Пятница 29 марта 2024 г.
Фаджр
03:55
Восход
06:14
Зухр
12:46
Аср
17:01
Магриб
19:11
Иша
21:04
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Посох – атрибут праведников и пророков

Посох – атрибут праведников и пророков

 Посох, трость – особая палка, основное значение которой – поддержка при ходьбе. Как правило, на посох опираются, и он придаёт устойчивость.

Этот пророческий атрибут, пришедший к нам из древности, по праву можно считать самым первым предметом, которым пользовался человек. У первого человека и пророка – Адама – был посох, которым он пользовался, и после его смерти потомки долгое время передавали этот предмет от отца к сыну.

Среди вещей, которые Пророк Нух поднял на свой корабль во время потопа, был табут со священными писаниями, Хаджар аль-асвад (чёрный камень), а также посох Адама (мир ему).

Этот посох со временем достался Пророку Салиху (мир ему). Племя Самуд, к которому он был послан, потребовали показать им чудо, чтобы из расколовшейся скалы вышла верблюдица с детёнышем. Это было их условием для принятия веры в Аллаха.

Тогда Салих встал, совершил два ракаата намаза и, воздев руки, обратился к Аллаху. Потом, взяв посох Адама, подошёл к скале и ударил им по ней. Скала стала стонать, как роженица, и у всех на глазах из неё вышла верблюдица с детёнышем и отчётливо произнесла: «Ла илаха илла-ллах, Салих – расулуллах» («Нет бога, кроме Аллаха, и Салих – Его пророк»), хотя обычно животные не имеют дара речи.

Когда Пророк Муса стал зятем Пророка Шуайба и договорился десять лет пасти его овец, Шуайб отвёл Мусу в комнату, на стенах которой были развешаны посохи, и предложил новому пастуху взять любой из них. Муса протянул руку, и ему попался красный посох, но Шуайб велел оставить его. Снова Муса протянул руку, и опять попался тот же самый посох, и Шуайб опять приказал повесить его на место. Но сколько бы раз Муса ни протягивал руку, ему попадался один и тот же посох, и Шуайб, наконец, позволил взять его. Шуайб сказал, что этот посох дарован Аллахом Пророку Адаму в Раю, и завещал свято оберегать его. После этого посох остался у Мусы.

Посох, который был у Пророка Мусы (мир ему), упомянут в Священном Коране, в суре «Таха».
«Что в твоей руке?» – спросил Мусу Всевышний.

قَالَ هِيَ عَصَايَ أَتَوَكَّأُ عَلَيْهَا وَأَهُشُّ بِهَا عَلَىٰ غَنَمِي وَلِيَ فِيهَا مَآرِبُ أُخْرَىٰ

«Сказал Муса: «Это посох мой, на него я опираюсь, сбиваю с веток листья для моих овец и пользуюсь им для других целей». Сура «ТаХа», 18-й аят.

Всевышний Аллах сотворил в посохе Мусы (мир ему) великие знамения, так что уверовали при виде их даже самые упорствующие в неверии колдуны.

Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:

أن موسى كان يحمل عليها زاده وسقاءه ، فجعلت تماشيه وتحدثه ، وكان يضرب بها الأرض فيخرج ما يأكل يومه ، ويركزها فيخرج الماء ، فإذا رفعها ذهب الماء ، وإذا اشتهى ثمرة ركزها فتغصنت غصن الشجرة وأورقت وأثمرت ، وإذا أراد الاستقاء من البئر أدلاها فطالت على طول البئر وصارت شعبتاها كالدلو حتى يستقي ، وكانت تضيء بالليل بمنزلة السراج ، وإذا ظهر له عدو كانت تحارب وتناضل عنه

«Муса носил на посохе пищу и питьё, посох шёл с ним и разговаривал. Муса стучал им по земле и появлялась пища его на текущий день. Когда он всаживал посох в землю — появлялась вода. Если он хотел поесть фрукты, то он втыкал посох в землю, и на нём появлялись ветви, листья и плоды. Если он хотел набрать воду из колодца, то он опускал посох, который удлинялся на длину колодца, его концы становились ведром, посредством которого он набирал воду. Посох светил Мусе, мир ему, в ночи как светильник, а если появлялся враг, то посох сражался и защищал его».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) использовал посох и устанавливал его перед собой в молитве. Приводит имам Аль-Бухари, что Абдулла бин Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал:

أنَّ رَسولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ كانَ إذَا خَرَجَ يَومَ العِيدِ أمَرَ بالحَرْبَةِ، فَتُوضَعُ بيْنَ يَدَيْهِ، فيُصَلِّي إلَيْهَا والنَّاسُ ورَاءَهُ، وكانَ يَفْعَلُ ذلكَ في السَّفَرِ، فَمِنْ ثَمَّ اتَّخَذَهَا الأُمَرَاءُ

«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел в день праздника, он велел взять посох и установить его перед ним. Пророк, мир ему, молился перед посохом, а люди стояли за ним, и так он поступал в пути. Таким образом применяли посох и правители ислама».

Сообщается, что у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был посох с кривым концом, которым он указывал в сторону Чёрного камня, когда не мог его поцеловать.

