Четверг 25 апреля 2024 г.
Фаджр
01:48
Восход
05:03
Зухр
12:39
Аср
17:41
Магриб
20:09
Иша
22:34
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

История возникновения школ тафсира

История возникновения школ тафсира

Священный Коран – книга, ниспосланная пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) через ангела Джабраиля, переданная от пророка путем таватура (передача информации от одного поколения к другому)[1].

Обращаясь к Пророку, Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

وَمَآ أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ إِلاَّ رِجَالاً نُّوحِيۤ إِلَيْهِمْ فَٱسْأَلُواْ أَهْلَ ٱلذِّكْرِ إِن كُنْتُم لاَ تَعْلَمُونَ } * { بِٱلْبَيِّنَاتِ وَٱلزُّبُرِ وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ ٱلذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

«Мы отправляли до тебя только мужчин, которым Мы передали откровение, и спрашивайте у обладателей знания если вы не знаете. Отправили Мы их с ясными знамениями и книгами, и Мы ниспослали тебе Коран, чтобы ты разъяснил людям веру, законы и заповеди, изложенные в нём, может быть они задумаются»[2].

В других аятах также говорится:

لَقَدْ مَنَّ ٱللَّهُ عَلَى ٱلْمُؤمِنِينَ إِذْ بَعَثَ فِيهِمْ رَسُولاً مِّنْ أَنْفُسِهِمْ يَتْلُواْ عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ ٱلْكِتَابَ وَٱلْحِكْمَةَ وَإِن كَانُواْ مِن قَبْلُ لَفِي ضَلالٍ مُّبِينٍ

«Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним посланника из них самих, который читает им аяты Его, очищает их и учит их Писанию и мудрости, и были они прежде в явном заблуждении»[3].

Из этих аятов мы видим, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не только учил словам Всевышнего, но и подробно объяснял людям их смысл. Поэтому благородные сподвижники посвящали году тому, чтобы изучить одну суру.

Через 23 года после получения первого откровения пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) покинул этот мир. До этого времени не было трудности в том, чтоб понять тот или иной аят из Корана. Ведь если сподвижники не могли понять смысл аятов, они просто обращались к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). После его ухода из жизни сподвижники начали сами решать этот вопрос. Самыми знающими из Священного Корана были, несомненно, четыре праведных халифа и четверо сподвижников по имени Абдулла. Это Абдулла бин Аббас, Абдулла бин Мас’уд, Абдулла бин ‘Умар и Абдулла бин ‘Амар. Конечно, к знающим смыслы аятов Корана относятся и те, кто записывали Откровение по приказу Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это Убай бин Ка’б, Зейд бин Сабит, Абу Муса Аль-Аш’арий, Абу Хурейра, Джабир бин Абдулла (да будет доволен ими Аллах). Некоторые из них, как например Абу Бакр Ас-Сыддык и ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) воздерживались от толкования аятов на основании своих собственных выводов. Они лишь говорили о смыслах тех аятов, которые слышали непосредственно от самого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Точно также поступали многие таби‘ины (последователи сподвижников пророка Мухаммада, непосредственно не общавшиеся с ним), как например Саид ибн Мусаййаб, Салим ибн ‘Абдуллах, Касым ибн ‘Абдуллах (да будет доволен ими Аллах). Они комментировали Священный Коран только на основании хадисов и поступков пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), о которых они услышали от сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Некоторые сподвижники применяли и другие методы. Среди них ‘Умар ибн аль-Хаттаб и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас. Например, ‘Умар (да будет доволен им Аллах) приглашал знатоков арабского языка из разных племен и консультировался с ними по вопросу значений некоторых коранических слов.

Когда сподвижники пророка Мухаммада не находили объяснения по какому-либо аяту, они делали иджтихад, то есть применяли альтернативный метод толкования Священного Корана. Эти методы основывались на источниках, которые мы опишем ниже. Постепенно наука о толковании Священного Корана расширялась, развивалась школа тафсира.

Тафсир – арабское слово, вошедшее в языки практически всех мусульманских народов, живущих в Азии, Африке, Европе, а также в России. Слово «тафсир» является начальной формой глагола второй породы «фассара», который происходит от глагола первой породы «фасара», имеющего одинаковый смысл – «объяснять».

Словарное значение слова «тафсир» – «открывать», «объяснять», «толковать», «комментировать», «выявлять смысл», «экзегетика».

Слово «тафсир» используется в Коране:

وَلاَ يَأْتُونَكَ بِمَثَلٍ إِلاَّ جِئْنَاكَ بِٱلْحَقِّ وَأَحْسَنَ تَفْسِيراً

«Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы приходили к тебе с истиной и наилучшим толкованием»[4].

В терминологическом плане словом «тафсир» обозначается область знаний или наука, занимающаяся разъяснением смыслов Корана и описанием его предписаний и мудростей.

В узком смысле, тафсир – это сочинение, в котором разъясняется и толкуется текст самого Корана полностью или частично. В широком смысле, тафсир – трактат, включающий в себя наряду с толкованием разделы по различным вопросам, связанным с происхождением и особенностями текста Корана необходимым для правильного его толкования.

Тафсир аль-Куран – толкование Корана – одна из важнейших наук в исламе, так как объектом её изучения является Слово Аллаха, а предметом – разъяснение смыслов аятов священного Писания. Необходимость толкования Корана люди стали испытывать с первых же дней его ниспослания. Первым толкователем сур и аятов стал сам пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), а из сподвижников: хазрат ‘Али ибн Абу Талиб, хазрат ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, хазрат ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, хазрат ‘Убай ибн Ка‘аб. Люди, толкующие Коран, называются муфассирами.

С развитием науки толкования Корана появились три основные школы тафсира: мекканская, иракская и мединская. Появились такие термины как (مدارس التفسير) – «мадарис ат-тафсир), то есть школы тафсира и (مذاهب التفسير) – «мазахиб ат-тафсир», то есть мазхабы тафсира. Основателем мекканской школы тафсира был великий сподвижник Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Аллах). Самыми видными его учениками были такие учёные из поколения табиинов как Абу́-ль-Хаджжа́дж Муджа́хид ибн Джабр аль-Маккий, Саид ибн Джубейр, Икрима – вольноотпущенник Абдулла бин Аббаса, Ата бин Абу Рабах и Тавус бин Кайсан. Основателем мединской школы тафсира был великий сподвижник Убай бин Ка’б (да будет доволен ими Аллах). Самыми видными учениками его были такие учёные из поколения табиинов как Мухаммад бин Ка’б Аль-Куразый, Абу Аль-Алийа Ар-Раяхий и Зейд бин Аслям. Основателем иракской школы тафсира был великий сподвижник Абдулла бин Мас’уд (да будет доволен ими Аллах). Самыми видными учениками его были такие учёные из поколения табиинов как Масрук бин Аль-Аджда’, Аль-Хасан Аль-Басрий, Ката́да ибн Диа́ма и Мураа Аль-Хамданий. Все они для толкования использовали следующие источники:

1. Священный Коран;

2. Священные хадисы;

3. Изречения сподвижников;

4. Иджтихад[5].

Из таби‘инов первые сочинения по тафсиру осуществил Саид ибн Джубейр. По другим источникам – Муджахид, то есть Абу́-ль-Хаджжа́дж Муджа́хид ибн Джабр аль-Маккий. В третьем веке хиджры толкование Священного Корана стало самостоятельной наукой, а до этого она рассматривалась лишь как часть науки о хадисах.


[1] Миръат аль-Усуль. Кади Мухаммад ибн Фирамуз.

[2] Священный Коран. Сура «ан-Нахль (Пчелы)», аяты 43–44.

[3] Священный Коран. Сура «аль-Имран (Семейство Имрана)», аят 164.

[4] Священный Коран. Сура «аль-Фуркан (Различение)», аят 33.

[5] Иджтихад – в Шариате – труд, усердие в вынесении правовых предписаний и решение различных религиозных проблем или вопросов на основании аятов Корана, хадисов, кыяса (аналогии) и иджмы (объединение ученых). Исламский энциклопедический словарь. А. ‘Али-заде.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме