Четыре праведных халифа – Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллаха, внесли большой вклад в развитие средневекового единого мусульманского государства. Включая в орбиту влияния все больше территорий, они выстраивали миролюбивую политику в отношении проживавших на них людях. В этой статье мы приведём несколько примеров, указывающих на гуманное отношение мусульман к реликвиям и святыням представителей других религий.
В 637 году Иерусалим вошёл в состав мусульманского государства. Жители города потребовали у мусульманских войск, чтобы капитуляцию провёл правитель правоверных Умар бин Аль-Хаттаб. Умар прибыл в Иерусалим для составления договора между правительством Халифата и жителями города. В этом документе Умар записал: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. Это безопасность, которую гарантирует раб Аллаха Умар – правитель правоверных, жителям Иерусалима. Он гарантирует им безопасность их жизни, их церквей и крестов. Никто не будет жить в их церквях, и они не будут разрушены, и ничто не будет отнято из церкви, её территории, и их креста. Никого не будут преследовать за его веру и никому из христиан не причинят вреда. Жители Иерусалима должны платить джизью как платят её жители сирийских городов. Они должны вывести из города византийцев и воров. Кто выйдет, тот в безопасности за свою жизнь и имущество, пока не достигнет своего убежища. Кто останется, тот тоже в безопасности и должен платить джизью. Тот из жителей Иерусалима, кто желает покинуть город вместе с византийцами сам и со своим имуществом и освободить свои синагоги и церкви, то они сами, их синагоги, и церкви в безопасности, пока они не достигнут своего убежища. Кто желает из них остаться, то он в безопасности и должен платить джизью как другие жители Иерусалима, а кто желает, может уйти с византийцами, кто желает может вернуться к своей семье. У них ничего не будет взиматься до тех пор, пока они не соберут свой урожай».
После заключения данного договора Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) вошёл в Иерусалим. Он пришёл к храму гроба Господня и сел во дворе храма. Когда наступило время молитвы, Умар обратился к патриарху иерусалимскому, сказав: «Я хочу исполнить молитву». Патриарх предложил ему: «Молись прямо здесь». Умар отказался и вышел за пределы храма и в одиночку исполнил намаз на ступени лестницы храма. Умар (да будет доволен им Аллах), завершив молитву, объяснил причину своего отказа молиться в храме, сказав:
لو صليت داخل الكنيسة أخذها المسلمون بعدى وقالوا: هنا صلى عمر
«Если бы я помолился внутри храма, то после меня мусульмане забрали бы его себе, сказав: «Здесь молился Умар».
Другой великий сподвижник Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Его воин – Халид бин Аль-Валид (да будет доволен им Аллах), заключая договор с жителями Дамаска гарантировал им следующее:
هذا كتاب من خالد بن الوليد لأهل دمشق: إني قد أمنتهم على دمائهم وأموالهم وكنائسهم
«Это письмо от Халида бин Аль-Валида жителям Дамаска: «Воистину, я гарантирую им безопасность их крови, их имуществу и их церквям».
Ещё жителям двух городов Сирии, Анат и Киркесиум Халид бин Аль-Валид (да будет доволен им Аллах) гарантировал:
ولهم أن يضربوا نواقيسهم في أي ساعة شاءوا من ليل أو نهار إلا في أوقات الصلوات وأن يخرجوا الصلبان في أيام عيدهم
«Они могут бить в свои колокола в любой час дня и ночи, когда пожелают, кроме времени молитв, и могут выносить свои кресты на свои праздники».
Другой великий воин и правитель из числа сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) А’мр бин Аль-А’с (да будет доволен им Аллах) после завоевания Египта гарантировал его жителям следующее:
هذا ما أعطى عمرو بن العاص أهل مصر من الأمان على أنفسهم وملتهم وأموالهم وكنائسهم وصلبهم وبرهم وبحرهم ، لا يدخل عليهم من شيء من ذلك ولا ينقض
«Это гарантия безопасности жизни, веры, имущества, церквей, крестов, суши и моря, которую дают А’мр бин Аль-А’с жителям Египта. Ничто не будет добавлено к этому и ничего не убавится».
Отдельные письменные гарантии Умар дал жителям города Баб Людд. В документе, в частности говорится:
هذا ما أعطى عبد االله عمر أمير المؤمنين أهل لد ومن دخل معهم من أهل فلسطين أجمعين، أعطاهم أماناً لأنفسهم وأموالهم ولكنائسهم وصلبهم وسقيمهم وبريئهم وسائر ملتهم ؛ أنه لا تسكن كنائسهم ولا تهدم ولا ينتقص منها ولا من حيزها ولا مللها، ولا من صلبهم ولا من أموالهم، ولا يكرهون على دينهم ؛ ولا يضار أحد منهم؛ وعلى أهل لد ومن دخل معهم من أهل فلسطين أن يعطوا الجزية كما يعطى أهل مدائن الشام
«Это гарантии, предоставленные рабом Аллаха, Умаром – правителем правоверных жителям Людда, и всем, кто вошёл с ними (в договор) из числа жителей Палестины. Умар даёт им гарантии безопасности их жизни, имуществу, церквям, крестам, немощным и больным, а также всем их единоверцам. В их церквях никто не будет проживать, они не будут разрушены, ничего не отнимется из церквей, их владений, прихожан, их крестов и их имущества. Их не будут притеснять в их вере, и никому из них не причинят вреда. Жители Людда и те, кто к ним относится из числа жителей Палестины должны платить джизью как платят её жители сирийских городов».
Великий мусульманский правитель и деятель, которого по праву называют пятым праведным халифом, Умар бин Абдульазиз отправил приказ своему наместнику Абдуррахману бин Ганаму, велев ему:
لا تهدموا كنيسة ولا بيعة ولا بيت نار صولحتم عليه
«Не разрушайте церкви, синагоги и храмы огня тех общин, с которыми вы заключили мирный договор».
Данные примеры указывают на то, что праведные халифы, как и их последователи не ставили перед собой целью порабощать население в плане духовности и культуры. Мусульмане в самых тяжёлых условиях проявляли высшую степень справедливости, демонстрируя примеры мирного сосуществования различных вероисповеданий в рамках одной страны.
Источник: alhakk.ru