Возникновение суфизма многие исламоведы относят к середине VIII – началу IX века. В это время вместо терминов «التصوف» — «ат-тасаввуф» и «الصوفي» — «ас-суфи» использовались слова «الزهد» — «зухд» (аскетизм, воздержание, отречение от мира) и «زاهد» — «захид» (аскет), либо близкое к нему «عابد» — «абид» (богомолец, подвижник).
Однако, первые представители аскетическо-мистического течения в исламе заложили основу суфийского учения. Одним из основателей ат-тасаввуф считается аль-Хасан аль-Басри Абу Сайид б. Абу-л Хасан Йасар (642-725) – тонкий психолог, создатель «науки» о «сердцах и помыслах» (аль-кулуб ва-лхавотир) и о человеческих намерениях (нийат). В высказываниях и проповедях басрийских аскетов – учеников и последователей аль-Хасана аль-Басри Рабахаб. Амра, Рабии аль-Адавии, ад-Дарани (конец VIII – начало IX века) появляются мотивы бескорыстной любви к Богу (محبة — махабба, حب — хубб), неизбывной тоски по Нему, стремления сблизиться с ним.
В исследовании проблемы генезиса и развития одного из ведущих направлений классической арабо-мусульманской философии, одним из полноценных источников по истории суфизма является произведение шейха Фаридиддина Аттара (ум. в 1229 г.) «Тазкират-ул-авлийа» («Жизнеописание святых»), в котором приводятся биографии 70 видных шейхов суфизма. В книге Ф.Аттара наряду с биографическими данными представителей суфизма различного периода также приводятся высказывания и теоретические положения шейхов относительно философии, теологии, этические концепции данного учения, что позволяет проследить эволюцию суфизма.
Особо важное значение имеет труд Абдурахмана Джами (1414-1492) «Нафахот-ул-унс» («Веяние ветерка дружбы»), в котором приводятся интересные сведения, начиная от представителя раннего суфизма Абдухошима Куфи (VIII век) до поэта Ходжа Хафиза Шерози (XIV в.). В книге представлена информация о 588 шейхах, а также 33 представительницах суфизма, женщинах-суфиях.
Выдающийся поэт, философ Алишер Навои (1441-1501), будучи последователем суфийского тариката Накшбандия, также создал специальную работу по истории суфизма. Бесценным источником по изучению истории среднеазиатского суфизма является знаменитый труд А.Навои «Насойим-улмухаббат мин Шамойим ул футувват». В ней приводятся сведения о представителях среднеазиатского суфизма – тюркских шейхах.
Одним из глубоких источников по изучению генезиса истории среднеазиатского суфизма является трактат Фахриддина Али Бинни аль-Воиза аль-Кошифи, известного под именем ас-Сафи (ум. в 1532 г), «Рашахот айн-алхайят» («Капли источника жизни»). Ценность этой книги состоит в том, что она содержит биографии и поучения суфийских шейхов, среди которых главное место отводится биографии шейхов «Ходжагон – Накшбандия». Автор приводит имена 94 шейхов, их жизнеописания и характеристики, доводит силсила (или же шажара) до Ходжа Ахрара и далее. Вышеперечисленные выдающиеся личности источником суфийских идей считали прежде всего Коран, вдохновителем благородных суфиев – пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
По вопросу хронологии возникновения и развития суфизма имеются многочисленные суждения и версии. Средневековые авторы, пишущие о суфизме, в том числе ас-Сулями, Абу Абд ар-Рахман Мухаммад б. Хусайн (937 или 942-1021) – крупнейший представитель Хорасанской школы суфизма, автор многочисленных классических суфийских сочинений, ал-Ансари аль-Харави, Абу Исмаил Абдаллах б. Мухаммад (1006-1089) –известный суфий-ханбалит, аль-Худжвири, Абу-л-Хасан Али б. Усман аль-Газнави ал-Джуллабий (ум. между 1072 и 1076 гг.) – автор первого на персидском языке труда по суфизму, в котором систематически изложены его история и сущность, мировоззрение и практика суфиев, к числу первых суфиев относят многих выходцев из Хорасана и Мавераннахра.
Когда ислам распространил свои границы на многие народы и расы, появилась необходимость систематизировать наследие, которое осталось от пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Возникли исламские науки: фикх, таухид, наука о хадисах. Возникновение этих наук было велением времени. Среди них был и тасаввуф, который изучает методы и способы духовного воспитания и приближения к Всевышнему Аллаһу.
Откуда же пришло это название «тасаувуф» (суфизм)? По некоторым данным, оно пришло от слова «أهل الصفة» — «Ахлю-Суффат”. По другим данным, от слова «صوف» — «Суф» – шерсть, одежды, которую они носили. Во время табиинов, когда люди стали основное внимание уделять мирскому, увлекаясь роскошью в одежде, в еде, в жилье и транспорте, они отреклись ото всего этого. Самой дешёвой одеждой того времени была шерсть. Богатые «مترفون» — мутрафуны избегали ношения шерстяной одежды: они одевали красивые и дорогие одеяния, а шерсть была уделом бедных и неимущих. Но благородные имамы, которые отреклись ото всего мирского и искренне служили Аллаһу предпочли надевать самую дешёвую, шерстяную одежду, отказавшись от роскоши. И люди называли их «суфиями».
