Среда 24 апреля 2024 г.
Фаджр
01:56
Восход
05:05
Зухр
12:39
Аср
17:39
Магриб
20:07
Иша
22:30
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Законодательное положение, вид и форма (التلقينُ) – «ат-талькын» над умирающим

Законодательное положение, вид и форма (التلقينُ) – «ат-талькын» над умирающим

التلقينُ)) – (ат-талькын) это имя существительное, происходящее от глагола ( لَقَّنَ يُلَقِّنُ تَلْقِينا) – (ляккана – юляккину – талькинан) по форме ( كَلَّمَ يُكَلِّمُ تَكْلِيما) – (калляма – юкаллиму – таклиман). Лексически слово (التلقينُ) – (ат-талькын) означает «повторять вслух над кем-то слова, чтобы он их осознал и повторил». Сюда относится повторение (ат-талькын) символа веры в намазе, когда молящийся напоминает имаму, если тот ошибся при чтении Кур’ана. Разница между التلقينُ)) – (ат-талькын) «повторять, пока не поймёт» и التعليم)) – (ат-та’лим) – «обучение» заключается в том, что (ат-талькын) совершается только словами, а (ат-та’лим) совершается как словами, так и другими методами. Говорится: «لقنه القرآن والشعر» - «Лякканаху Аль-Кур’ан ва аш-ши’р» - «Он повторял над ним Кур’ан и стих», и «علَّمه التجارةَ والسباحة» - «Аллямаху ат-тиджара ва ас-сибаха» - «Он обучил его торговле и плаванию».

В исламском фикхе ат-талькын бывает двух видов: в смертный час, перед тем, как душа покинет тело, и после того, как усопшего уложили в могилу.

Произнесение талькына над умирающим перед тем, как душа покинет тело является сунной, потому что это велел выполнять Пророк (да благословит его Аллах, его семейство и его сподвижников, и приветствует). Приводит Муслим, Ибн Маджа и Ибн Хиббан от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:


"لقِّنوا مَوْتاكم لا إلهَ إلَّا اللهُ؛ فإنَّ مَن كان آخرَ كلمتِه لا إلهَ إلَّا اللهُ عندَ المَوتِ؛ دخَلَ الجنَّةَ يومًا مِن الدَّهرِ، وإنْ أصابَه قبلَ ذلك ما أصابَه"

«Произносите над вашими покойниками “لا إلهَ إلَّا اللهُ” – “Ля иляха илляЛлах” – “Нет бога, помимо Аллаха” и чьи последние слова перед смертью будут «لا إلهَ إلَّا اللهُ» - “Ля иляха илляЛлах” - «Нет бога, помимо Аллаха» войдёт в Рай в один из дней, даже если его постигнет перед этим то, что постигнет (то есть наказание)». Этот достоверный хадис явно указывает на то, что талькын совершается перед смертью человека, а использованное в хадисе слово «покойники» употреблено в переносном смысле, потому что люди над которыми произносят талькын станут таковыми.

Талькын над умирающим совершается следующим образом: присутствующие произносят «لا إلهَ إلَّا اللهُ» - «Ля иляха илляЛлах» - «Нет бога, помимо Аллаха» так, чтобы эти слова услышал умирающий и, может быть, он их повторит и тогда это будут его последние слова в его жизни, но нельзя его заставлять и принуждать их произносить, потому что он претерпевает муки смерти и может случиться, что он откажется произносить или даже будет отрицать эти слова, да не допустит этого Аллах!

По поводу талькына после смерти и после того, как усопший уложен в могилу, есть разные мнения учёных, и ниже мы вкратце их приведём.

Есть учёные, которые говорят, что нельзя делать талькын усопшему, если он уже уложен в могилу. Некоторые из них объявляют это запретным новшеством, доказывая это тем, что это не приводится от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах, его семейство и его сподвижников, и приветствует) и этого не совершали сподвижники и табиины.

Другие учёные говорят, что нельзя приказывать или запрещать совершение талькына.

Большинство учёных-суннитов считают дозволенным совершать талькын после погребения и подтверждают его желательность приводя на это несколько доказательств.

1. Слово Всевышнего Аллаха:

«وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَىٰ تَنفَعُ الْمُؤْمِنِينَ»

«И напоминай, и воистину напоминание приносит пользу уверовавшим». Сура «Аз-Зарият» - «Ветра», 55 аят.

Этот аят общий как для живых, так и для усопших, а талькын - это напоминание для усопшего, помогающее ему ответить на вопросы ангелов, и он более других нуждается в напоминании.

2. Приводит Абу Дауд в своём сборнике «Сунан» по достоверной цепочке от Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах, его семейство и его сподвижников, и приветствует), когда завершил погребение усопшего, встал и сказал:

«استغفروا لأخيكم وسلوا له التثبيت فإنه الآن يسأل»

«Просите прощения за брата вашего и просите упрочить его, воистину, сейчас его допрашивают».

3. Приводит Аль-Бухари и Муслим от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах, его семейство и его сподвижников, и приветствует) сказал:

"إن العبد إذا وضع في قبره وتولى عنه أصحابه، وإنه لَيَسمع قَرْعَ نِعالهم؛ أتاه ملكان، فيُقعدانه فيقولان: ما كنت تقول في هذا الرجل - محمد صلى الله عليه وسلم - فأما المؤمن فيقول: أشهد أنه عبد الله ورسوله. فيقال: انظر إلى مقعدك من النار، قد أبدلك الله به مقعدًا من الجنة فيراهما جميعاً..."

«Воистину, когда раб Аллаха будет уложен в могилу свою и отойдут от него его товарищи, он услышит топот их сандалий, тогда явятся к нему два ангела, усадят его и спросят: «Что ты говорил об этом человеке – Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует)?» Уверовавший ответит: «Я свидетельствую, что он раб Аллаха и Его посланник». Будет сказано ему: «Посмотри на место твоё в Аду, которое заменил Аллах тебе на место в Раю», и он увидит оба этих места». В этом хадисе сказано, что усопший слышит слова, находящихся вокруг его могилы людей, и слышит талькын, который они повторяют над его могилой, чтобы он ответил двум ангелам, задающим вопросы.

Аль-Бухари приводит достоверный хадис, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел тела погибших в бадрской битве многобожников сложить в брошенный колодец, не обложенный изнутри камнем. Затем он подошёл к этому колодцу и обращался к ним поимённо и по именам их отцов, говоря:

"يا فلان بن فلان، ويا فلان بن فلان، أيسركم أنكم أطعتم الله ورسوله؟! فإنا قد وجدنا ما وعدنا ربنا حقّاً، فهل وجدتم ما وعد ربكم حقّاً؟!"

«О такой-то сын такого! О такой-то сын такого! Желали ли вы быть покорными Аллаху и Его Посланнику?! Воистину мы удостоверились в истинности того, что обещал нам наш Господь, а вы удостоверились в истинности того, что обещал вам ваш Господь?!» Умар (да будет доволен им Аллах) удивлённо спросил:

" يا رسول الله، أتكلِّم أجساداً لا أرواح لها؟!"

«О Посланник Аллаха! Ты разговариваешь с бездушными телами?!»

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

" والذي نفس محمد بيده، ما أنتم بأسمع لما أقول منهم"

«Клянусь тем в чьей длани душа Мухаммада! Вы слышите то, что я говорю не лучше их

Самое выразительное доказательство тому, что усопшие слышат слова живых, приветствие живыми усопших при посещении их могил. Усопшие отвечают на это приветствие, так как Всевышний Аллах дал им возможность принимать приветствие и отвечать на него. При этом посещающий не слышит их, он может только сам их приветствовать, но не услышит их ответ.

4. Приводит Ат-Табарани в своей книге «Большой сборник», что Абу Умама (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если я умру, сделайте со мной то, что велел нам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказав:

(إذا مات أحدٌ من إخوانكم فسوّيتم التراب على قبره؛ فَلْيَقُمْ أحدُكم على رأس قبره ثم ليقل: يا فلان بن فلانة، فإنه يسمعه ولا يجيب، ثم يقول: يا فلان بن فلانة، فإنه يستوي قاعداً، ثم يقول: يا فلان بن فلانة، فيقول: أَرْشدْنِا يرحمُك الله، ولكن لا تشعرون. فليقل: اذكر ما خرجتَ عليه من الدنيا شهادةَ أن لا إله إلا الله وأن محمداً عبده ورسوله، وأنك رضيت بالله ربّاً وبالإسلام ديناً وبمحمد نبيّاً وبالقرآن إماماً. فإن منكراً ونكيراً يأخذ كلُّ واحد بيد صاحبه ويقول: انطلق بنا ما يُقعدنا عند من لُقِّن حُجَّته؟!)

«Когда умрёт один из братьев ваших, заровняйте землёй вы могилу его, пусть один из вас станет у изголовья могилы его и скажет: “О такой-то сын такого-то”, воистину он услышит его и не ответит. Пусть повторит: “О такой-то сын такого-то!”, воистину он сядет. Пусть повторит: “О такой-то сын такого-то!”, и он воскликнет: “Направь меня, да смилуется над тобой Аллах!”, но вы этого не услышите. Пусть он скажет: “Вспомни то, с чем ты покинул этот мир – свидетельство, что нет никакого бога, помимо Аллаха, и Мухаммад Его раб и посланник, и что ты доволен господом – Аллахом, верой – исламом, пророком – Мухаммадом, имамом – Кур’аном”. Воистину Мункар и Накир возьмут друг друга за руки и скажут: “Пойдём, что нам делать у того, кому повторили ответ его?!” Один человек спросил: “О Посланник Аллаха! А если он не знает матери его?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

(ينسبه إلى أمه حواء: يا فلان بن حواء)

“Пусть назовёт имя праматери его Хавва, сказав: “О такой-то сын Хавва!”».

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Цепочка хадиса правильная, некоторые считают этот хадис слабым, другие чрезмерно объявляют его измышлённым».

5. Великий сподвижник Амр бин Аль-Ас (да будет доволен им Аллах) завещал после его захоронения оставаться у его могилы на время заклания верблюда, чтобы он чувствовал поддержку людей, оставшихся у его могилы во время допроса посланцев его Господа, то есть двух ангелов.

6. У имама Ахмада бин Ханбал (да смилуется над ним Всевышний Аллах) спросили о талькыне и он ответил: «Я не видел, чтобы кто-то делал это, кроме жителей Шама». Его это удивило, и он им это не запретил. Многие учёные-ханбалиты такие как Ибн аль-Каййим разрешали совершать талькын. Ханбалитский шейх Ибн Таймия сказал в книге «Следование прямым путём»:

[ورُوِيَ في تلقين الميت بعد الدفن حديثٌ فيه نظر، لكن عمل به رجال من أهل الشام الأولين، مع روايتهم له، فلذلك استحبَّه أكثر أصحابنا وغيرهم. فهذا ونحوه مما كان النبي صلى الله عليه وآله وسلم يفعله، ويأمر به أمته عند قبور المسلمين، عقب الدفن، وعند زيارتهم، والمرور بهم، إنما هو تحية للميت، كما يُحَيَّى الحيُّ ودعاءٌ له كما يُدعَى له، إذا صلى عليه قبل الدفن أو بعده، وفي ضمن الدعاء للميت، دعاء الحي لنفسه، ولسائر المسلمين، كما أن الصلاة على الجنازة فيها الدعاء للمصلي، ولسائر المسلمين، وتخصيص الميت بالدعاء له، فهذا كلُّه، وما كان مثلَه، من سنة رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم، وما كان عليه السابقون الأولون، هو المشروع للمسلمين في ذلك. وهو الذي كانوا يفعلونه عند قبر النبي صلى الله عليه وسلم، وغيره]

«О талькыне для усопшего после погребения приводится хадис, в котором есть неточности, но согласно ему поступают первые поколения жителей Шама и передают этот хадис по своим риваятам, поэтому полюбили его наши последователи и многие другие. Это и подобное этому совершал Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) и велел умме своей совершать это у могил мусульман после захоронения, и при их посещении, или проходя рядом с ними. Воистину, приветствие усопшего подобно приветствию живого, а мольба за него подобно мольбе за живого, когда молятся за него до захоронения или после него. В мольбе за усопшего также содержится мольба живого за самого себя, и за других мусульман, как и в погребальной молитве, в которой есть мольба за самого молящегося и для остальных мусульман, и, конечно мольба за усопшего. Всё это из сунны Посланника Аллаха (да благословит и приветствует Аллах его, семейство его и сподвижников). Это соблюдали первые из первых, и это предписано всем мусульманам, этот талькын совершался у могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и у других могил».

7. Передаётся от Абу Бакра бин Абу Марьям, что их шейхи совершали талькын.

Шабиб бин Шейба сказал:

"لمّا حضرَتْ أمي الوفاةُ دعَتْني فقالت: يا بُنيَّ إذا دفنتني فقم عند قبري فقل: يا أم شيبة قولي: لا إله إلّا الله", فلما دفنتُها اكتنفَت القبرَ النساءُ, وكانت امرأةٌ قد حضرَتْ وصيتَها معهنّ، فقالت للنساء: تَنَحَّيْنَ؛ فإن أمه قد أوصَتْه بوصية, فجئتُ حتى قمت عند قبرها فقلت: يا أم شيبة قولي: لا إله إلا الله, فلما كان من الليل أتتني في المنام فقالت: يا بنيَّ لقد حفظتَ وصيتي, فلولا أن تداركتني لقد كدتُ أهلك"

«Когда наступил смертный час моей матери, она призвала меня и сказала: «О сынок! Когда ты захоронишь меня, то встань у моей могилы и скажи: «О мать Шейба! Скажи: «Нет никакого бога, помимо Аллаха». Когда я захоронил её, могилу окружили женщины, и одна из них, которая присутствовала, когда моя мать оставляла мне свой завет, сказала им: «Отойдите! Воистину его мать завещала ему завет». Я подошёл к её могиле и сказал: «О мать Шейба! Скажи: «Нет никакого бога помимо Аллаха». Этой же ночью она пришла ко мне во сне и сказала: «О сынок мой! Ты исполнил мой завет и, если бы ты этого не сделал, то погибнула бы душа моя».

Как и какими словами выполняется талькын над умершим?

Как было сказано в хадисе Ат-Табарани, приведённом выше, этот вид талькына по шариату совершается после того, как усопшего уложат в могилу и засыпят могилу землёй. Человек, совершающий талькын, садится у головы усопшего со стороны его лица и, обращаясь к нему, говорит:

"الحمدُ للهِ الذي لا يَدُومُ إلا مُلكُهُ، ولا يبقى إلا وجهُهُ، لهُ الحكمُ وإليه تُرجَعون، ( كلُّ نفسِ ذائقةُ الموتِ وإنما تُوَفَونَ أُجُورَكُم يومَ القيامةِ فَمَن زُحزِحَ عَنِ النارِ وأُدخِلَ الجنةَ فقدْ فاز ومَا الحياةُ الدنيا إلا متاعُ الغرور)( منها خلقناكم وفيها نُعيدكم ومنها نُخرجكم تارة أخرى) ، ياعبدَ الله وابن عبدِ الله وابن أمةِ الله ( إذا كان الميت ذكرا) يا أمةَ اللهِ وبنت عبد الله وبنت أمةِ الله (أنثى):أذكرالعهدَ الذي فارقتنا عليه و خَرَجْتَ به مِنَ الدُّنْيَا وهو شَهَادَةُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، وَأَنَّكَ رَضِيتَ بِاللهِ رَبًّا، وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا، وَبِمُحَمَّدٍ نَبِيًّا، وَبِالْقُرْآنِ إِمَامًا، واعلم أنه سيأتيك ملكان من ملائكة الرحمن يسألانك: من ربُّك ؟ ومن نبيُّك؟ وما دينُك؟ وما إِمامُك؟ وما قبلتك ؟ وما فرائضك، فقل لهم بقول صحيح فصيح: اللهُ ربي ، ومحمدٌ نبيي، والإسلامُ ديني ، والقرآنُ إمامي ، والصلاة والزكاة والصيام والحج فرائضي، وأنا وأنتُما على شهادة أنْ لا إله إلا الله وأنَّ محمداً رسول الله،(يثبتُ الله الذينَ آمنوا بالقول الثابت في الحياة الدنيا وفي الآخرة ويُضلُّ اللهُ الظالمين ويفعلُ الله ما يشاء) اللهم يا كريم يا وهاب، أَلْهِمْ عَبْدَكَ الصواب، ويسر له صحيحَ الجواب ،واغفر له وضاعف له الثواب ، وافتح له من الجنة الأبواب، وارحم من حثِّ عليه التراب ، آمين"

«Хвала Аллаху, вечно только царство его и не останется ничего, кроме лика Его, Ему принадлежит вся власть, и к Нему вы вернётесь. «Каждая душа вкусит смерть и получите сполна вы награду свою в День суда. Кто отдалён будет от Ада и введён будет в Рай, тот преуспел. Мирская жизнь лишь предмет обольщения».[1] «Из неё (земли) Мы вас сотворили, в неё Мы вас вернём и из неё Мы вас выведем ещё раз».[2] О Раб Аллаха, сын раба Аллаха, и сын рабы Аллаха (если усопший мужского пола)! О раба Аллаха, дочь раба Аллаха, и дочь рабы Аллаха (если усопшая женского пола)! Вспомни договор, с которым ты покинул(а) этот мир – свидетельство, что нет никакого бога, помимо Аллаха, и что Мухаммад Его раб и посланник. Договор о том, что ты доволен Аллахом как Господом, исламом как верой, Мухаммадом как пророком, Кур’аном как имамом (предводителем). Знай, что явятся к тебе два ангела из ангелов Милосердного и спросят тебя: «Кто твой Господь? Кто твой пророк? Какая у тебя вера? Кто твой имам? Где твоя кыбла? Какие твои фарды?» Ответь им правильно и красноречиво: «Аллах - мой Господь, Мухаммад - мой пророк, ислам - моя вера, Кур’ан - мой имам, молитва, закят, пост и хадж - фарды мои. Я и вы свидетельствуете, что нет никакого бога, помимо Аллаха и Мухаммад - Посланник Аллаха. «Укрепляет Аллах тех, кто уверовал прочным словом в мирской жизни и в жизни грядущей, и сбивает Аллах несправедливых, совершает Аллах то, что Он желает».[3] О Аллах! О Щедрейший! О Одаривающий! Внуши рабу Твоему истину и помоги ему дать правильный ответ, и прости его, и умножь награду его, и открой ему врата Рая, и смилуйся над теми, кто предавал его земле. Амин».

После этого можно прочесть суру «Аль-Фатиха». После надо до конца досыпать землю на могилу, и все присутствующие просят милости и прощения за усопшего у Всевышнего Аллаха.

Труд пера профессора, шейха Абдурраззака Ас-Са’ди



[1] Сура «Аль Имран», 185 аят.

[2] Сура «ТаХа», 55 аят.

[3] Сура «Ибрахим», 27 аят. 

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме