хорошую степень (хасан), Ибн Маджаh[4], Ахмад[5], аль-Хаким[6] и Ибн Хиббан, который присвоил ему степень достоверности (сахих)[7].
• Ат-Табараний передал в сборнике «аль-Му‘джам аль-кабир», что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
إِذَا مَاتَ أَحَدُكُمْ فَلا تَحْبِسُوهُ وَأَسْرِعُوا بِهِ إِلَى قَبْرِهِ وَلْيُقْرَأ عِنْدَ رَأْسِهِ بِفَاتِحَةِ الكِتَابِ وَعِنْدَ رِجْلَيْهِ بِخَاتِمَةِ البَقَرَةِ فِي قَبْرِهِ
«Если умер один из вас, то не задерживайте его, а спешите захоронить его и читайте у могилы возле его головы суру «аль-Фатиха», а у его ног – последние аяты суры «аль-Бакара».
Хафиз Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» сказал, что ат-Табараний дал этому хадису хорошую степень «хасан»[8].
Доказательства из действий сподвижников
Разрешение читать Кур`ан умершему мусульманину у его могилы подтвердили сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ. ‘Абдуллаh ибн ‘Умар ибн Аль-Хаттаб у могилы одного из мусульман читал начало и конец суры «аль-Бакара» – хафиз ан-Нававий в книге «аль-Азкар» назвал цепочку передачи этой истории «хасан» (хорошей)[9].
Имам аз-Зайля‘ий в книге «Табйин аль-Хака`ик»[10] в разделе «Совершение хаджа за другого» сказал:
الأَصْلُ فِي هَذَا البَابِ أّنَّ الإِنْسَانَ لَهُ أَنْ يَجْعَلَ ثَوَابَ عَمَلِهِ لِغَيْرِهِ عِنْدَ أَهْلِ السُّنَّةِ وَالجَمَاعَةِ صَلاةً كَانَ أَوْ صَوْماً أَوْ حَجًّا أَوْ صَدَقَةً أَوْ تِلاوَةَ قُرْءَانٍ أَوِ الدُّعَاءَ أَوْ غَيْرَ ذَلِكَ مِنْ جَمِيعِ أَنْوَاعِ البِرِّ وَيَصِلُ ذَلِكَ إِلَى المَيِّتِ وَيَنْفَعُهُ
«Основа в этом разделе заключается в том, что по мнению «аhлюс-Сунны уа-ль-джама‘а» человек может передать вознаграждение за благие деяния другому, будь это намаз, пост, хадж, садака (милостыня), чтение Кур`ана, ду‘а` или тому подобное из праведных деяний. Это доходит до умершего и приносит ему пользу».
Имам аль-Куртубий писал в книге «ат-Тазкирa»[11]:
أَصْلُ هَذَا البَابِ الصَّدَقَةُ الَّتِي لا اخْتِلافَ فِيهَا فَكَمَا يَصِلُ لِلْمَيِّتِ ثَوَابُهَا فَكَذَلِكَ تَصِلُ قِرَاءَةُ القُرْءَانِ وَالدُّعَاءُ وَالاسْتِغْفَارُ إِذْ كُلُّ ذَلِكَ صَدَقَةٌ فَإِنَّ الصَّدَقَةَ لا تَخْتَصُّ بِالمَالِ
«Наше объяснение этого вопроса базируется на единогласном мнении богословов в том, что вознаграждение за пожертвование (садака) доходит до умершего, следовательно, и за чтение Кур`ана, ду‘а` и истигфара так же доходит до него, ведь понятие «садака» не ограничивается лишь деньгами».
Имам ан-Нававий в книге «аль-Азкар»[12] передал, что имам аш-Шафи‘ий и его последователи говорили:
يُسْتَحَبُّ أَنْ يَقْرَأُوا عِنْدَهُ شَيْئًا مِنَ القُرْءَانِ قَالُوا فَإِنْ خَتَمُوا القُرْءَانَ كُلَّهُ كَانَ حَسَنًا
«Желательно прочесть что-нибудь из Кур`ана у него (у могилы умершего мусульманина). А прочесть Кур`ан полностью будет лучше».
Имам Абу Бакр аль-Марваррузий из учеников имама Ахмада ибн Ханбаля в книге «Аль-Максыд аль-Аршад»[13] писал:
سَمِعْتُ أَحْمَدَ بْنَ حَنْبَلٍ يَقُولُ: إِذَا دَخَلْتُمُ المَقَابِرَ فَاقْرءُوا ءَايَةَ الكُرْسِيِّ وَقُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ ثَلاثَ مَرَّاتٍ ثُمَّ قُولُوا: اللَّهُمَّ اجْعَلْ فَضْلَهُ لأَهْلِ المَقَابِرِ
«Я слышал, что Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Если вы зайдете на кладбище, то читайте аят «аль-Курсий» и три раза суру «аль-Ихляс», затем скажите: «О Аллаh! Даруй благо нашего чтения тем, кто в могилах».
[1] «Сахих аль-Бухарий», 1/53, № 218.
[2] «Сахих Муслим», 1/240, № 292.
[3] «Сунан Аби-Дауд», 3/320, № 3121.
[4] «Сунан Ибн Маджаh», 1/ 465 – 466, № 1448.
[5] «Муснад Ахмад», 5/26, № 27.
[6] «Аль-Мустадрак», 1/ 565.
[7] «Сахих Ибн Хиббан», 7/269, № 3002.
[8] См. «Фатхуль-Бари`» 3/184.
[9] См. «аль-Азкар», стр. 219.
[10] См. «Табйин аль-Хака`ик», 2/83.
[11] См. «ат-Тазкирa», 1/277-278.
[12] См. «аль-Азкар», 218.
[13] См. «аль-Максыд аль-Аршад», 2/338.