Есть много высказываний сподвижников Пророка, мир ему, свидетельствующих о практической и духовной пользе использования посоха.

Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:

إذا انتهيت إلى رأس بئر فقصر الرشا وصلته بالعصا ، وإذا أصابني حر الشمس غرزتها في الأرض وألقيت عليها ما يظلني ، وإذا خفت شيئا من هوام الأرض قتلته بها ، وإذا مشيت ألقيتها على عاتقي وعلقت عليها القوس والكنانة والمخلاة ، وأقاتل بها السباع عن الغنم

«Когда я подхожу к изголовью колодца, и верёвка не достаёт до воды, я прикрепляю её к посоху. Если я попадаю под зной Солнца, я устанавливаю посох и набрасываю на него то, что даёт мне тень. Если я боюсь насекомых и грызунов, то убиваю их посохом. Когда я иду пешком, то кладу посох на своё плечо и вешаю на него лук, колчан и сумку. Посохом я отгоняю хищников от моих овец».

Маймун бин Махран приводит слова Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах):

إمساك العصا سنة للأنبياء ، وعلامة للمؤمن

«Ношение посоха — это сунна пророков и признак верующих».

Аль-Хасан Аль-Басри сказал:

فيها ست خصال ؛ سنة للأنبياء ، وزينة الصلحاء ، وسلاح على الأعداء ، وعون للضعفاء ، وغم المنافقين ، وزيادة في الطاعات

«У посоха шесть предназначений: сунна пророков, украшение праведников, оружие против врагов, помощь слабым, огорчение для лицемеров и умножение в поклонении».

Мудрецы сказали:

إذا كان مع المؤمن العصا يهرب منه الشيطان ، ويخشع منه المنافق والفاجر ، وتكون قبلته إذا صلى ، وقوة إذا أعيا

«Если у верующего человека есть посох, то от него убегает шайтан, его боится лицемер и грешник. Посох будет его кыблой в молитве, и силой, когда он ослабнет».

Аль-Куртуби приводит в своём тафсире:

لقي الحجاج أعرابيا فقال : من أين أقبلت يا أعرابي ؟ قال : من البادية . قال : وما في يدك ؟ قال : عصاي أركزها لصلاتي ، وأعدها لعداتي ، وأسوق بها دابتي ، وأقوى بها على سفري ، وأعتمد بها في مشيتي لتتسع خطوتي ، وأثب بها النهر ، وتؤمنني من العثر ، وألقي عليها كسائي فيقيني الحر ، ويدفئني من القر ، وتدني إلي ما بعد مني ، وهي محمل سفرتي ، وعلاقة إداوتي ، أعصي بها عند الضراب ، وأقرع بها الأبواب ، وأتقي بها عقور الكلاب ؛ وتنوب عن الرمح في الطعان ؛ وعن السيف عند منازلة الأقران ؛ ورثتها عن أبي ، وأورثها بعدي ابني ، وأهش بها على غنمي ، ولي فيها مآرب أخرى ، كثيرة لا تحصى

«Аль-Хаджадж встретил бедуина и спросил его: «Откуда ты идёшь, о бедуин?» Тот ответил: «Из пустыни». Аль-Хаджадж спросил: «Что у тебя в руке?» Бедуин ответил: «Это мой посох, я его устанавливаю для своей молитвы, и использую его в своей работе, я подгоняю им своё верховое животное, использую его в своём путешествии, опираюсь на него при ходьбе, чтобы был шире мой шаг и вхожу с ним в реку. Он спасает меня от падения, и я накидываю на него свою одежду — это спасает меня от жары и согревает меня от холода. Посох приближает ко мне всё, что далеко от меня. На нём я ношу свою пищу и на него вешаю свои инструменты. Я стучусь им в двери и защищаюсь им от диких собак. Он заменяет мне копьё при ударе и меч при битве с противниками. Он перешёл мне от отца и перейдёт моему сыну после меня. Я сбиваю им листья для своих овец и использую его для многих других бессчётных задач».

Приводит имам Малик, что Ас-Саиб бин Язид сказал:

أمر عمر بن الخطاب - رضي الله عنه - أبي بن كعب وتميما الداري أن يقوما للناس بإحدى عشرة ركعة ، وكان القارئ يقرأ بالمئين حتى كنا نعتمد على العصي من طول القيام ، وما كنا ننصرف إلا في بزوغ الفجر

«Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) велел Убаю бин Ка’бу и Тамиму Ад-Дари исполнять с людьми одиннадцать ракаатов, и кари (то есть имам) читал суры по сто аятов, и от долгого стояния нам приходилось опираться на посохи, и мы не уходили раньше рассвета».

У одного из аскетов спросили:

ما لك تمشي على عصا ولست بكبير ولا مريض ؟ قال إني أعلم أني مسافر ، وأنها دار قلعة ، وأن العصا من آلة السفر

«Почему ты ходишь с посохом ведь ты не стар и не болен?» Он ответил: «Я знаю, что отправлюсь в путь, а этот мир исчезнет, а посох предназначен для пути».

Согласно заключению богословов, использование посоха в исламе является сунной. Поэтому и в наши дни имамы произносят пятничные и праздничные проповеди, опираясь на посох.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме