Аллаh знает обо всем и ничто не скроется от Него. Он знает о том, что скрыто в сердцах людей и знает предательские взоры. Посему мусульманин больше всего должен стесняться Аллаhа.
Наше стеснение перед Аллаhом должно проявляться верой в Него, соблюдением того, что Он повелел и избеганием того, что Он запретил. Наивысшая же степень скромности и стеснения — это та скромность, о которой передано в хадисе Ибн Мас‘уда:
قَالَ رَسُولُ اللهِ ﷺ: اِسْتَحْيُوا مِنَ اللهِ حَقَّ الحَيَاءِ. قَالَ: قُلْنَا: يَا رَسُولَ اللهِ، إِنَّا نَسْتَحي وَالحَمْدُ للهِ، قَالَ: لَيْسَ ذَاك، وَلكِن الاسْتِحْيَاء مِنَ اللهِ حَقَّ الحَيَاءِ أَنْ تَحْفَظَ الرَّأْسَ وَمَا وَعَى، وَالبَطْنَ وَمَا حَوَى، وَلتذكَّر المَوْتَ وَالبِلى، وَمَنْ أَرَادَ الآخِرَةَ تَرَكَ زِينَةَ الدَّنْيَا، فَمَنْ فَعَلَ ذلِكَ اسْتَحْيَا مِنَ اللهِ حَقَّ الحَيَاءِ.
«Сказал Посланник Аллаhа ﷺ: «Стыдитесь Аллаhа надлежащим образом». Мы сказали: «О Посланник Аллаhа, поистине, мы стесняемся, хвала Аллаhу». Пророк сказал: «Это не то! Стеснение перед Аллаhом надлежащим образом – это беречь свою голову и то, что она содержит в себе, а также живот и то, что он содержит в себе, и помнить о смерти и истлении [тел]. Тот, кто желает [блага] следующей жизни, должен оставить украшения земной жизни. Кто поступает так, тот и стыдится Аллаhа надлежащим образом». Передал ат-Тирмизий.
Также необходимо проявлять стеснение по отношению к Пророку ﷺ: не противоречить его пути, не порочить честь его общины и не противоречить его прекрасной нравственности, одним из качеств которой является скромность. Передается, что Абу Са‘ид аль-Худрий сказал:
كَانَ النَّبِيُّ أَشَدَّ حَيَاءً مِنَ العَذْرَاءِ فِي خِدْرِهَا
«Посланник Аллаhа ﷺ был скромнее девушки (девственницы), находящейся за завесой». Передал аль-Бухарий.
Передано в хадисе ан-Наваса ибн Сам‘ана, что Пророк ﷺ сказал:
البِرُّ حُسْنُ الخُلُقِ وَالإِثْمُ مَا حَاكَ فِي صَدْرِكَ وَكَرِهْتَ أَنْ يطلعَ عَلَيْهِ النَّاسُ
«Набожность – это благонравие, а грех – это то, что беспокоит твое сердце, и ты не хочешь, чтобы об этом узнали люди». Передал Муслим.
Мусульманин, который соблюдает скромность, его репутация становится похвальной перед Аллаhом и перед людьми. Ему обещано хорошее поминание и добрая слава, и такой будет счастливым и в этой жизни, и после смерти.
Если верующий снимет с себя одеяние скромности, то станет совершать отвратительные поступки и перестанет соблюдать повеления Аллаhа. Сказал Пророк ﷺ о таком человеке:
إنَّ مِمَّا أَدْرَكَ النَّاسُ مِنْ كَلَامِ النُّبُوَّةِ الْأُولَى: إذَا لَمْ تَسْتَحِ فَاصْنَعْ مَا شِئْتَ
«Из того, что дошло до людей из слов первого пророчества (то есть Адама или пророчества предыдущих Пророков): если не стесняешься, то делай, что хочешь[1]». Передал аль-Бухарий.
Когда мы говорим о скромности, нам должно быть достаточно того, что это качество Посланника Аллаhа ﷺ, его сподвижников, да будет доволен ими Аллаh и лучших из его общины. Аль-Хайа' (الحياء) – это один из Атрибутов Аллаhа, но по отношению к Аллаhу это слово имеет другое значение. Не допустимо приписывать Аллаhу стеснение или другие качества созданных.
Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:
إِنَّ اللهَ عَزَّ وَجَلَّ حَلِيمٌ حَيِيٌّ سِتِّيرٌ يُحِبُّ الْحَيَاءَ وَالسَّتْر
«Поистине, Всевышний Аллаh Халим[2], Хайийй и Ситтир[3]. Он Любит скромность и сокрытие недостатков». Передал Абу Дауд. Значение «Хайийй» – любит скромность. Аль-Хайа' по отношению к Аллаhу не означает эмоции или чувства, а указывает на Его Вечный Атрибут, как аль-Махаббаh (المحبة) и аль-Бугд (البغض)[4], которые по отношению к Аллаhу не означают эмоции, которые происходят у созданных. Атрибут Аллаhа аль-Хайа' означает, что Ему не присуще зло.
Что же касается скромности, которая является нашим, человеческим качеством, то это возникающее качество, которое не допустимо приписывать Аллаhу. Кто убежден, что Аллаhу присущи возникающие качества, тот не познал Аллаhа и, приписав Ему подобие, вышел из веры.
Пророк ﷺ, как уже было упомянуто ранее, был более скромным, чем девушка (девственница), находящаяся за завесой. Также скромность была качеством сподвижников Посланника Аллаhа ﷺ, как передано в хадисе:
وَأَصْدَقُهُمْ حَيَاءً عُثْمَانُ
«Наиболее скромный среди них – это ‘Усман».
Знайте, что скромность (стыдливость) не должна препятствовать получению полезных знаний и не должна препятствовать человеку задавать религиозные вопросы. Сказала ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh:
نِعْمَ النِّسَاءُ نِسَاءُ الأَنْصَارِ لَمْ يَمْنَعْهُنَّ الحَيَاءُ أَنْ يَتَفَقَّهْنَ فِي الدِّينِ
«Какое благо у женщин ансаров! Их скромность не препятствует им получать религиозные знания». Передал аль-Бухарий. Здесь говорится о том, что женщины ансаров обладали похвальным качеством, которое заключалось в том, что их скромность не мешала им получать религиозные знания. Они спрашивали о религии в чем нуждались и задавали те вопросы, которые стеснялись задавать люди.
[1] Эти слова не указывают на одобрение или повеление делать то, что хочется, напротив, здесь значение порицания, как говорится среди людей «делай, делай… потом узнаешь, что с тобой будет», то есть, значение этих слов «лучше не делай этого, иначе потом будешь сожалеть».
[2] Прощающий и Дарующий отсрочку грешникам, не наказывая их сразу.
[3] Скрывающий недостатки.
[4] Буквально эти два слова означают «любовь» и «ненависть», однако, как уже было сказано, в отношении Аллаhа они не понимаются как чувства.