Всевышний Аллах сказал:
مَثَلُ الَّذِينَ يُنْفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ كَمَثَلِ حَبَّةٍ أَنْبَتَتْ سَبْعَ سَنَابِلَ فِي كُلِّ سُنْبُلَةٍ مِئَةُ حَبَّةٍ وَاللَّهُ يُضَاعِفُ لِمَنْ يَشَاءُ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ - «Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (2:261).
Смысл сравнения в этом аяте человека с зерном в том, что из зерна произрастает росток, а из ростка – семь колосьев, в каждом из которых сто зёрен. Не гарантировано, что такое может быть в действительности, хотя просо и пшеница при условии плодородной почвы и в определённых местах произрастает именно таким образом. То есть то, что расходует мусульманин подобно зёрнышку и он сам подобен сеющему зерно.
В комментарии имама Байдави к данному аяту сказано: «…Аллах увеличивает…» количество воздаяний (…кому пожелает…), по милости Своей, в соответствии с искренностью и усердием разнятся и воздаяния за совершённые деяния (…и Аллах – Объемлющий…). Не убавится у Него нисколько, несмотря на то, что Он так щедро одаривает. (…Знающий…) намерение подающего милостыню и размер подаяния его (قاضى بيضاوى)».
Низведён этот аят об Усмане и Абдуррахмане. Причина ниспослания этого аята в том, что в то время, когда Пророк Мухаммад (صلى الله عليه و سلم) побуждал людей к подаяниям на нужды похода на Табук, Абдуррахман бин Ауф принёс четыре тысячи дирхам и обратился к Пророку (صلى الله عليه و سلم): «О, Посланник Аллаха! У меня было восемь тысяч дирхамов. Я оставил себе и своей семье четыре тысячи дирхамов, а остальные четыре тысячи одолжил Аллаху». Сказал ему на это Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم): «Да благословит тебя Аллах в том, что оставил ты и в том, что отдал!». Сказал Усман бин Аффан: «О, Посланник Аллаха! Я снаряжу тех, у кого нет снаряжения». И был ниспослан этот аят (Те, кто расходуют …) (ابو الليث.).
Передаётся от Анаса, что сказал Пророк Мухаммад (صلى الله عليه و سلم):
«Когда сотворил Всевышний Аллах Землю, то она двигалась. Тогда воздвиг Аллах на Неё горы, и она утвердилась. И увидев это, восхитились ангелы и воскликнули: «О, Господь! Есть ли что-то из творений Твоих что сильнее этих гор?!». Ответил Он: «Да! Железо!». Они спросили: «О, Господь! Есть ли что-то из творений Твоих что сильнее железа?». Ответил Он: «Да! Огонь!». Тогда спросили они: «О, Господь! Есть ли что-то из творений Твоих что сильнее огня?». Ответил Он: «Да! Вода!». И снова спросили они: «О, Господь! Есть ли что-то из творений Твоих что сильнее воды?». Ответил Он: «Да! Ветер!». И в последний раз спросили они: «О, Господь! Есть ли что-то из творений Твоих сильнее ветра?». И ответил Он: «Да! Человек, подающий милостыню правой рукой, скрывая её от левой руки. Он – сильнее ветра!».
Но это возможно лишь при соблюдении следующих условий:
1. Скрывать подаяние, как сказал Всевышний Аллах:وَ اِنْ تُخْفُوهَا وَ تُؤتُوهَا الْفُقَرَاءَ فَهُوَ خَيْرٌ لَكُم - «…и если вы будете скрывать ее и давать беднякам, то это лучше для вас».
По этой самой причине усердствовали богобоязненные предки в сокрытии подаяний от глаз людей настолько, что некоторые из них искали незрячего бедняка, дабы не знал бедняк, кто подал ему. Некоторые вкладывали в одежду спящего бедняка или оставляли на дороге, по которой проходили бедняки и могли подобрать подаяние.
2. Остерегаться упрёков и обид. Как сказал Всевышний Аллах: «يَا أيُّهَا الَّذِين آمَنُوا لاَ تُبْطِلُوا صَدَقَاتِكُمْ بِالْمَنِّ وَ الْأَذَى كَالَّذِي يُنْفِقُ مَالَهُ رِئَاءَ النَّاسِ» - «О, те, которые уверовали! Не утрачивайте подаяний своих упрёками и нанесением обид, подобно тому, кто тратит имущество своё напоказ – открыто, ради похвалы людей».
3. Делать подаяние лучшим из имущества твоего. Как сказал Всевышний Аллах: «لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ» - «Никогда не достичь вам благочестия до тех пор, пока не станете расходовать из того, что дорого вам».
Дабы не быть из числа тех, о ком сказал Всевышний Аллах: «وَ يَجْعَلُونَ لِلَّهِ مَا يَكْرَهُونَ» «Дают Аллаху то, что самим не нужно». И на это сказал Пророк Мухаммад (صلى الله عليه و سلم): «Воистину Аллах – Прекрасен и принимает только прекрасное». То есть дозволенное.
4. Подавать милостыню следует с улыбкой на лице, а не хмурым и недовольным. Сказал Всевышний Аллах: «الَّذِينَ يُنْفِقُونَ أمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ثُمَّ لَا يَتَّبِعُونَ مَا أنْفَقُوا مَنّاً وَ لَا أذًى لَهُمْ أجْرُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ وَ لَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَ لَا هُمْ يَحْزَنُونَ» - «Кто расходует имущество своё на пути Аллаха и не упрекают после за это и не обижают, то не будет страха у них и не будут они опечалены». На это сказал Пророк Мухаммад (صلى الله عليه و سلم): «Один дирхам стоит сотни тысяч дирхамов». Это значит, что один дирхам из дозволенного, поданный с радостью, лучше, чем сто тысяч отданные без желания.
5. Искать для своего подаяния достойного применения и отдавать предпочтение богобоязненному учёному или наилучшему праведнику, дабы поддержать их в покорности Всевышнему Аллаху и богобоязненности. Об этом сказал Всевышний Аллах: «اِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَ الْمَسَاكِين» - «Воистину, подаяние – для бедняков и неимущих».
Доводится от Пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم): «Подаяние, покидая руку своего хозяина, произносит пять слов: 1) «Было я малое, а ты увеличил меня»; 2) «Ты оберегал меня, а теперь я оберегаю тебя»; 3) Был я врагом, а ты полюбил меня»; 4) «Я был тленным, но ты увековечил меня»; 5) «Был я незначительным, но ты преумножил меня».
Рассказывается как у сынов Израилевых была сильнейшая засуха, длившаяся несколько лет подряд. У одной женщины был лишь один кусочек хлеба, который она собралась съесть и уже положила его себе в рот, как услышала голос, просящего у двери: «Подайте мне кусок хлеба!» Вытащила она этот кусок хлеба со рта своего и отдала просящему. Затем отправилась она в лес, заготовить дрова и взяла с собой своего грудного ребёнка. Пока она работала, прибежал волк и унёс её ребёнка. Увидев это, она вскрикнула и кинулась за ним. Послал Всевышний Аллах Джибриля и Он извлёк ребёнка из пасти волка и вернул его матери, спросив её: «О, раба Аллаха! Довольна ли ты подаянием за подаяние?!» (تفسير الحنفى.)
Случилась как-то засуха у Сынов Израилевых и один бедняк, ища пропитания, подошёл к дверям богатого дома и постучал. Вышла к нему дочь хозяина дома и обратился он к ней: «Подайте, ради Всевышнего Аллаха, хотя бы кусочек хлеба». Она вынесла ему горячего хлеба. Когда её отец, который слыл жестоким и скупым человеком, вернулся домой и узнал об этом, то разгневавшись, отрубил своей дочери руку. После этого изменил Всевышний Аллах состояние его и растерял он богатство своё, обнищал и умер в униженном положении. Его дочери пришлось обивать пороги, вымаливая себе пропитание. Девушка эта была очень красивой и вот однажды подошла она к дверям одного из богатых домов. Вышла к ней хозяйка дома и взглянув на девушку, увидела насколько она красива. Пригласила она её в дом и решила выдать замуж за своего сына. Спустя время они поженились и когда мать жениха нарядила её и приготовила угощение, девушка протянула свою левую руку, чтобы поесть с мужем. Увидев это, мать сказала: «Ведь знала я, что бедняки не воспитаны! Ешь правой рукой!» Но девушка, промолчав, продолжала есть левой. Мать жениха повторила своё требование несколько раз. И вдруг, из одного из тёмных углов дома прозвучал голос: «Протяни свою правую руку. О, раба Моя! Отдала ты хлеба ради Нас, а Мы возвращаем тебе руку твою!» Стала рука её целой и невредимой, как прежде, по Воле и Могуществу Всевышнего Аллаха.
Приводится хадис от Пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم): «Кто почтил гостя, тот почтил Меня, а кто почтил Меня, тот почтил Аллаха Всевышнего. Но тот, кто обидит гостя – обидит Меня, а кто обидит Меня – обидит Всевышнего Аллаха».
Сказал Пророк Мухаммад (صلى الله عليه و سلم): «Защищайтесь от Ада». То есть создайте для себя защиту от Ада – преграду между вами и пламенем Ада в виде подаяния «Даже кусочком финика». Но пусть подающий не пренебрегает незначительностью этого подаяния. Этот хадис приводят Бухари и Муслим от Ади бин Хатима.
В заключении вышесказанного, становится ясно, что расходование средств на пути Всевышнего Аллаха – причина великого воздаяния и спасения от страха, ужасов и бед в мирской жизни и в жизни вечной.
Усман бин Хасан бин Ахмад Ашшакир Аль Хувайри
«Жемчужина наставляющих»