Учёные по арабскому языку первыми написавшие важные труды по языку и поэзии, ставшие классикой арабского языка, были очень известны. Но за этой известностью скрывается довольно странная смерть этих великих авторов. Кто-то умер, просто съев фрукт, другого неправильно лечили, третий упал в яму, вырытую для льва, кто-то упал с крыши и разбился. Они потратили всю жизнь на изучение и собрание наук, и даже их смерть как бы показывает те трудности, которые они преодолевали в течение своей жизни.
Первый автор толкового словаря по арабскому языку "Аль-'айн" великий арабский филолог Аль-Халиль бин Ахмад бин Амр бин Тамим Аль-Азди Аль-Фарахиди (100 - 170 г.х.). Он также разработал теорию аруд и бухур арабского стихосложения. Ару́з или Ару́д — квантитативная система стихосложения, основанная на чередовании долгих и кратких слогов, возникшая в арабской поэзии и получившая распространение в персидской и тюркской поэзии. Он настолько увлекался своей работой, что ничего не замечал вокруг и был сбит насмерть верблюдом. Многие биографы, в том числе Ибн Халкан в своей книге "Смерти великих" сообщает, что он был в это время занят сложением бахра из аруда.
Представляется необходимым отметить некоторые особенности стихосложения на арабском языке, основные принципы которого были выработаны еще в доисламском периоде и приведены в систему басрийским филологом ал-Халилем (ум. в 791 г. ).
Одна из гипотез связывает возникновение 16 размеров (бахр) арабской квантитативно-ударной просодической системы с различными аллюрами верблюда (ритм его движения задавал ритм песне погонщика). Согласно другой гипотезе, на создание этой системы ал-Халиля натолкнули звуки ударов молотков лудильщиков во время его прогулки по базару.
По мнению египетского исследователя Ахмада ал-Хашими, 15 размеров определил ал-Халил, а 16 упрочил ал-Ахфаш — известный филолог басрийской школы (ум. в 830г.), являвшийся крупным авторитетом в области грамматики и поэзии (ученик Сибавейхи), назвав его «мутадарик» что в переводе означает «исправлять, улучшать», имея ввиду то, что упустил ал-Халил.
Не только Аль-Фарахиди умер такой смертью. Также был сбит на дороге и другой великий арабский филолог известный как Са'ляб (лис), Ахмад бин Яхья бин Зайд (200 - 291 г.х.). Он был ярким представителем куфийской школы арабского языка. Самый известный из его трудов "Фасых Са'ляб" и "Собрания Са'ляб". На эти книги всегда ссылались, опирались и комментировали позднейшие филологи. Когда Са'ляб шёл по дороге его сбила лошадь, он упал в яму и тут же умер. Так закончилась жизнь этого величайшего и яркого учёного.
Умереть от падения в яму было суждено и другому великому и известному арабскому поэту и писателю. Это Али бин Аль-Хасан бин Аль-Фадль ум. 465 г.х., известный какصَرَّدُرّ (кошель жемчугов). Отец, по причине его жадности, прозвал его Сарраби'р «صَرَّ بَعْر» - кошель помёта. Когда он прославился своими стихами, Низам Аль-Мульк - один из везирей сельджуков назвал его Саррадурр, сказав:
«أنت صَرَّ دُر لاصرَّ بعر» - "Ты Саррадурр, а не Сарраби'р".
Люди вырыли яму для поимки львов, а этот знаменитый поэт угодил в неё и тут же погиб. Источники не упоминают почему именно он погиб в этой яме - из-за её глубины, или что-то было в ней.
В пятом столетии по хиджре смерть от падения постигла известного учёного арабской грамматики, известного как «Бабшаз грамматист», Тахира бин Ахмад ум. 469 г.х. Он автор книг "Аль-Мукаддима" - комментарий к "Джумаль" Аз-Зуджаджи. Помимо прочего, он автор огромного труда по грамматике и известно, что это был пятнадцатитомник. После его смерти эту книгу завершили его ученики. Ибн Бабшаз вышел из своей верхней комнаты на крышу мечети, нога его соскользнула, он упал и умер, как приводится об этом в книге "Смерти великих".
Другие великие учёные умирали не от падения в яму или с крыши, а просто после еды. Так произошло с Абу́ Мухаммадом ‘Абдулла́х ибн Мусли́м ад-Ди́навари, более известным как Ибн Кута́йба (ум. 270 г.х.) — исламский богослов, известный толкователь Корана, хадисовед, факих, философ, историк, литератор, языковед. Он автор книг "Источники сведений", "Этикет писателя", "Познания" и многих других книг.
Приводится две версии гибели Ибн Кута́йба. Первая версия приводится в "История Города мира" больше известной как "История Багдада" аль-Хати́ба аль-Багда́ди. В книге сообщается, что Ибн Кутайба очень громко вскрикнул, да так, что это было слышнов далеке, потерял сознание и умер. Вторая версия, которой придерживается большинство авторов, гласит, что он поел "харису" - мясное блюдо восточной кухни, по своему виду напоминающее суп-пюре из разваренной пшеницы и мяса птицы, у него поднялась температура и, очень громко вскрикнув, он потерял сознание, потом его затрясло, после этого он затих и умер.
Еда погубила другого известного филолога Абу́ Уба́йда Ма́’мар ибн аль-Мусанна́ ат-Тайми́ (ум. 209 г.х.) — арабского грамматиста и языковеда, вольноотпущенника арабского племени Бану Тайм. Его отец был иудеем из Беджуравана в Иране и работал красильщиком. Абу́ Уба́йда умер, съев банан, и неизвестно был ли он отравлен или нет, но умер он именно после банана. Некоторые арабские историки приводят, что когда тот же человек, угостивший бананом Убу Убайда, предложил банан Абу аль-Атахия, то он сказал ему: "Что это, о, Абу Джа'фар?! Ты убил бананом Абу́ Уба́йда, и теперь им же хочешь убить и меня?!". Это приводится в книге "История Багдада" аль-Хати́ба аль-Багда́ди.
Другой великий учёный Абу́ Наср Исма‘и́ль ибн Хамма́д аль-Джаухари́ (ум. 393 г.х.) — лексикограф арабского языка, автор словаря «Тадж аль-луга ва сихах аль-арабия» тоже умер при довольно странных обстоятельствах. Он хотел как птица полететь на двух крыльях. Он приготовился к этому полёту, поднялся на крышу одной из мечетей, прыгнул, пытаясь взлететь, но упал и тотчас же скончался.
Ахмад бин Мухаммад бин Исмаиль ад-Димашки ад-Думяти (ум. 338 г.х.), широко известный как Ибн Нухаас - один из великих учёных-шафиитов умер тоже странно. Он оставил много очень важных трудов по арабскому языку среди них, книга "Яблоко в грамматике", которая считается наиважнейшей и полезнейшей книгой по грамматике по причине своей лёгкости и доступности для изучающего. У этого учёного были и большие познания по аруду, что и стало причиной его смерти. В источниках приводится, что Ибн Нухаас сидел на берегу реки и был в это время занят сложением бахра из аруда. Рядом проходил один неграмотный человек и подумал, что этот человек заколдовывает воду в реке. Он пнул ногой Ибн Нухаас, тот упал в воду и утонул. Видимо Ибн Нухаас совсем не умел плавать, а пнувший его плохо знал арабский язык.
Неправильное лечение стало причиной смерти другого известного поэта и писателя Яхья бин Назар бин Саид, известного как Абу Аль-Фадль Аль-Манбиджи (ум. 554 г.х.). Историю его смерти приводит Ибн Халкан в своей книге "Смерти великих". Абу Аль-Фадль Аль-Манбиджи почувствовал тяжесть в ухе и попросил одного человека посмотреть что там и извлечь это из уха. Но этот человек настолько перестарался, что извлёк даже часть головного мозга Абу Аль-Фадль Аль-Манбиджи, конечно после этого Аль-Манбиджи умер.