Как известно, семья является ячейкой и основой общества. Это подтверждает Коран. В Священной книге говорится:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга…» (Сура «Комнаты», 13 аят).
Аллах также говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих» (Сура «Женщины», 1 аят).
Эти аяты указывают на то, что семья является источником зарождения человечества и основой всего человеческого рода.
Семья играет важную роль в исламском обществе и зиждется на божественных принципах взаимоотношений мужчины и женщины, которые создают семью, закрепляя брачный союз согласно божественным законам. Брак и семья – это реализация великого божественного замысла, вселенской тайны, заключающейся в существовании человечества.
Аллах наделил человека целым рядом инстинктов, благодаря которому продолжается род человеческий. Но при этом Аллах выделил человека из остальных живых существ, живущих на земле, даровав ему разум и божественное руководство. Именно эти два столпа делают сына Адама человеком, отличая его от животного. Поэтому ислам повелевает мужчине и женщине создавать семьи, заключая брачный союз.
Безбрачие запрещено по исламу. Аллах вменил в обязанность мусульманам создавать семьи. Более того Аллах упоминает о том, что его посланники так же имели жён и детей:
وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا رُسُلًا مِّن قَبْلِكَ وَجَعَلْنَا لَهُمْ أَزْوَاجًا وَذُرِّيَّةً
«Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство» (Сура «Гром», 38 аят).
В другом аяте Аллах воодушевляет молодых людей на брак, даже несмотря на экономические трудности, с которыми они сталкиваются на данном этапе. Всевышний говорит:
وَأَنكِحُوا الْأَيَامَى مِنكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَائِكُمْ إِن يَكُونُوا فُقَرَاءَ يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах — Объемлющий, Знающий» (Сура «Свет», 32 аят).
Некоторые учёные считают, что этот приказ указывает на обязательность женитьбы для каждого, обладающего на то возможностью.
Что касается нестабильного экономического положения человека, планирующего завести семью, то относительно данного вопроса исламское богословие склоняется к мнению, что создание семьи является причиной увеличения достатка, даруемого людям Всевышним.
Так, Ибн Абу Хатим передаёт от Са’ида (ибн Абдуль-Азиза), что он сказал: «До нас дошло, что Абу Бакр ас-Сыддик сказал: ‘‘Повинуйтесь Аллаху в Его повелении жениться, и Он исполнит для вас Своё обещание о (даровании) богатства. Ведь Он сказал: ‘‘Если они бедны, - обогатит их Аллах из Своей щедрости’’».
Есть высказывание и другого знаменитого сподвижника Пророка, мир ему, Абдуллы ибн Масуда, сказавшего: «Ищите богатство в женитьбе (никахе), ибо Аллах сказал: ‘‘Если они бедны, - обогатит их Аллах из Своей щедрости’’».
Сообщается также, что Пророк, мир ему, даже женил парня, не имевшего ничего, кроме своего изара (плаща), и не нашедшего даже железного кольца в качестве махра (брачного дара). Пророк, мир ему, женил его на девушке, а тот (должен был) обучить её тому, что знает из Корана — в качестве махра. Известно то, что потом Аллах из Своей щедрости и снисходительности дал ему пропитание достаточное для него и неё.
Также передаётся, что Пророк, мир ему, сказал о том, что Аллах обогащает молодого человека, принявшего решение жениться ради того, чтобы избежать блуда.
Повеление Всевышнего о создании семьи посредством заключения брака несёт в себе ряд целей религиозного, этического, социального и медицинского характера.
Религиозная составляющая заключается в идеи реализации Божьего закона на земле. Так, в исламе муж и жена предстают компаньонами, которые совместно воплощают в жизнь волю Бога, совершая обязательные поклонения, воспитывая детей, прививая им традиционные духовные ценности, отстраняя себя и своих детей от различных непотребностей, запрещённых религией.
