Суббота 18 января 2025 г.
Фаджр
06:41
Восход
09:01
Зухр
12:52
Аср
14:45
Магриб
16:35
Иша
18:32
Вконтакте Одноклассники Youtube
Построим мечеть вместе!

Календарь событий

Второй египетский поход в Хиджаз

Второй египетский поход в Хиджаз

Мухаммад Али-паша убедился, что невозможно освободить мусульманские святыни, не искоренив до основания два семейства: саудовское и ваххабитское. Другой причиной решительного настроя Мухаммада Али исследователи указывают, что он боялся распространения ваххабитской идеологии в Каире.

После смерти Тусун-паши в 1816 году Мухаммад Али-паша собрал всех своих полководцев в Каире, среди них был его сын Ибрахим-паша. Они собрались на этот совет, чтобы решить, как покончить с этими двумя семействами. Каждый полководец высказал своё мнение. Мухаммад Али-паша взял яблоко и поставил его в центре большого ковра, на котором находилось это высокое собрание. Он попросил присутствующих взять это яблоко, не наступая на ковёр. Никто не знал, как поступить, и только его сын Ибрахим-паша не растерялся, свернул ковёр со своей стороны, взял яблоко и съел его. Отец поднялся из уважения к сыну и сказал: «Таким способом я хотел проверить твою прозорливость, чтобы сказать тебе после этой проверки, что тебе достанется честь избавить арабов, Аравийский полуостров, всех мусульман и святые земли от этой напасти двух семейств: саудовского и вахабитского».

У всех египетских правителей, османских правителей и простых мусульман была общая цель – сломить саудовское государство и вырвать из их лап две главные святыни мусульман. В этом их поддержало большинство мусульман, которые страдали, будучи отлучёнными от выполнения священного хаджа, их поддержали жители Хиджаза, жители Мекки и Медины, сполна вкусившие зверств и бепощадности ваххабизма.

Надо отметить, что общественная мысль была давно готова и ожидала с нетерпением этот военный поход против ваххабитов. Именно общественное мнение оказывало давление на правителей Османской империи и послужило решающим фактором для этого освободительного похода. Естественно, османские правители были в курсе происходящего, но в течение шестидесяти шести лет империя была занята внешними войнами, и им попросту не хватало ресурсов для борьбы с ваххабитами внутри империи. Тем более французская экспедиция 1798-1801 годов, возглавляемая непосредственно Наполеоном Бонапартом, и захват им Египта, требовала от Османов много сил и ресурсов для их изгнания. Это помогало саудитам использовать проблемы Империи для расширения своих завоеваний и разбоя.

Безнаказанный и кровавый беспредел на святых землях уже никто не мог более выносить. Дошло до того, что Сауд написал на Каабе: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Сауд – тень Аллаха на Его Земле». Поэтому не удивительно, что египетскую освободительную кампанию сопровождали учёные университета «Аль-Азхар». Среди них были те, кому поручил участвовать в походе Мухаммад Али-паша, чтобы они вели идеологическую борьбу против ваххабизма. Были и добровольно отправившиеся на эту войну после того, как они узнали, что ваххабиты преследовали и уничтожали суфиев.

Мухаммад Али-паша вёл активную переписку с великим султаном, прося у него материальной и военной поддержки похода. В письмах он называл свои войска мусульманским воинством, а саудитов – хариджитами, от которых следует освободить святые земли. Когда приказ великого султана разлетелся по концам империи, то люди так обрадовались близкому освобождению, что стали заранее готовиться к хаджу ещё более, красочнее, чем прежде. Это красноречивее всего указывает на общественное мнение в отношении саудовского государства. Многие историки, в том числе проваххабитские, рассматривая причины быстрого падения первого саудовского государства, приходят к выводу, что саудиты полагались только на военную силу, не заботясь о взаимоотношении с людьми. Ими не предпринимались попытки наладить отношения с обществом. Здесь всё же можно поспорить, ведь им очень быстро удалось завоевать внимание людей к себе, но крайне отрицательное. Другие считали, что их неудачи - это расплата за грехи. Джон Филби считает, что первое саудовское государство рухнуло, потому что разрослось сверх своих возможностей. Некоторые проваххабитские историки считают, что надо было активнее экспортировать ваххабитскую идею за пределы государства. То есть они считают, что идеологическая пропаганда хромала, и поэтому идея не получила широкого распространения за пределами Аравийского государства. Наверняка эти ошибки учли современные саудовские принцы и активно экспортировали своих «птенцов» – выпускников саудовских исламских вузов в страны, где нужно было расшатать обстановку.

Сауд единолично правил Аравийским полуостровом почти десять лет и запретил не ваххабитам совершать хадж. Поэтому это настроило против него всех мусульман. Современные саудовские правители, напротив, активно используют сезон хаджа для распространения среди паломников ваххабитской идеологии и до сих пор это им удаётся. Более того они приглашают многих малоимущих бесплатно совершить паломничество и «перевоспитывают» их. Можно сказать, они учли ошибки своих предшественников.

Проваххабитские историки ошибаются, потому что Сауд неоднократно предпринимал попытки захватить Шам и Ирак, но его затея не увенчалась успехом. В действительности тот кровавый террор и непримиримую жестокость, которую саудиты применяли для искоренения ширка повергли в ужас и лютую ненависть всех людей. Зверства, с которым ваххабитские боевики захватывали и терзали города и селения ужасала. Они крушили и убивали не щадя никого. Они считали, что это вселит страх в сердца других и поможет им завоёвывать новые территории. В действительности же это настроило и ожесточило людей против них, и, как следствие, способствовало развалу Саудовского государства.

Повсеместный грабёж они прикрывали религией, а награбленное нарекли военными трофеями в надежде, что эти богатства помогут им, в случае надобности, откупиться от врагов. Сауд не жалел денег для своих боевиков и, несомненно, это привлекало в их ряды в основном невежд и лентяев. Также многие амиры подчинялись саудитам, но лишь по причине боязни потерять свою власть, и это не означало, что они принимали ваххабизм. Поэтому, при первой же возможности, они сразу примкнули к войску Мухаммада Али-паши, как и жители большинства селений, захваченных ваххабитами. Некоторые историки считают, что причиной быстрого падения ваххабитского государства стала смерть Сауда. Но, вне всяких сомнений, оно рухнуло бы и с ним, и без него. Чаша терпения мусульман была переполнена, и они поспешили избавиться от них.

Следующий поход против ваххабитов возглавил Ибрахим-паша, и он планомерно освобождал город за городом, как когда-то свернул ковёр в Каире. Он вновь сумел освободить от ваххабитов Мекку, Медину и Таиф. С ним шло множество племён, притесняемых Саудом. После его смерти бразды правления перешли его сыну Абдулле. К нему тут же примкнули потомки Мухаммад бин Абдульваххаба. Но учёные и праведники встали на сторону египетского войска. Историки также упоминают, что после смерти Сауда начался делёж внутри саудовского семейства. Были и другие сыновья Сауда и его братья, претендовавшие на трон. Нет сомнений в том, что внутренние разногласия ослабляли Саудовское государство, но Мухаммад Али-паша всё же никогда не сумел бы победить саудитов без многочисленной поддержки местного населения. Жители Хиджаза, Неджда и многих других племён, даже те, которые являлись родственными семейству Сауда подобно племени Анза, вставали на сторону египетской освободительной кампании. Если бы местное население массово не встало на сторону египтян, то перевес сил был бы, безо всякого сомнения, на стороне саудитов. На это было несколько причин: вооружение саудитов было более современным на тот период, они хорошо знали местность и хорошо владели искусством ведения войны в пустыне.

Войска Ибрахим-паши направились в порт Янбу и прибыли туда в сентябре 1816 года, а затем направились к Лучезарной Медине. Прежде, чем приступить к боевым действиям, Ибрахим-паша занялся организацией войск, убедил примкнуть к нему местные племена и тогда его войска стали мощной силой. Вплоть до самого прибытия экспедиции Ибрахим-паши, Абдулла бин Сауд непрестанно продолжал отправлять письма великому султану и Мухаммаду Али, прося о мире и признавая их власть. Но султан строго запретил Мухаммаду Али как-то реагировать и отвечать на эти письма. Экспедиция Ибрахим-паши состояла из албанцев, а большая часть воинов была из бедуинов востока Египта, Хиджаза и Неджда. Ибрахим-паша не жалел средств для того, чтобы склонить сердца бедуинов на свою сторону. Строгая дисциплина в войсках тоже была важным фактором успеха военного похода Ибрахим-паши. Он жёстко наказывал всех, кто посягал на имущество и честь местного населения. Они расплачивались за всё, что брали у местных жителей на своём пути. Это оказывало положительное впечатление на местное население, и они массово переходили на сторону Ибрахим-паши.

Абдулла бин Сауд был напуган прибытием свежих сил и попытался договориться с Ибрахим-пашой. Абдулла направил ему письмо: «Хвала Аллаху за твоё прибытие после отъезда брата твоего Тусун-паши! Воистину, мы рады этому, ибо не желаем никаких соседей, кроме подобных тебе. Меж нами мир и вечная дружба. Мы надеемся, что ты будешь относиться к нам так же, как относился твой брат Тусун-паша. Уважать и любить тебя – наша обязанность» [4, С.23]. Он отправил посла с дорогими подарками и этим письмом к Ибрахим-паше. Ибрахим-паша ответил ему: «Между мной и тобой лишь вражда и открытая война. Я не откажусь от слов своих, пока не получу целиком царство, находящееся в руках твоих и не верну богатства пророческой комнаты, захваченные отцом твоим, и не передам тебя повелителю нашему – великому султану Махмуд-хану. Так велено мне, а ты делай всё, что считаешь нужным» [4, С.24].

Посол Абдуллы бин Сауда вернулся и передал послание. Он сообщил ему о готовности Ибрахим-паши к войне и о том, что решительность Ибрахим-паши отличается от решительности Тусун-паши. Он не забыл упомянуть также, что Ибрахим-паша ненавидит это, так называемое, новое учение и всех его последователей. Абдулла испугался и начал собирать войска. Он писал подданным о том, что надо выдвинуться и сойтись в бою с Ибрахим-пашой прежде, чем он достигнет центральной части Неджда. Он собрал многочисленную армию и выдвинулся в Аль-Касим. Он разбил лагерь в трёх днях пути от Аль-Хинакии. Там была пустыня с большим водоёмом, куда собиралась дождевая вода. Длина водоёма была примерно два с половиной километра, ширина чуть меньше. Глубина два метра, а местами доходило до четырёх метров. Когда Абдулла бин Сауд добрался до этого места, Ибрахим-паша и его армия расположились вокруг этого водоёма. Было начало лета и стояла сильная жара. Армия Абдуллы испытывала проблемы с водой, и кони и люди устали от долгого перехода и нехватки воды. Доступ к воде преграждали войска Ибрахим-паши. Его самого не было в лагере, но Абдулла об этом не знал. Ибрахим-паша в это время с частью войска был в походе против племён – сторонников Бин Сауда в Аль-Касиме. Абдулла бин Сауд хотел остановиться у воды, но турецкая и арабская конница не подпускали их к водоему. (Продолжение следует).

Источник:  alhakk.ru

Поделится публикацией
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Материалы по теме