Гора Арафат находится в 20 км восточнее Мекки. Она представляет из себя возвышенность, достигающую 70 м в высоту, которая находится в одноименной долине. Также она известна как Джабаль ар-Рахма (гора милости).
Она имеет большое значение для паломников, пребывающих в Мекку, так как именно на Арафате совершается один из обязательных ритуалов хаджа (стояние на горе Арафат).
По поводу названия горы есть разные мнения. Согласно сказанию, Адам и его супруга Хавва после изгнания из рая были ниспущены на землю, где долгое время пребывали в разлуке. В результате многолетних поисков они нашли друг друга на горе Арафат. У этой горы они снова встретились, снова познали друг друга. Глагол «познавать» на арабском языке звучит как «тааррафа», поэтому так называют эту гору на которой произошло историческая встреча наших прародителей, и которая положила начало всему человечеству. Бытует мнение, что название горы и эта история передается от поколения к поколению со времен Адама (мир ему). Согласно другому мнению, гора называется так, потому что паломники, во время стояния у горы признают величие Аллаха и свою немощность перед Ним (признание-итираф). Некоторые же утверждают, что гора называется так, потому что паломники, выполняя главный ритуал хаджа на Арафате, обволакиваются духовным благоуханием (арф-благоухание).
Всевышний Аллах так упоминает об этой горе в Коране:
«На вас нет греха, если вы ищете милость от своего Господа. А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте (Муздалифа). Поминайте Его, поскольку Он наставил вас на прямой путь, хотя прежде вы были одними из заблудших» (2/198).
В восьмой день месяца Зуль Хиджа, после совершения утренней молитвы, паломники из Мекки отправляются в долину Мина. На следующий день после утреннего намаза все паломники направляются к горе Арафат. Обязательный ритуал стояния на горе Арафат начинается с полудня. Данный ритуал продолжается до утреннего намаза следующего дня, но обычно паломники уже с вечера начинают покидать окрестности горы, направляясь в долину Муздалифа.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что вся долина Арафат является местом ритуального стояния паломников, обозначив тем самым, что не следует стремиться к стоянию именно на возвышенности. На Арафате желательно обращаться с мольбами к Аллаху.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) так объяснил важность и достоинство стояния на Арафате: «Количество (рабов), которых Аллах освобождает от ада в день Арафа несравнимо больше чем количество освобожденных (рабов) в другие дни».
«Аллах в день Арафа приближается к паломникам и похваляется перед ангелами говоря: «Чего хотят Мои рабы?».
Абу Катада передает, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я прошу у Аллаха, чтобы пост, который мы держим в день Арафа, будет искуплением этого, прошлого и будущего годов» (ибн Маджа, Сыям, 40; Дарими, Саум, 54; Ахмад бин Ханбаль, V, 296-297). Ученые так растолковывают этот хадис: «Если были совершены, или будут совершены мелкие прегрешения, то они будут прощены, если человек не совершил прегрешений, тогда Аллах облегчит бремя его больших грехов, если нет больших грехов, тогда Аллах возвысит степень своего раба» (ат-Тадж, аль-Джамиу лиль-Усуль, II, 95).
Также Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я здесь совершил жертвоприношение, вся Мина для жертвоприношения. Совершите жертвоприношение на месте своей ночевки (в Мине). Я здесь совершил ритуальное стояние. Весь Арафат для стояния…» (Муслим, Хадж). Источник: собственная информация