Другой стороной религиозной составляющей создания семьи является развитие исламского вероучения, что достигается как посредством миссионерской деятельности, так и посредством естественного прироста мусульман. Пророк Мухаммад, мир ему, относительно этого, в частности сказал:
تَزَوَّجُوا تَوَالَدُوا تَنَاسَلُوا فَإِنِّي مُبَاهٍ بِكُمُ الْمَمَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Женитесь, рожайте детей, плодитесь. Ибо я буду гордиться вами перед (другими) общинами в Судный день».
Этическая сторона вопроса заключается в правильном воспитании подрастающего поколения, представители которого посредством полученных духовных знаний должны вести порядочный образ жизни, сочетающий в себе повиновение Всевышнему и активное участие в жизни общества.
Говоря о медицинской стороне вопроса, нельзя не отметить то, что здравоохранение занимает одно из важных мест в исламском вероучении. Коран запрещает любые внебрачные связи, так как это очень негативно влияет на психологическое, душевное и физическое здоровье человека. Поэтому крепкая семья – основа здоровья общества и её членов.
Крепкая семья – крепкое общество. Если нет взаимопонимания между мужем и женой, то не стоить искать взаимопонимания между представителями разных социальных групп. По этой причине у мусульманских народов очень развит институт больших семейств, члены которых всячески поддерживают и помогают друг другу. Поэтому исламское понятие семьи более широкое, чем, скажем, европейское. Помимо супругов и их детей, неотъемлемыми членами мусульманской семьи являются также дедушки, бабушки, тёти и дяди с обеих сторон, а также дети каждого из них. С каждым членом такой большой мусульманской семьи религия повелевает верующему сохранять родственные отношения, общаться с ними, оказывать поддержку и принимать совместные решения относительно различных вопросов, касающихся семьи.
На арабском слово семья звучит как «усра». Это слово имеет множество значений, одно из них - «защищённое место», «крепость». То есть семья по сути является крепостью для всех её членов, которая защищает её от внешних негативных воздействий морального, нравственного и этического плана.
По этому поводу Пророк Мухаммад, мир ему, изрёк:
«يا معشر الشباب، من استطاع منكم الباءة فليتزوج؛ فإنه أغض للبصر، وأحصن للفرج، ومن لم يستطع فعليه بالصوم؛ فإنه له وِجَاءٌ»
«О, собрание молодёжи! Пусть женится тот, кто может (жениться) из вас, поскольку это в наибольшей степени способствует потуплению взоров и защите половых органов. А тому же, кто не может жениться, следует поститься, ибо пост для него (будет подобен) холощению». Хадис приводится в двух «Сахихах». [Бухари 1905, Муслим 1400]
Такое же значение приобретают слова Всевышнего: هُنَّ لِبَاسٌ لَّكُمْ وَأَنتُمْ لِبَاسٌ لَّهُنَّ
«Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них» (Сура «Корова», 187 аят).
Одеяние покрывает тело человека, скрывая его от посторонних глаз, оберегая его от зимней стужи, летнего зноя, порывистого ветра, дождя и прочего. Поэтому Аллах сравнивает супругов с одеждой, наделяя их таким образом свойствами, при которых они должны оберегать друг другу от вихрей жизненного пути, а также скрывать недостатки друг друга от посторонних.
Особое место в семейной жизни занимает воспитание детей, в особенности духовное воспитание. Об этом в частности говорится в Коране:
أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (Сура «Запрещение», 6 аят).
Смысл этого аята раскрыт в хадисе в котором посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « مروا الصبي بالصلاة إذا بلغ سبع سنين » «Учите ребенка молитве, начиная с семилетнего возраста…» (Имам Ахмад 3/404, абу Дауд 1/332).
Учёные сказали, что данные слова также применимы к посту в качестве религиозной практики, чтобы, когда ребёнок вырос, он регулярно совершал акты поклонения, повиновения, избегал ослушания и сторонился порицаемого.
Али ибн Абу Талиб (Да будет доволен им Аллах!) сказал о словах Аллаха Всевышнего: ﴾ قوُۤاْ أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَاراً ﴿ «Оберегайте себя и свои семьи от Огня»: «Воспитывайте и учите их». Ибн Аббас прокомментировал: «Повинуйтесь в делах Аллаху и избегайте ослушания. Повелевайте своим семьям поминать Аллаха, и тогда Он спасет вас от Огня». Муджахид сказал: «Бойтесь Аллаха и завещайте своим семьям быть богобоязненными». Катада сказал: «Велите им повиноваться Аллаху и запрещайте им ослушание. Велите им исполнять приказы Аллаха и помогайте им в этом. Когда ты видишь непослушание, останови такого и порицай».
Также нужно стараться, чтобы все усвоенные детьми духовные истины в последующем применялись ими на практике. Для этого, конечно же родителям на собственном примере нужно показывать детям как необходимо вести себя в той или иной ситуации, от каких деяний стоит отстраняться, и главное объяснить для чего это нужно, рассказать о вреде того или иного явления.
Помимо духовного воспитания, супруги также должны культивировать в своих детях любовь к труду. Необходимо учитывать склонности ребёнка к тому или иному занятию, чтобы в последующем ему легче было выбрать профессию, трудоустроиться и обеспечивать свою семью.
Два направления в семейном воспитании – духовное и творческое должны стать фундаментом для развития личности ребёнка. Иными словами, родители должны воспитывать не эгоистов, а крепких семьянинов и хранительниц домашнего очага.
Конечно, никакое воспитание не будет иметь должного эффекта, если между супругами не будет присутствовать любовь и взаимопонимание. Аллах говорит об этом так:
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (Сура «Римляне», 21 аят).
Учёные поясняют, что любовь между супругами может возникнуть впоследствии, по истечении некоторого времени. Поэтому первые годы совместной жизни бывают сложными в плане познания и привыкания друг к другу. В данном случае на первый план встаёт терпение, которое также является повелением Всевышнего и инструментом для решения определённых проблем.
В другом аяте говорится: هُوَ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَجَعَلَ مِنْهَا زَوْجَهَا لِيَسْكُنَ إِلَيْهَا
«Он — Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел в ней покой» (Сура «Ограды», 189 аят).
Этот аят указывает также на роли супругов, которые они должны выполнять в семье. Так, согласно традиции, жена является хранительницей семейного очага, обеспечивающей домашний уют и комфорт для мужа и своих детей. Согласно исламской модели семьи, в идеале женщина занимается домашней работой, воспитывает детей. Ей следует подчиняться мужу в его повелениях, если они не противоречат религиозным канонам. Женщине не следует требовать от мужа развода, даже если на это есть веские причины. Для начала нужно постараться разобраться с причинами. Согласно исламской традиции, женщине не следует покидать свой дом без ведома мужа, а также впускать кого-либо в дом без его разрешения. Женщине также не рекомендуется соблюдать дополнительные посты, не согласовав это с мужем. Ей стоит беречь себя и свою красоту только для своего мужа. Жене также следует молиться за своего мужа, прося у Аллаха за него здоровья и благополучия. Женщине категорически запрещается сообщать посторонним о недостатках своего мужа.
Подчинение жены мужу является её религиозной обязанностью, поэтому важно, чтобы жена избегала излишнего порицания своего супруга, поддерживая его в трудных ситуациях. От того, насколько женщина благодарна Всевышнему за данные ей милости в виде её супруга, детей, родителей и прочих благ, зависит её положение в мире вечном.
Особого внимания требуют отношения между родителями мужа и невесткой. По традиции, девушка, выходя замуж, покидает отчий дом и входит в дом своего мужа, где она становится частью его семьи. На данном этапе свёкор и свекровь становятся родителями для женщины, что требует от неё такого же уважительного отношения, которое она проявляет к своим родителям.
Излишняя придирчивость, злоба, необоснованное порицание своего мужа может привести к гневу Всевышнего. Пророк Мухаммад, мир ему, сказал:
(أُرِيتُ النَّارَ فَإِذَا أكْثَرُ أهْلِهَا النِّسَاءُ، يَكْفُرْنَ قيلَ: أيَكْفُرْنَ باللَّهِ؟ قالَ: يَكْفُرْنَ العَشِيرَ، ويَكْفُرْنَ الإحْسَانَ، لو أحْسَنْتَ إلى إحْدَاهُنَّ الدَّهْرَ، ثُمَّ رَأَتْ مِنْكَ شيئاً، قالَتْ: ما رَأَيْتُ مِنْكَ خَيْراً قَطُّ)
«Мне был показан Ад. Большинство его обитателей составляли женщины, которые были неблагодарны». Сахабы спросили: «Они были неблагодарны Аллаху?». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Они были неблагодарны своим мужьям за их хорошее отношение к ним. Это те женщины, которым на протяжении многих лет делают добро, а если ты один раз сделаешь что-то, что им не понравится, они скажут: «Я не видела от тебя ничего хорошего»» (Бухари, Иман, 21; Муслим, Иман, 132).
При этом благонравная женщина достигает довольства Всевышнего, которое станет для неё ключом к счастью в обоих мирах. Ибн Джарир передаёт от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «خَيْرُ النِّسَاءِ امْرَأَةٌ إِذَا نَظَرْتَ إِلَيْهَا سَرَّتْكَ، وَإِذَا أَمَرْتَهَا أَطَاعَتْكَ، وَإِذَا غِبْتَ عَنْهَا حَفِظَتْكَ فِي نَفْسِهَا وَمَالِك» «Лучшая из женщин та, от взгляда на которую радуешься, если ты повелишь ей, то она повинуется тебе. Если ты отсутствуешь, она сохраняет верность тебе и хранит твоё имущество».
Может показаться, что у жён очень много обязанностей перед мужем и другими членами семьи, однако главную ответственность за свою семью несёт муж. Помимо материального обеспечения, мужчина должен заботиться о нравственной стороне вопроса, не допуская того, чтобы члены его семьи вели себя неподобающе при людях или нарушали религиозные каноны, прописанные в Коране и благородной Сунне. Это достигается путём обучения мужем своей супруги религиозным правилам.
От мужчины также требуется хорошее отношение к своей жене, не допускаются какие-либо виды деспотизма и тирании в её отношении. Как и женщине, мужчине рекомендуется проявлять терпение и закрывать глаза на некоторые недостатки или ошибки, которые совершает его супруга, только если это не касается вопроса совершения обязательных религиозных обрядов и молитв. Мужу также, как жене запрещается рассказывать посторонним о её недостатках. Не допускается применение в отношении супруги психологического или физического давления. Учёные советуют по мере возможности больше проводить время с супругой, общаясь с ней, обсуждая как темы, касающиеся семейных вопросов, так и темы иного характера. Рекомендуется позволять супруге выходить из дома по своим делам при необходимости, а также помогать ей по дому, когда она больна или беременна.
Это прекрасная семейная система, которая была создана на основе повелений Всевышнего. Стоит отметить, что исламская модель семьи защищает права всех её членов и очень сильно отличается от системы, существовавшей на аравийском полуострове до прихода ислама, когда женщина не имела каких-либо прав. Это был период засилья мужчин. У женщин не спрашивали их мнения, когда их выдавали замуж. Женщины не обладали правами на наследство своих родственников, всё делилось исключительно между родственниками мужского пола. Только ислам смог кардинально изменить устоявшиеся антигуманные традиции, основанные исключительно на половой дискриминации.
Пророк, мир ему, сказал: إنَّما النساءُ شقائقُ الرجالِ
«Поистине, женщины — родные сёстры мужчин» (Этот хадис передали Ахмад 6/256, Абу Дауд 236, ат-Тирмизи 113, Ибн Маджах 612, аль-Байхакъи 1/168, ад-Дарими 764, ад-Даракъутни 492, Абу Я’ля 4694 со слов ‘Аиши).
Этими словами Посланник Аллаха, мир ему, уровнял в правах представителей обоих полов, что является великим благом и даром Всевышнего.
Из приведённых в статье коранических доводов и текстов Сунны, становится ясно, насколько важную роль в исламе играет институт семьи, главная задача, которой – реализация Божьего повеления об утверждении слова Бога на земле. Семья является спасительным ковчегом для её членов, спасающего их от невзгод и опасностей бренной жизни и приводящего их к вечным садам Рая.
Источник: alhakk.ru