Говоря кратко, суфизм является сутью Куръана и Сунны Пророка (да благословит его Аллаһ и приветствует), это очищение сердца от порицаемых качеств и познание Аллаһа.
Считается, что одним из первых людей, который был назван суфием, был Джабир бин Хаййан (ум. в 767 г.). Согласно другому преданию – Абу Хашим (ум. в 767 г.). Оба жили в VIII веке, они были из Куффы, можно говорить о том, что это понятие впервые возникло в Куффе (Ирак). А их предшественником в суфизме считается табиин Абу Саи́д альХа́сан ибн Яса́р аль-Басри (642-728 гг.) (да помилует его Аллаһ), который тоже умер в Ираке (Басре).
Первые произведения тасаввуфа начали применяться и распространяться в IX вв. Начиная с конца XII в. и последующие века появляются школы (машраб) или суфийские направления (тарикат): йасавийа, накшбандийа, кадирийа, кубравийа, шазилийа, чиштийа и др. Большинство тарикатов названо по имени своих основателей. Каждый суфийский тарикат имеет цепь преемственности духовных наставников (السلسلة — силсиля), которая восходит к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижникам.
Обучать тасаувуфу может только тот, кто имеет разрешение (إجازة — иджаза) от предыдущего наставника. Создание системы разрешения на воспитание было неслучайным. Исламский учёный Ас-Суюти сказал, что вышеупомянутая система была организована для того, чтобы защитить религию от невежественных учителей.
Появление различных тарикатов связано с методами воспитания пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Например, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) получил от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) тихий (خفي — хафи) зикр, поэтому в тарикате накшбандийа практикуется зикр про себя, зикр сердцем, а Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) получил от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) громкий (جهري — джахри) зикр, поэтому в тарикате шазилийа практикуется зикр вслух.
Цепочка учителей тариката накшбандийа восходит к Абу Бакру (да будет доволен им Аллаһ). Этот тарикат получил своё название в конце XIV в. по имени Мухаммада Баха’ ад-дина шаха Накшбанда Бухари (1318-1389 гг.), который возродил прежние традиции духовного воспитания. Накшбанд – это прозвище Баха ад-дин хазрата. Слово «نقش» — накш означает «гравировка» (украшение). Накшбанд – тот, кто занимается украшением сердца именем Аллаһ, а Шах Накшбанд – повелитель украшенных сердец.
Мухаммад Баха’ ад-дин шах Накшбанд Бухари выступил против полного аскетизма, против отказа от мирских дел, призывал к труду и знанию. Он на собственном примере показывал, как нужно работать и пользоваться плодами своего труда. Однажды его спросили: «В чём суть вашего тариката?» Он ответил: «Сутью нашего тариката является «хальвет дар анджуман», то есть внешне пребывая с людьми, внутренне пребывать с Аллаһом». Eму принадлежит такое изречение: «Дилл ба еру (Сердце – Возлюбленному(Аллаһу)), даст ба кор (рука – делу)».
Другое изречение великого шейха:
أوصيك يا بني بتعلم العلم و الأدب و التقوى في جميع الأحوال و عليك أن تتبع آثار السلف و أن تلازم السنة و الجماعة و تعلم الفقه و الحديث و اجتنب الصوفي الجاهل و صل الصلاوات بالجماعة على الدوام بشرط أن لا تقبل شيئا من وظائف الإمامة و الأذان
«Я завещаю тебе, о сынок, во всех состояниях добывать знания, соблюдать этикет и быть богобоязненным. Ты должен следовать путём праведных предшественников, придерживаться сунны и общины, изучать фикх, хадис, и остерегайся необразованного суфия, и всегда исполняй молитвы коллективно при условии, что ты не будешь соглашаться быть имамом или муэдзином».
Подтверждением похвальности данных слов является аят Куръана, в котором сказано:
رِجَالٌ لَّا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ ۙ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ
«Мужи, которых ни торговля, ни покупки не отвлекают от поминания Аллаһа, исполнения молитвы, и выплаты закята. Страшатся они дня, когда перевернутся сердца и взоры». (Сура 24 “ан-Нур” — «Свет», 37 аят).
Тарикат накашбандийа из Средней Азии получил широкое распространение во всём исламском мире, особенно в период Османского государства. Большинство ханафитских учёных по различным областям исламских наук были в тарикате накшбандийа. Например, известный имам ибн Абидин. Его наставником в тасаввуфе был Халид Багдади. Известными приемниками Баха ад-Дина Накшбанда были Мухаммад Парса Аляветдин Аттар. Через них тарикат вышел за границы Средней Азии.
Также большой вклад в развитие этого тариката внёс величайший духовный наставник, богослов Ахмад Фарук Сирхинди (Имам Раббани). Он жил в XVI XVII вв. Имам Раббани возродил сунну Пророка (саллаЛлаһу алейхи уа саллям), благодаря своим трудам защитил шариат от искажений. О таких учёных сказано в хадисе Пророка (саллаЛлаһу алейхи уа саллям): «В начале каждого века Аллаһ будет посылать этой умме обновителя веры». Имам Раббани известен как «муджадид альфи сани» («обновитель второго тысячелетия»). От него возникла новая ветвь тариката накшбандийа – муджаддидия.
Источник: alhakk.ru