Имам Ибн Хумам, известный специалист по ханафитскому праву, писал:
"Фитр-садака обязательна для каждого свободного мусульманина". (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:285)
Доказательство
Все теологи основывают свое мнение на следующих хадисах:
1) Как сообщал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал «каждого мусульманина – будь он рабом или свободным, мужчиной или женщиной, молодым или старым, – выплачивать 1 саа фиников или ячменя. Он велел производить выплату до совершения выхода на праздничную молитву». (Бухари. Сахих. – 1:409).
2) По словам Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), «пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал фитр-милостыню обязательной. Она очищает постящегося от недостойных поступков и речей и является источником пропитания для бедных. При выплате фитр до праздничной молитвы, уплаченное считается принятой милостыней. Если же выплата производится после молитвы, это лишь обычная милостыня». (Абу Дауд. Сунан. – Стр. 263)
Есть немало иных повествований, говорящих о том же.
Условия, делающие выплату фитр обязательной
1) Ислам: согласно всем четырем мазхабам, фитр выплачивают только мусульмане. (Комментарий к «Фатх-уль-Кадир». – 2:286).
2) Свобода (не быть в рабстве): все теологи соглашаются с тем, что раб не обязан выплачивать фитр (там же).
3) Наличие нисаба (определенного достатка) для фитр. Правило основано на хадисе:
"Милостыня обязательна лишь для обеспеченных" (Ахмад. Муснад. – 10:7).
"Если человек обладает нисабом, он обязан выплачивать фитр, если нет, то нет. Установление нисаба свойственно лишь для ханафитского мазхаба. В маликитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах выплачивать фитр обязаны те, у кого есть излишки на ночь и праздничный день для самого себя и иждивенцев" (Мавахиб-уль-Джалиль. – 3:257; Мугни аль-Мухтадж. – 1:594; Аль-Мугни. – 4:301).
Установление нисаба основано на том факте, что фитр-милостыню часто называют «фитр-закятом». Например, именно так она названа в сообщении Ибн Умара в «Сахих» Бухари, повествовании Абу Сагида Худри в «Сахих» Муслима. Соответственно, полагают, что для фитр тоже имеется свой нисаб.
В ханафитском мазхабе имеется три вида нисаба, каждый из которых приводит к разным правилам:
1) Нисаб, делающий обязательным закят: иметь в собственности средства стоимостью 612,36 г серебра. Здесь важно, чтобы эти средства имели потенциал для увеличения. Например, потенциалом для увеличения обладают животные (верблюды, коровы, овцы), поскольку воспроизводятся и потому способны на увеличение своей численности. Есть также активы, которые имеют потенциал для роста, хоть и не растут, как животные, сами по себе. То есть с помощью данных активов возможно получение прибыли. Соответственно, сюда относят золото, серебро, деньги.
2) Обладание любым имуществом за пределами своих потребностей в размере 612,36 г серебра. Такой нисаб приводит к следующему:
– фитр-милостыня становится обязательной;
– нельзя быть получателем закята;
– обязательным становится жертвоприношение;
– человек обязан сам материально обеспечивать свою семью.
Для этого вида нисаба необязательно, чтобы имущество имело возможность воспроизводства или было товаром для продажи. Необязательно также, чтобы человек обладал им в течение целого лунного года (в отличие от первого вида нисаба). Если человек обладает вторым видом нисаба, он еще не обязан уплачивать закят, но зато должен выплатить фитр.
3) Обладание пропитанием на один день. Некоторые говорят, что речь здесь идет о 153,09 г серебра. Наличие такого достатка приводит к следующему даёт человеку право получать милостыню.
Обладатели третьего вида нисаба (наименьшего из трех) не обязаны уплачивать фитр, на них нет обязанности жертвоприношения в дни хаджа (Ашраф-уль-хидая. – 3:161) .
Иными словами, согласно ханафитскому мазхабу, фитр-милостыня обязательна для тех, кто имеет активы любого рода, превышающие базовые потребности, как минимум, на 612,36 г серебра.
Источник: alhakk.ru