Понедельник 26 февраля 2024 г.
Фаджр
05:33
Восход
07:40
Зухр
12:54
Аср
16:03
Магриб
18:01
Иша
19:47
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Мусульманские общины Тюмени и Юрт Шабабинских в метрических книгах

Мусульманские общины Тюмени и Юрт Шабабинских в метрических книгах

2023 – год педагога и наставника. Уходящий год действительно был богат на события в культурной и образовательной жизни, как духовного управления мусульман Тюменской области, так и всего региона.

Руководство Управления организовало четыре крупных образовательных мероприятия для имамов и председателей централизованных и местных мусульманских религиозных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории юга Тюменской области. Представители Управления приняли непосредственное участие в ряде проектов Координационного центра ТюмГУ. Были проведены встречи с обучающимися Тюменского государственного университета, двух его филиалов – в Тобольске и Ишиме. С участием сотрудников ДУМ ТО была проведена всемирная акция «Татарча диктант». Под эгидой ДУМ ТО в селе Ярково был организован семинар, посвященный вопросам преподавания татарского языка в школах с этнокультурным компонентом. Продолжается деятельность воскресных школ при мечетях Тюменской области.

Среди всех описанных мероприятий, на наш взгляд достойно отдельного внимания событие, связанное с историей ислама и мусульманской общины Тюменской области. В этом году в закрытых книжных фондах Информационно-библиотечного центра ТюмГУ были обнаружены ценные для истории Тюмени архивные документы, датируемые первой половиной XX столетия. Особую ценность для мусульман составляют приходские метрики мусульманских мечетей разных уездов Тобольской губернии.

Метрики включают в себя информацию о членах прихода, священнослужителях, самой мечети, а самое интересное в контексте нашей статьи, информацию о наставниках духовных лидеров той или иной местности, где проживали правоверные и функционировала мечеть.

По благословению муфтия Тюменской области Зинната хазрата Садыкова началась кропотливая работа по переводу старинных документов со старотатарского языка. Перед исследователями из числа специалистов Духовного управления в области богословия начали открываться горизонты ранее неизведанной истории мусульманских общин сегодняшней Тюменской области.

В этой статье мы приведём данные двух из более чем 30 обнаруженных метрик. Подробно остановимся на наставниках духовных лидеров сибирских мусульман, а также опишем социально-политическую обстановку в стране и, в особенности, в общине того периода.

Первый документ, с которого специалисты Духовного управления мусульман Тюменской области приступили к исследованию, – метрическая книга Юрт Шабабинских. Выбор именно на эту метрику пал неслучайно. Дело в том, что Юрты Шабабинские, основанные в начале XVIII века, являются местом компактного проживания татарского населения города Тюмени. Сейчас это микрорайон Парфёново. Местные жители называют его по-татарски Янаул. Два года назад потомки основателей Юрт выступили с идеей о воссоздании исторической мечети на месте, где когда-то стоял мусульманский храм.

Перед общиной встала задача подтвердить историческими данными наличие мечети в прошлом. Поиски привели в библиотеку ТюмГУ, который расположен по адресу ул. Семакова, 18, где в годы большого террора находился печально известный «дом НКВД». Видимо, сотрудники данного кровавого ведомства свезли туда все документы, в которых зафиксированы личные данные граждан, проживавших в разных населённых пунктах.

Сотрудники библиотеки ТюмГУ выиграли грант на реализацию проекта «Книга и музыка», в рамках которого тюменцев стали знакомить с историческим наследием города и области. В силу того, что мусульманские метрические книги составлены на старотатарском языке на основе арабской графики, понадобилась помощь специалистов ДУМ ТО, которые и так были заняты поисками исторического материала, который бы выступил документальным доказательством существования в Юртах Шабабинских мечети.

Какую же информацию удалось узнать из документа о Юртах, его жителях и имамах?

Метрическая книга Юрт Шабабинских датируется 1907 годом. Она включает в себя записи актов рождения, смерти, разводов и бракосочетаний. Согласно метрике, приход состоял из жителей самих Юрт, а также жителей современного микрорайона Матмасы (тат. Кугаул). Общее количество членов прихода в 1907 году составляло около 500 человек обоих полов.

Имамом-хатыбом, мударрисом и ахундом прихода на тот момент являлся мулла Галеев Абдуррахман Али-Марсуд 1854 года рождения. Он был назначен на должность имам-хатыба в 1878 году в 24-летнем возрасте. В 1907 году ему было 53 года. Должность муэдзина занимал 19-летний местный житель Ибрахим Бурханетдин Сайфуллин. Согласно данным метрики, разрешение на строительство мечети в Юртах Шабабинских было предоставлено Тобольским губернским правлением в 1891 году. До Абдуррахмана Галеева мусульманскую общину Юрт Шабабинских на протяжении восьми лет возглавлял имам Мухаммад Залялетдинов.

Одна из граф документа посвящена наставникам имама Галиева, у которых он получил духовное образование. Оказалось, что богословские науки ахунд Галеев изучал в легендарном в ту эпоху медресе деревни Тюнтер, ныне Балтасинский район Республики Татарстан. Главными наставниками имама из Сибири были основатель медресе ишан Гали Ат-Тунтари и его зять, продолживший дело Гали ишана Шамсуддин бин Рахматулла Ат-Тунтари.

Короткий обзор жизни и деятельности Гали Ат-Тунтари позволит нам понять насколько сильным духовным лидером был хазрат Абдуррахман из Юрт Шабабинских.

Гали ишан прожил около 80 лет, с 1774 по 1874 годы. Первые религиозные знания будущий ишан получает в своём родном ауле и в деревне Сасна недалеко от Тюнтера. Позже Гали хазрат приезжает в деревню Маскара (Кукморский район Республики Татарстан). Сегодня это небольшое село, где проживает около 170 человек, но в то время оно было крупным центром мусульманского просвещения, куда стремились за знаниями мусульмане со всех концов Российской Империи. Получив в маскаринском медресе теологическую и правовую базу, Гали ишан на несколько лет погружается в изучение богословия в ведущих медресе Бухары. Помимо образовательных центров Средней Азии, ему удаётся посетить города Кандагар, Пешавар, Кабул, Лахор и Дели. Там он также совершенствовал свои знания в области толкования Корана, исламского права, истории, хадисоведения и других наук.

Педагогическую деятельность в родной деревне Гали ишан начинает, примерно в 1830 году. Нет точных данных, когда Абдуррахман Галеев из Юрт Шабабинских поступил в медресе Гали ишана. Но если учесть факт того, что в те годы профессиональное богословское образование получали на протяжении 10-12 лет, то можно предположить, что будущий имам из Западной Сибири, учитывая, что он был назначен на должность имама Юрт Шабабинских в 1878 году, начал обучаться в медресе деревни Тюнтери примерно в конце 60-ых начале 70-ых годов XIX века. Таким образом Абдуррахман Галиев начинал своё обучение под руководством легендарного Гали ишана, а после его смерти в 1874 году продолжил учиться у его зятя Шамсутдина бин Рахматулла ат-Тунтари.

Нет никаких сомнений, что именно Гали ишан вложил в своего ученика из Сибири дух религиозности и жажду познания религии, так как, согласно описанию Гали ишана, которая приводится в книге «Асар» Ризаэтдина Фахрутдина, наставник из Тюнтера обладал очень крепким здоровьем и практически до конца своей жизни исполнял обязанности по обучению и воспитанию шакирдов.

Гали ишан был последователем тариката Накшбандиййа. В Бухаре он изучал тасаввуф у известного в то время Сахибзада Абдулкадыра. Многолетняя учёба и безудержное стремление к развитию духовного образования способствовали формированию очень сильной в духовном и моральном плане личности Гали ишана. Он не боялся карателей, которые пытались повлиять на мусульманское население заказанского края, дабы они отказались от своих религиозных воззрений. Благодаря духовной чистоте, богоугодному образу жизни, Аллах даровал Гали ишану способности врачевания и благотворного воздействия на людей.

У такого человека с очень богатой и крепкой духовной цепочкой наставников обучался Абдуррахман Галиев, будучи юным имамом, принявший деятельное участие в формировании у мусульман Юрт Шабабинских позитивного мышления, основанного на пречистом учении Пророка Мухаммада, мир ему. Именно пример его наставника способствовал тому, что он успешно возглавлял общину своих соплеменников. Он вместе с единоверцами смог добиться разрешения на строительство соборной мечети в Юртах Шабабинских, организовать религиозную жизнь местных мусульман и одарить их частью тех знаний, которые он получил от великого Гали ишана из деревни Тюнтери.

К большому сожалению, годы большого террора словно бурные вихри унесли память о незаслуженно забытом своими соплеменниками имаме. На данном этапе мы не обладаем достоверной информацией о судьбе Абдуррахмана Галеева в годы репрессий. Возможно, наша статья поможет возбудить интерес у исследователей, и мы сможем узнать больше о духовном лидере янаульцев, удостоившегося обучаться у прекрасного наставника Гали ишана Ат-Тунтари.

Второй документ, который был подвергнут рассмотрению, – метрика Градо Тюменской мечети, которая располагалась в самом сердце сибирского города – на улице Спасская, 9 (нынешняя улица Ленина).

Главным и единственным в те годы мусульманским храмом Тюмени руководил сын преподавателя религиозных дисциплин в медресе Юрт Ембаевских Исматуллы Бурундукова Ибрахим Бурундуков.

Согласно данным метрической книги Градо Тюменской мечети от 1907 года, имам Ибрахим родился в 1871 году в деревне Зарыклей Хвалынского уезда Саратовской губернии. В настоящее время родная деревня тюменского имама входит в состав Старо-Кулаткинского района Ульяновской области.

В Тюменский уезд семья будущего имама перебралась в начале 80-ых годов XIX столетия по приглашению известного мецената Нигматуллы Кармышакова. До этого Бурундуковы проживали в Петропавловске (ныне Северо-Кахзахстанская область республики Казахстан), где глава семейства Исматулла преподавал в мусульманских медресе. Опытный педагог с семьёй селится в Ембаево (Улу Манчыл), где действует крупное медресе, основанное братьями Кармышаковыми-Сейдуковыми.

Сам Ибрахим первоначальное религиозное образование получил в Ембаево. В графе «Наставники» метрической книги указано, что в Ембаево религиозным наукам его обучал его отец шейх Исматулла Аль-Бурундукый. Его вторым наставником был богослов с мировым именем Галимджан Баруди. Эта информация указывает на то, что Ибрахим Бурундуков окончил самое передовое в те годы мусульманское медресе «Мухаммадия», основателем которого и являлся Баруди.

В данном контексте стоит отметить, что казанское медресе «Мухаммадия» было новометодным. Образовательная программа данного заведения, помимо общих религиозных дисциплин включала в себя также углубленное изучение светских наук, в том числе русского языка. Подчеркнём, что в те годы началось острое противостояние между сторонниками нового метода обучения шакирдов (джадидистами) и сторонниками схоластического направления (кадимистами), которые всеми силами отстаивали средневековые методы преподавания, ограничиваясь обучением исключительно религиозных наук.

Данный раскол ощущался во всех провинциях Российской империи, где проживали мусульмане. Приходы Тобольской губернии данный раскол не обошёл стороной. К примеру, Ибрахим Бурундуков окончил новометодную казанскую «Мухаммадию», а его коллега из Юрт Шабабинских Галеев окончил медресе Гали ишана, которое долгие годы сохраняла традиции кадимистского направления.

Возможно, с проблемой джадидистско-кадимитского противостояния связаны попытки лишения сана имама Ибрахима Бурундукова в 1908 году. Так в 21 номере журнала Оренбургского духовного собрания «Маглюмат» (Вестник) сообщается о низложении с Ибрахима Бурундукова сана имама. Акт отлучения от должности, согласно документу, был основан на решении приговора членов прихода. Возможно, что именно передовые взгляды выпускника «Мухаммадии» не понравились старейшинам.

Официально должность имама Градо Тюменской мечети Ибрахим Бурундуков занимал с 1902 по 1908 годы. После решения о его увольнении Тобольским губернским управлением выносится предписание о назначении имамом другого священнослужителя – Салим Гилея Хайретдинова Габитова.

Но несмотря на низложение полномочий имама, Ибрахим Бурундуков продолжал играть заметную роль в духовной жизни тюменских мусульман. Его благородная родословная, родственные узы со многими известными мусульманскими фамилиями Поволжья и Сибири не дали просветителю сразу сойти с исторической арены. По свидетельствам его потомков, Ибрахим Бурундуков продолжал проживать с семьёй в доме при мечети и отправлять религиозные культы. Сохранение духовного статуса Бурундукова, возможно также было связано с позицией меценатов Речапова и Айтикина, передавших приходу свои домовладения и постройки, в которых расположились мечеть и дом имама.

Стоит отметить, что мусульманская община Тюмени того периода состояла из мусульман, прибывших из разных уголков Поволжья, Урала и Зауралья. Так, среди окормляемых членов прихода числятся верующие прибывшие из Казанской, Пермской, Уфимской, Вятской, Оренбургской губерний, Ялуторовского, Тобольского, Тюменского, Ишимского уездов Тобольской губернии, Семипалатинской области. Прихожанами Градо Тюменской мечети числились люди разного социального уровня: купцы, представители татарского дворянства (династия Кульмаметьевых), мещане, крестьяне, каторжане и прочие. К сожалению, графа о количестве прихода осталось незаполненной. Для уточнения данной информации требуется рассмотрение метрик тюменской мечети за предыдущие или последующие годы.

Очевидно, что старые конфликты послужили причиной доноса на Бурундукова во время гражданской войны. Духовный лидер тюменских мусульман в первые годы противостояния белых и красных вынужден был покинуть с семьёй Тюмень, отправившись в Вагайский район.

Преследования со стороны советской власти привели к разлучению членов семьи Ибрахима Бурундукова. Старшего сына Ибрахима Хасана расстреляли по обвинению в контрреволюционной деятельности. Сам бывший имам скончался в Ташкенте в 1930-ые годы.

Что касается самой мечети, то она продолжала действовать после отъезда имама Бурундукова. В статье тюменского исследователя Калиля Кабдулвахитова «Халида-апа из рода Борондыки и вакф мецената Речапова», опубликованной на аналитическо-информационном портале «ИсламРФ.ру» высказывается предположение о том, что мечеть была закрыта в 1922 году. В качестве подтверждения приводятся документы из государственного архива Тюменской области об акте изъятия имущества.

Здесь стоит внести ясность. Дело в том, что с марта по июль 1922 года в Тюменской губернии проходила кампания по изъятию церковных ценностей на нужды голодающих Поволжья. В том году обыскам Тюменской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей были подвергнуты все церкви, монастыри, мечети, синагоги и костёлы. Данная кампания не ставила перед органами советской власти задачу по закрытию культовых объектов. В данном случае главной целью было под благовидным предлогом помощи голодающим пополнить опустевшую в результате гражданской войны казну нового Советского государства.

Акт описи имущества, как указано в архивном документе от имени общины подписал настоятель мечети Ш. Минлекаев. Доводом на то, что Градо Тюменская мечеть продолжала существовать вплоть до конца 20-ых годов XX столетия служит резолюция от 22 августа 1922 года об утверждении в должности имама Градо Тюменской мечети гражданина Ахмедсалиха Абубакирова Муслимова 1877 года рождения. Информация о резолюции прописана в ведомостях о числе приходов и духовных лиц разных губерний Центрального духовного управления мусульман. Если бы приход действительно был закрыт, отсутствовало бы фактическое, официальное назначение имама.

Таким образом, согласно архивным данным, несмотря на отъезд из Тюмени Ибрахима Бурундукова Градо Тюменская мечеть продолжала функционировать до конца 20-ых годов XX столетия, вплоть до изъятия здания мечети органами советской власти.

К огромному сожалению, как и в случае с мечетью Юрт Шабабинских, здание Градо Тюменской мечети сохранить не удалось. На месте мусульманского храма построена высотное здание. Однако увеличение мусульманского населения областной столицы, активные миграционные процессы, а также наплыв иностранных студентов из мусульманских стран в Тюменский государственный университет, 90 % учебных корпусов которого находятся в исторической части города, делает вопрос о предоставлении администрацией города помещения в данном районе для отправления религиозных нужд верующими весьма актуальным. Возможно, благодаря стараниям активистов из числа местных жителей в будущем верующие будут иметь возможность совершать богослужения, не выезжая за пределы центра города.

Короткий обзор двух метрик мусульманских приходов показывает насколько многочисленны и разнообразны по своему составу были мусульманские общины Тюмени и близлежащих татарских поселений. Помимо этого, обращает на себя внимание факт наличия тесных контактов между разными этнографическими группами татар-мусульман. Как стало ясно из изложенного в нашей статье информации, мусульмане Сибири охотно обучались у духовных наставников в образовательных центрах Поволжья. Не менее охотно местные меценаты приглашали с тех краёв своих единоверцев для выстраивания системы духовного образования и духовного окормления местных правоверных.

На этом фоне кажутся безосновательными претензии тех людей, кто пытается заявлять о какой-либо обособленности одних этнографических групп татарского населения от других. Прочные духовные, культурные, родственные и экономические связи на протяжении веков связывали татар-мусульман Сибири, Урала, Поволжья и других регионов. Старинные метрические книги мусульманских приходов Тобольской губернии, словно послание от наших предшественников призывают своих потомков к единению и возврату к своим корням, основой которых всегда являлось мусульманское вероучение.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме