Воскресенье 16 мая 2021 г.
Фаджр
02:16
Восход
04:16
Зухр
12:38
Аср
18:07
Магриб
20:53
Иша
22:23
Вконтакте Одноклассники Facebook Instagram Youtube
Статьи

Что лучше и ближе в получении желаемого: просить или же поминать Всевышнего Аллаха, восхваляя Его?

Что лучше и ближе в получении желаемого: просить или же поминать Всевышнего Аллаха, восхваляя Его?

Некоторые учёные сказали: «Поминать Всевышнего Аллаха, восхвалять, возвеличивать и славить достойными Его хвалами, надеясь получить желаемое лучше, чем просто просить об этом». К таким учёным относится Суфьян бин Уяйна. Предпочтение данному мнению отдал также факих-шафиит Абу Наср бин Ас-Саббаг. Они аргументируют своё мнение примером Умейи бин Абу Ас-Сальты[1], который отправился к Абдулле бин Джада’ну с целью попросить у него денег. Придя к Абдулле, Умеййа, продекламировал стих:

أَأَطْلُبُ حَاجَتِي أَمْ قَدْ كَفَانِي حَيَاؤُكَ إِنَّ شِيمَتَكَ الْحَيَاءُ

إِذَا أَثْنَى عَلَيْكَ الْمَرْءُ يَوْماً كَفَاهُ مِنْ تَعَرُّضِهِ الثَّنَاءُ

Стоит ли мне говорить о просьбе своей или будет достаточно мне

Твоей щедрости, ведь щедрость свойство твоё.

Если однажды восхвалит тебя какой-нибудь человек,

То вместо того, чтобы просить у тебя, достаточно ему этой хвалы.

Учёные сказали: «Если даже творение щедро отдаёт богатство за то, что восхвалили его, то как вы думаете поступит Творец с рабом Своим, который занят Его поминанием вместо просьбы?!»

В достоверном хадисе приводится от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что Аллах, Свят Он, сказал:

«مَنْ شَغَلَهُ ذِكْرِي عَنْ مَسْأَلَتِي أَعْطَيْتُهُ أَفْضَلَ مَا أُعْطِي السَّائِلِينَ» - «Кого отвлекает поминание Меня от просьб, обращённых ко Мне, тому Я дам лучшее, чем дарую просящему». Приводит Ат-Тирмизи, хадис №2926.

Некоторые учёные, разъясняя этот хадис, сказали: «Возможно, в словах «… тому Я дам лучшее, чем дарую просящим», имеется в виду дарование возможности поминать Аллаха.

Сказал Аллах, Свят Он:

فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ

«И поминайте Меня, и Я вспомню вас». Сура «Аль-Бакара» - «Корова», 152 аят. То есть поминание Аллаха лучше всего. Это подтверждает другой аят:

وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ

«И самое наивеличайшее – это поминание Аллаха». Сура «Аль-А’нкабут» - «Паук», 45 аят.

Если поминание Аллаха – это лучший дар, то награда за него – лучшее, и лучше того, что Аллах даёт просящим.

Возможно, под словами «…тому Я дам лучшее, чем дарую просящим» имеется в виду: «Я дам ему возможность общения со Мной». Приводится в хадисе, что Аллах, Свят Он, сказал:

أَنَا جَلِيسُ مَنْ ذَكَرَنِي

«Я собеседник того, кто поминает Меня». Приводит Ас-Суютый в книге «Рассыпанные жемчуга» 24.

Эти вещи лучше того, что просит раб Аллаха, ведь раб просит в пределах понимания своего рабства, ибо помыслы раба не переходят его степени. Всевышний Аллах даёт всё остальное, и разница между ними очевидна! Всевышний Аллах сказал:

مَا عِندَكُمْ يَنفَدُ ۖ وَمَا عِندَ اللَّهِ بَاقٍ

«То, что у вас - иссякнет, а всё, что у Аллаха - останется». Сура «Ан-Нахль» - «Пчела», 96 аят.

Кого Аллах одарил способностью и возможностью поминать Всевышнего и быть Его собеседником в молитвах, тому в Грядущей жизни Он дарует:

مَا لَا عَيْنٌ رَأَتْ وَ لَا أُذُنٌ سَمِعَتْ وَ لَا خَطَرَ عَلَى قَلْبِ بَشَرٍ

«То, что глаз не видывал, ухо не слышало и то, что сердце человека и предчувствовать не может». Приводит Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ад-Дарими и Ахмад.

Возвеличивание правителей, их восхваление, постоянное упоминание их достоинств глубже проникает в их сердца, больше внушает уважения к тем, кто их славит, чем к тем, кто просит у них, и их восхваление и прославление наилучшее средство в достижении желаемого. Кто-то расхваливает правителей стихами, кто-то прозой, и всякий раз, когда восхваляющий делает это более возвышенными словами и глубочайшими смыслами он освобождает правителя от просьбы и не утруждает его постоянными проблемами. Тем самым хвалящий становится более близок к власть имущим, больше получает наград от них, и он, несомненно, ценнее для них, чем те, кто смешивает восхваления с личными просьбами и желаниями.

Другие учёные сказали: «Человек, который осознаёт заботу его Торца о нём, осознаёт то, что Господь сотворил его из капли, перевёл из чресел в материнскую утробу, сотворил его человеком, обучил его вере и восхвалению, а также осознание того, что это всё было запланировано задолго до его появления на свет, отвлекает его от обращения к Господу с просьбами, так как осознание безграничного могущества и знания Творца погружает человека в море божественной милости».

В Коране сказано:

لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ (87) فَاسْتَجَبْنَا لَهُ

«Нет никакого бога, помимо Тебя, Свят Ты, воистину я был из несправедливых. И Мы ответили ему». Сура «Аль-Анбия» - «Пророки», 87 – 88-й аяты.

Это слова пророка Юнуса (мир ему). Они указывают на то, что произнесение символа веры, признание своего греха и восхваление Аллаха является мольбой, но мольба не является восхвалением, следовательно, восхваление лучше мольбы, потому что в нём присутствует и то, и другое. Об этом также сказал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует):

أَفْضَلُ الدُّعَاءِ دُعَاءُ يَوْمِ عَرَفَةَ وَ أَفْضَلُ مَا قُلْتُ أَنَا وَ النَّبِيُّونَ مِنْ قَبْلِي: لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ

«Лучшая мольба – мольба в день Арафа и лучшее что сказал я и пророки до меня: «Нет никакого бога, помимо Аллаха». Приводит Малик в «Аль-Муватта», Аль-Багави в «Толкование сунны», Абдурраззак в «Аль-Мусаннаф», Аз-Зубайди в «Дары богобоязненных».



[1] Умайя ибн Абу-с-Сальт ас-Сакафи (араб. أمية بن أبي الصَّلْت‎; ум. 626/630) — доисламский арабский поэт, знаток древних писаний из Таифа.

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме