Пятница 29 марта 2024 г.
Фаджр
03:55
Восход
06:14
Зухр
12:46
Аср
17:01
Магриб
19:11
Иша
21:04
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Доклад муфтия Тюменской области Зинната хазрата Садыкова на дискуссионной площадке ТИУ (г. Тюмень)

Доклад муфтия Тюменской области Зинната хазрата Садыкова на дискуссионной площадке ТИУ (г. Тюмень)

Уважаемые братья и сёстры!

Сердечно приветствую всех вас — организаторов и участников данного мероприятия, которое проходит на базе Тюменского индустриального университета.

Тезисы моего выступления затрагивают важнейшие вопросы исповедания традиционного ислама, его отличия от идеологии псевдоисламских групп и профилактики распространения экстремизма в молодёжной среде, в том числе религиозного.

Ислам, будучи мировой религией, основанной на вере в единого Всемилостивого и Всемилосердного Бога, выступает с резкой критикой проявления любого вида экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности. Согласно исламу, недопустимо создавать очаги напряжённости в обществе на основе социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Доказательством тому, что ислам выступает против вышеперечисленных явлений является пример последнего Божьего Пророка, явившего миру наивысшую степень гуманизма, справедливости и человеколюбия. Благословенный Посланник Аллаха, мир ему, заповедовал верующим мужчинам и женщинам проявлять доброту к окружающим в независимости от их вероисповедания, сказав: «Мусульманин – это тот, кто не причиняет вреда другим людям своими словами и действиями» (имам Ахмад).

Пророк Мухаммад и его сподвижники, продолжая святую миссию таких пророков, как Иса (Иисус), Муса (Моисей) и других (мир им всем), в самом начале исламской проповеди призывали жителей арабской пустыни оставить ложь, блуд, сплетни и прочие пороки, способствовавшие возникновению смут и распрей среди людей. Помимо этого, благородные сподвижники Пророка Мухаммада, мир ему, и сам Божий Посланник всячески пытались убедить своих соплеменников в том, что все люди являются созданиями единого Творца, и поэтому каждый из людей имеет права, которые должны соблюдаться членами мусульманской общины.

Более того, последователи ислама проявляли уважение к иноверцам, как при их жизни, так и после их смерти. В двух сборниках изречений Пророка Мухаммада, мир ему, приводится, что сподвижник Пророка Абдуррахман бин Абу Ляйля сказал: "В Аль-Кадисии (Персия), когда мимо сидевших Кайса бин Са'да и Сахля бин Ханифа несли тело покойного, они встали. Им сказали: «Это же похороны одного из обитателей земли» (то есть похороны жителя данной территории, не исповедовавшего ислам). Они ответили: «Однажды проходила похоронная процессия, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встал. Ему сказали: «Это иудей». Он ответил: «Разве он не человек?!» ( «Сахих» Муслима, книга «Похороны», раздел «Подниматься перед похоронной процессией», 961 хадис).

Даже после ухода Пророка, мир ему, в мир иной его последователи продолжали ревностно следовать его заветам в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Так, четвёртый праведный халиф Али Бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал о людях следующее: "Есть две категории людей - либо это твой брат по вере, либо это твоя ровня по творению. Отдавай им столько из прощения твоего и великодушия, сколько ты хотел бы, чтобы дал тебе Аллах из своего прощения и великодушия". Из книги "Возвышенные нравы в вехах халифата", Ахмад бин Али бин Ахмад Аль-Фазари Аль-Калакашанди Аль-Кахири (ум. 821 г.х.)

Несмотря на то, что государство праведных халифов включило в орбиту своего влияния множество территорий, сами халифы с большим почтением относились к местным жителям, позволяя им соблюдать свои религиозные и национальные традиции. Праведные халифы не допускали, чтобы с жителями территорий, вошедших в состав их государства обращались несправедливо, нарушали их права или подвергали их дискриминации.

Ярким примером тому является случай, произошедший во время правления Умара бин аль-Хаттаба. Однажды сын губернатора Египта А'мр бин Аль-А'са Мухаммад ударил местного копта-христианина. Копт пожаловался халифу Умару бин Аль-Хаттабу. Глава мусульманского государства приказал А'мру бин Аль-А'су прибыть к нему и привести с собой своего сына. Когда они предстали перед ним, Умар бин Аль-Хаттаб обратился к египтянину: "Возьми плеть и ударь сына двух почтеннейших людей", и египтянин очень сильно ударил своего обидчика. После этого Умар бин Аль-Хаттаб сказал А'мру: "О, А'мр! Вы поработили людей, а ведь матери родили их свободными".

На фоне данных текстов, а также на фоне всех аятов Священного Корана удивительным кажутся деяния тех, кто призывает к вражде, смуте и войне против немусульман. К сожалению, эти люди не изучают Коран, не познают жизнеописание Пророка Мухаммада, мир ему. Ведь если бы они знали о завете Всевышнего, который сказал: "Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и препирайся с ними наилучшим образом...". (Сура "Ан-Нахль" - "Пчела", 125 аят); "И препирайтесь с обладателями Писания только наилучшим образом...". (Сура "Аль-А'нкабут" - "Паук", 46 аят), то они никогда бы не обвиняли окружающих их людей в безбожии, а наоборот, помогали бы им найти Бога через благородные поступки, помощь и поддержку, как это делали Пророк, мир ему, и его сподвижники.

Люди, призывающие к вражде на религиозной почве, оказывают деструктивное влияние на мусульманскую молодёжь, они создают свои центры, организации, ассоциации, занимаются активной пропагандой своих идей в сети Интернет. Итогом их деятельности становится то, что возникают распри между людьми, разрушается межрелигиозный мир и согласие в поликонфесииональных обществах, рушится политическое устройство целых государств, на их месте возникают квазигосударства, наподобие ИГИЛ (запрещена в РФ).

Члены террористических группировок лишены жалости по отношению к своим жертвам. Они готовы резать и убивать всех, кто не согласен с их бредовыми идеями. Многие члены экстремистских и террористических организаций, не зная ничего из исламского богословия, вливаются в данные структуры, следуя за своими страстями.

Кто-то из них имеет маниакальные наклонности и нахождение их в зоне конфликта, где не действует законодательство, позволяет им реализовывать свои хищнические желания. Кто-то желает обогащения за счёт крови и слёз других людей. Им не хочется получать образование, они не желают зарабатывать деньги честным путём, поэтому они едут в чужие страны с целью заняться мародёрством и грабежом. Кто-то стремится к известности, выкладывая свои преступления в социальных сетях. Всех этих людей объединяет то, что они прикрывают свои низменные желания религиозными лозунгами, пытаясь найти для своих действий оправдание в священных текстах Корана. Религия для них лишь прикрытие, способ подчеркнуть свою исключительность, бросить вызов обществу.

Нужно помнить, что действия террористов не имеют ничего общего с исламом. Члены экстремистских и террористических организаций делают упор на внешней демонстрации своей религиозности: отращивают бороду, укорачивают штаны, наполняют свой лексикон религиозными терминами, но сами при этом очень халатно относятся к религиозным обязательствам. Если посмотреть на всё это через призму исламского богословия, то эти действия можно квалифицировать не как религиозность, а как псевдорелигиозность. Но мы, верующие мусульмане, уповая на милость Всевышнего, не спешим делать такие выводы, надеясь, что хоть кто-то из попавших под влияние экстремистов людей вернётся в лоно традиционного ислама, ведущего своё начало с проповеди Пророка Мухаммада, мир ему.

Что же мы должны противопоставить идеологии религиозного экстремизма и какими методами должны бороться с этим явлением?

В первую очередь, не стоит отрицать наличие множества стереотипов в обществе относительно мусульман, сформировавшихся под влиянием СМИ, которые в погоне за сенсациями на протяжении долгих лет занимались формированием негативного образа ислама и мусульман. Данное обстоятельство способствует отчуждению и обособлению религиозных членов общества от социума, что может стать причиной их вовлечения в деструктивные организации. В этой связи в целях недопустимости возникновения в молодёжной среде конфликтов на религиозной и этнической почве считаем уместным активизировать профилактическую работу с молодёжью. Данная работа должна включать в себя комплекс мер, предусматривающих проведение как групповых, так и индивидуальных бесед, а также иных мероприятий, направленных на разъяснение несостоятельности идеологии экстремизма и терроризма, а также разъяснение вопросов мирного сосуществования представителей разных религий и культур.

На сегодняшний день в этом направлении успешно ведёт свою деятельность Экспертный научный центр противодействия идеологии экстремизма и терроризма, а также Центр патриотического воспитания ТюмГУ. Начиная с 2016 года, Духовное управление мусульман Тюменской области активно поддерживает реализацию ряда просветительских проектов данных центров, направленных на профилактику распространения идеологии экстремизма в студенческой среде.

За последние пять лет сотрудниками Духовного управления мусульман и Тюменского государственного университета, объединившихся в единую информационно-пропагандистскую группу организовано множество встреч с обучающимися вузов и ссузов Тюменской области. Но, несмотря на успех нашей общей деятельности, который способствует защите обучающихся от влияния деструктивных групп, хочется обратить внимание присутствующих на значительные недостатки, которые имеются в проводимой работе различных структур в данной сфере. Во-первых, информационно-пропагандистская группа, в которую помимо сотрудников ДУМ ТО и ТюмГУ входят представители Тобольско-Тюменской епархии посещает, скажем ссуз села Сорокино один раз в год. Встреча длится, приблизительно один час. Понятно, что такой формат общения с обучающимися малоэффективен, поэтому, мы считаем, что руководство ссузов, расположенных в дали от областного центра должны в сфере профилактики идеологии экстремизма активно привлекать к этой работе священнослужителей из православных храмов и представителей местных мусульманских религиозных организаций. На наш взгляд, такой подход сможет обеспечить полноценное проведение профилактических мероприятий на местах.

Особую озабоченность у нас вызывает недостаточная осведомлённость сотрудников вузов и ссузов в области исламского вероучения, что приводит к различным казусам, в результате которых возникают попытки противодействия не идеологии экстремистских групп, а идеям традиционного, миролюбивого ислама. На наш взгляд, учитывая сегодняшнюю сложную геополитическую обстановку в стране, а также проблемы, связанные с вербовочной деятельностью деструктивных организаций в сети Интернет, стоит разработать отдельную программу, в рамках которой, сотрудники образовательных организаций высшего и средне-специального образования, сотрудники правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления могли бы изучить вопросы теологического характера, что помогло бы им обрести навыки при которых они умели бы отличать идеологию террористов от традиционного вероучения.

Принимая во внимание особенности нашего многоконфессионального и многонационального региона, мы считаем, что подобные меры помогут структурам и лицам, специализирующимся в сфере профилактики идеологии экстремизма определить приоритеты и обрести более чёткое понимание, с помощью которого они смогут точнее определять цели, задачи и методы противодействия и профилактики идеологии экстремизма и терроризма. Прошу не понять меня неправильно, но нельзя допустить, чтобы банальная неграмотность стала причиной возникновения конфликта на национальной и религиозной почве в обществе.

Ещё один момент, на который я хотел бы обратить внимание, это отсутствие диалога между представителями органов власти, различных официальных структур, в том числе общественных с молодёжью. У нас, конечно действуют молодёжные объединения под эгидой правительственных и общественных организаций, но, к сожалению охват данной деятельности очень небольшой.

Именно из-за отсутствия постоянного диалога в молодёжной среде помимо религиозного экстремизма развиваются иные формы антисоциального поведения такие, как арестантское уркаганское единство, скулшутинг (популярная среди молодёжи и подростков антисоциальная субкультура), «группы смерти». По этой же причине авторитетами для современной молодёжи становятся не политические, духовные и общественные деятели, а известные блогеры, ведущие свою деятельность в социальных сетях.

Для развития данного диалога стоит создать площадки, на которых бы молодые люди смогли высказывать свои опасения, вести дискуссии, обсуждать злободневные темы с представителями органов власти и общественных организаций. Данные площадки должны существовать как в сети Интернет, так и предполагать живое общение, встречи.

Нужно понимать, что только карательными методами невозможно исправить человека, необходимо выстроить, возможно и возродить систему патриотического воспитания, при помощи которой молодёжь будет привлекаться к общественно значимой деятельности. Необходимо предоставить молодым людям альтернативу тому пути, который предлагается им представителями деструктивных организаций.

Со своей стороны хочу отметить, что Духовное управление мусульман нацелено на дальнейшее развитие деятельности в сфере профилактики идеологии экстремизма и терроризма с учётом поиска новых альтернативных методов, а также готово принять самое активное участие в служении миру, помощи молодым людям, страдающим от негативного влияния пагубных идей, в утверждении добрососедских отношений между людьми, нравственных идеалов, помогающих людям созидать личную и семейную жизнь, а, в конечном итоге, и жизнь общества.

Благодарю за внимание.

Муфтий Тюменской области

Зиннат хазрат Садыков

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме