Ислам пришёл с законами, предназначенными исправлять путь человека в поклонении Творцу — Одному, Единому Аллаху.
Всевышний Аллах сказал:
(يريد اللهُ بكم اليسر ولا يريد بكم العسر)
«Аллах желает вам упрощения и не желает сложности». Сура «Аль-Бакара» — «Корова», 185-й аят.
Аллах, Велик Он и Всесилен, сказал:
(وما جعل عليكم في الدين من حرج)
«И не создал Он вам трудности в вере». Сура «Аль-Хадж», 78-й аят.
Приводит Аль-Бухари и Муслим достоверный хадис от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
( يَسِّرُوا ولا تُعَسِّروا وبشِّرُوا ولا تنفروا)
«Упрощайте и не усложняйте, радуйте и не отгоняйте».
Исламский закон установил правила и условия, регламентирующие упрощения в повседневной жизни и поклонении верующего, таким образом, чтобы использование их не было подчинено страсти и желанию людей, и дабы применение этих упрощений не приобрело форму человеческой необузданности. Например, существуют определённые правила и упрощения для постящихся в месяц Рамадан в отношении приёма пищи в дневное время, или правила использования земли для таяммума, а также правила, касающиеся сокращения молитвы и возможности объединения двух молитв для путников.
Тема данной статьи «Условия объединения молитв вне путешествия во время дождя и сильного холода».
Приводится в двух достоверных сборниках, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:
(أنَّ النبيَّ صلى الله عليه وسلم صلى بالمدينة سبعا وثمانيا الظهر والعصر جمعا والمغرب والعشاء جمعا)
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) исполнял в Медине семь и восемь ракаатов, объединяя зухр и аср, магриб и иша». Муслим добавил: «(من غير خوف ولا سفر)» — «без какой-либо опасности и не будучи в пути». Имам Аш-Шафии сказал: «Я считаю, что это было при дожде». То же сказал имам Малик в своём сборнике «Аль-Муватта».
Молящемуся не находящемуся в путешествии разрешено объединять молитвы при соблюдении соответствующих правил и условий, которые будут разъяснены ниже.
1. Согласно шафиитскому мазхабу, объединение молитв во время дождя и сильного холода может быть только «такдим» — заблаговременным, а не «та’хир» — запоздалым, то есть человек объединяет и исполняет «аср» — предзакатную молитву вместе с «зухр» — обеденной молитвой, а «иша» — ночную молитву, объединяя её с «магриб» — вечерней молитвой, но не наоборот.
Ханафиты в данном случае допускают объединение молитв только на стыке времён, то есть обеденная молитва совершается в конце её времени, а предзакатная в начале своего времени. Вечерняя молитва также совершается в конце её времени, а ночная в начале своего времени.
2. Можно объединять молитвы при сильном дожде и холоде, происходящих в действительности, но не допустимо опираться на предположение. К примеру, если к моменту наступления времени обеденной молитвы начнётся сильный дождь, то в этом случае объединение её с предзакатной молитвой будет считаться допустимым. Но если сильный дождь начнётся в то время, когда люди уже начали совершать обеденную молитву, то в этом случае обеденная молитва с предзакатной не объединяется. То же касается вечерней и ночной молитв.
3. Необходимым условием является продолжительность дождя от начала первой молитвы до её окончания и начала второй молитвы, то есть дождь должен лить в начале каждой из двух молитв. При окончании дождя во время исполнения второй молитвы объединение будет действительным.
4. Молитвы объединяются только если идёт сильный, проливной дождь, затрудняющий прихожанам поход в мечеть для совершения коллективной молитвы. Уровень дождя, из-за которого разрешается объединять молитвы в книгах по исламскому праву определяется по уровню промокания одежды и обуви прихожанина. То есть, дождь должен быть такой силы, при котором насквозь промокают одежда и обувь идущего в мечеть человека.
5. Объединение разрешено молящемуся, который исполняет коллективную молитву в мечети или в месте, где исполняется коллективная молитва, например, медресе, молитвенный дом и тому подобное.
Чтобы для молящегося стало разрешённым объединение молитв, его жилище должно находиться от места молитвы на таком расстоянии, что в случае обильных осадков его поход мечеть может принести ущерб его здоровью.
Нельзя объединять молитву тому, кто исполняет её в одиночку, или тому, кто находится в мечети постоянно, например, имам, муаззин или сотрудник, которые проживают на территории мечети или по соседству с ней, потому что для них нет никакого вреда от дождя.
Некоторые учёные сказали, что имам должен объединять молитвы вместе с прихожанами если он живёт за пределами мечети, и даже если его дом находится не далеко от неё.
Что касается объединения молитв во время дождя Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в пророческой мечети, с учётом того, что дома его жён были по соседству с мечетью, то на это учёные ответили, что их дома были на разном расстоянии и большинство домов находились далеко от мечети, и когда он объединял молитвы, он был в дальнем доме.
6. Для исполнения второй объединяемой молитвы имам должен иметь намерение исполнить её коллективно будучи имамом, если же у него не было такого намерения, то его молитва недействительна. Если молящиеся узнали о том, что у имама не было такого намерения, то их молитва тоже будет недействительна, если они об этом не знали, то их молитва действительна.
7. Необходимо обратить внимание на то, что при наличии всех условий для объединения, молящийся должен исполнить суннат-намазы до и после двух объединённых молитв и исполнить витр-намаз после ночной молитвы.
Я хотел бы наставить молящихся братьев не пренебрегать этим вопросом, потому что я видел некоторых молящихся (да наставит их Аллах), которые объединяли молитвы при малейшем дожде, или даже увидев дождевые облака, или при ожидаемом похолодании, или проживая в мечети или рядом с ней. Это при том, что для них нет никакого вреда, если он придёт в мечеть, тем более, что, если у человека есть машина, на которой он без труда может добраться до мечети. За стремление исполнять коллективную молитву в мечети человек получает огромную награду и нельзя её терять по незначительной причине, к тому же пропуск времени молитвы без наличия вышеперечисленных нами причин является великим грехом.
Только Аллах Всезнающий и Мудрый.
Труд пера профессора, шейха
Абдурраззака Ас-Са’ди.
Источник: alhakk.ru