Воскресенье 16 мая 2021 г.
Фаджр
02:16
Восход
04:16
Зухр
12:38
Аср
18:07
Магриб
20:53
Иша
22:23
Вконтакте Одноклассники Facebook Instagram Youtube
Статьи

Шаабан – месяц, когда была изменена кыбла

Шаабан – месяц, когда была изменена кыбла

По наиболее достоверным риваятам, изменение направления молитвы с Иерусалима на почтенную Каабу произошло в месяц Ша’бан.

Всевышний Аллах отправил к людям пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и в конце мекканского периода пророчества во время ночного путешествия и вознесения, Аллах предписал ему и его умме исполнять пятикратную молитву, и одним из условий действительности молитвы Всевышний Аллах установил исполнять её в правильном направлении, то есть на кыблу. Первое время кыблой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников был Иерусалим, и они все молитвы исполняли, обращаясь в сторону этого города.

Но Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) смотрел на почтенную Каабу, когда приходил к ней утром и вечером, и исполнял рядом с ней молитву и надеялся, что будет молиться в её сторону, потому что она была кыблой его праотца Ибрахима (мир ему). Он смотрел на Небо, ожидая, что ему снизойдёт откровение, в котором будет велено изменить направление молитвы с Иерусалима на почтенную Каабу. Но в течение всего времени его проповеди в Мекке он продолжал исполнять молитву в сторону Иерусалима, потому что не было ожидаемого им и желанного откровения о смене направления кыблы. Потом пришёл божий приказ о переселении из Мекки в Медину, и Пророк (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников) переселился в Медину, построил мечеть, и в Медине был предписан призыв на молитву – азан, но кыблой всё ещё оставался Иерусалим. Спустя пятнадцать или шестнадцать месяцев после благословенного переселения пришло Господнее веление о воплощении очень дорогой сердцу Пророка великой мечты о смене направления молитвы мусульман с Иерусалима на запретный дом Всевышнего Аллаха - почтенную Каабу. Снизошло Слово Всевышнего Аллаха:

(قَدْ نَرَى تَقَلُّبَ وَجْهِكَ فِي السَّمَاء فَلَنُوَلِّيَنَّكَ قِبْلَةً تَرْضَاهَا فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَحَيْثُ مَا كُنتُمْ فَوَلُّواْ وُجُوِهَكُمْ شَطْرَهُ وَإِنَّ الَّذِينَ أُوْتُواْ الْكِتَابَ لَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّهِمْ وَمَا اللّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا يَعْمَلُونَ)

«Видим Мы как ты обращаешь лик свой к Небу, и Мы повернём тебя к кыбле, которую любишь ты, так поверни лик твой в сторону Запретной мечети, и где бы вы ни были обратите лики свои в её сторону, и воистину обладатели Писания знают, что это истина от их Господа, и Аллах не забывает то, что они совершают». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 144 аят.

После этого повеления мусульмане исполнили предзакатную молитву в новом направлении, и это была первая молитва, исполненная в направлении почтенной Каабы.

Передатчики хадиса расходятся во мнениях относительно дня, в который был низведён этот аят об изменении направлении кыблы. Часть из них считает, что это был семнадцатый день месяца Раджаб, другие - пятнадцатая ночь Ша’бана, третьи - восьмой день месяца Мухаррам второго года хиджры. Учёные едины во мнении, что это произошло во время исполнения мусульманами обеденной молитвы. Первую её часть они исполнили в направлении Иерусалима, в момент её исполнения снизошёл приказ о изменении кыблы и верующие прямо во время молитвы повернулись в направлении Каабы, таким образом завершив совершение обеденной молитвы.

Мудрость в смене кыблы (и только Аллах всезнающий) является подтверждением необходимости поклонения только одному Аллаху, ибо человек, где бы он ни находился, направляется поклонением только к Единому Богу, которому принадлежат все стороны, Ему принадлежат и восток Земли, и её Запад. Это также связано с необходимостью проявления отличия исламской уммы от других авраамических религий, представители которых молились в сторону Иерусалима. Таким образом, Аллах даровал мусульманам ещё одну особенность, отличающую их от последователей других авраамических религий. В смене кыблы также сокрыто утешение для Пророка (да благословит и приветствует Аллах его, его семейство и сподвижников), потому что его разлука с родной Меккой, которую он очень любил, была для него тяжёлой, и если бы многобожники не вынудили его покинуть её, то он бы никогда из неё не уезжал, но они постоянно выпускали в него всевозможные стрелы вредительства, вынуждая его переселиться.

Возможно, в этом есть и другая мудрость, заключающаяся в возрождении религии Ибрахима (мир ему), который заложил основу Запретного храма и сделал его, по велению Всевышнего Аллаха, кыблой для всех людей, проживающих во всех уголках Земли, а самым близким к Ибрахиму (мир ему) в его исповедании единобожия является Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и его исламская умма, ведь Ибрахим (мир ему) был первым мусульманином и именно он назвал умму Мухаммада мусульманами. Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ارْكَعُوا وَاسْجُدُوا وَاعْبُدُوا رَبَّكُمْ وَافْعَلُوا الْخَيْرَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ۩ (77) وَجَاهِدُوا فِي اللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِ ۚ هُوَ اجْتَبَاكُمْ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ ۚ مِّلَّةَ أَبِيكُمْ إِبْرَاهِيمَ ۚ هُوَ سَمَّاكُمُ الْمُسْلِمِينَ مِن قَبْلُ وَفِي هَٰذَا لِيَكُونَ الرَّسُولُ شَهِيدًا عَلَيْكُمْ وَتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ ۚ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَاعْتَصِمُوا بِاللَّهِ هُوَ مَوْلَاكُمْ ۖ فَنِعْمَ الْمَوْلَىٰ وَنِعْمَ النَّصِيرُ

«О уверовавшие! Совершайте поясные и земные поклоны, и поклоняйтесь Господу вашему, и совершайте благое, может будете вы счастливы. И усердствуйте на пути Аллаха достойным Его усердием, Он выбрал вас, и Он не сделал вам в вере трудностей. Община праотца вашего Ибрахима, который назвал вас мусульманами раньше и это для того, чтобы был Посланник свидетелем за вас, а вы были свидетелями за остальных людей. И исполняйте молитву, выплачивайте закят и держитесь за Аллаха, Он ваш покровитель, лучший Он покровитель и лучший Он помощник». Сура «Аль-Хадж», 77 – 78-й аяты.

В другом аяте Аллах, Велик Он и Всесилен, сказал:

( مَا كَانَ إِبْرَاهِيم يَهُودِيًّا وَلَا نَصْرَانِيًّا وَلَكِنْ كَانَ حَنِيفًا مُسْلِمًا وَمَا كَانَ مِنْ الْمُشْرِكِينَ) آل عمران : 67

«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, он был ханифом (единобожником) мусульманином, и не был он из многобожников». Сура «Семейство Имрана», 67 аят.

Труд пера профессора, шейха

Абдурраззака Абдуррахмана Ас-Са’ди

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме